Спасти «Россию»
http://www.rbcdaily.ru/2008/12/01/industry/392619
РБК от 1 декабря 2008 года:
Спасти «Россию»
СПб
Просят Минтранс петербургские власти
Петербургские власти опасаются, что базовый авиаперевозчик города ГТК «Россия» будет вынуждена приостановить свою деятельность из-за долгов перед аэропортом Пулково, топливозаправщиком «Совэкс» и банками. В письме губернатора города Валентины Матвиенко к министру транспорта Игорю Левитину глава Петербурга сообщает, что долги авиапредприятия уже превысили 4 млрд руб. В самой компании говорят, что договорились с кредиторами об отсрочке выплаты задолженности. Эксперты авиарынка полагают, что «Россия» сможет получить кредит для погашения задолженности. Правда, они не исключают, что его получателем будет уже не ГТК «Россия», а создаваемые «Ростехнологиями» «Авиалинии России», в которые войдет ГТК.
О письме губернатора Петербурга министру транспорта, в котором г-жа Матвиенко просит принять меры в связи с «критической ситуацией, сложившейся в отношении ФГУП «ГТК «Россия», в пятницу сообщили информагентства. В пресс-службе Минтранса этот вопрос комментировать не стали. Не комментировала ситуацию и пресс-служба губернатора Петербурга. Между тем источник, близкий к Смольному и знакомый с ситуацией в ГТК, подтвердил, что положение авиакомпании сложное. «По сути, сейчас перевозчик лишь оплачивает текущие расходы, выплата долга не производится, и без привлечения кредитных ресурсов начать его погашение невозможно», — говорит он.
В середине ноября генеральный директор ГТК «Россия» Сергей Михальченко говорил, что задолженность компании перед топливозаправщиком «Совэкс» составляет 1,2 млрд руб. В письме Валентины Матвиенко сообщается, что общая задолженность ГТК превышает 4 млрд руб. Там же говорится, что поставщики топлива направили в суд иск о взыскании задолженности и предупредили о прекращении заправки самолетов «России», в случае если поставленный керосин не будет оплачен. По данным Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, рассмотрение иска намечено на 3 декабря.
Пресс-служба ГТК «Россия» в пятницу распространила сообщение, в котором утверждает, что угрозы остановки деятельности компании из-за прекращения топливообеспечения сейчас нет. «С основными кредиторами — ОАО «Аэропорт Пулково» и ЗАО «Совэкс» — достигнуты договоренности об отсрочке погашения долга. ФГУП «ГТК «Россия» продолжает переговоры с рядом банков о предоставлении кредита», — отмечает пресс-служба.
Источник в авиационных кругах на условиях анонимности сообщил, что, несмотря на проведение уже нескольких правительст*венных совещаний по ситуации в авиационной отрасли, банки не торопятся помогать перевозчикам. Связано это в том числе с тем, что банки согласно законодательству не имеют права кредитовать компании, по сути находящиеся в предбанкротном состоянии. Между тем, считает источник, ГТК «Россия» скорее всего может рассчитывать на кредит. Правда, исходя из стратегии создания «Авиалиний России», вероятно, он будет предоставляться не ГТК «Россия», а объединенной компании, в которую войдет ГТК. При этом кредитором может выступить ВЭБ, Газпромбанк или ВТБ.
Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что до банкротства ГТК «Россия» дело не дойдет. «Государство наверняка окажет финансовую помощь авиакомпании, — говорит она. — Но важно, чтобы компания правильно распорядилась средствами и оптимизировала издержки, например закрыла невыгодные для себя маршруты или сократила парк». Кроме того, г-жа Сахнова допускает, что ситуация в «России» может негативно отразиться на планах по созданию «Ростехнологиями» компании «Авиалинии России», которая будет включать несколько государст*венных авиакомпаний — ГТК «Россия», AiRUnion, компании «Атлант-Союз», «Кавминводы*авиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивостокавиа» и «Дальавиа».
Андрей Жуков,Маргарита Рахнова, Санкт-Петербург , 01.12.2008