Аэродромы на вечной мерзлоте (про размораживания-замораживания и прочие конвекции)

A_Z

Старожил
Сегодня очередная новость про валютные ЗВР. Подкрадываются к 700 млрд.&&
Отщипнув 20 можно по всей России понастроить в три ряда нормальных полос
Ещё один верующий в то, что "бабло побеждает зло всё". :)

Надысь сдачу реконструируемого аэропорта в Мирном перенесли. В третий раз.
Это притом, что Мирный является "придворным" аэропортом компании Алроса (слыхали про такую?). Как бы не самой бедной. в стране

Строительство аэропортов с ИВПП "на северах" - это игра в рулетку.
Всегда можно напороться на непредсказуемость вечной мерзлоты. Как напоролись в Мирном.
Теперь будут подмораживать грунт. Под всей ВПП. Представляете себе, во что это обойдётся?

Этот и еще дюжина постов про замораживание/размораживание северных аэродромов перенесены сюда из темы
 
Последнее редактирование модератором:
Реклама
Теперь будут подмораживать грунт. Под всей ВПП. Представляете себе, во что это обойдётся?
Совсем недорого, если подойти к этому процессу с головой:
1749438643785.png

Эта статья от 2013 г. Но я помню, что идея была высказана ещё в 80-х, когда столкнулись с усадкой ж/д насыпи на БАМ-е, бóльшая часть которого проходит по зоне вечномёрзлых грунтов.
Суть метода очень проста: зимой наружные температуры ниже, чем в мёрзлом грунте. Бурятся скважины в мерзлоту, туда вставляются колонны, наполненные незамерзающей жидкостью (можно использовать отходы нефтепромыслов). Верхний слой жидкости охлаждается и опускается вниз. Там нагревается от грунта и поднимается вверх, где снова охлаждается...
Такая колонна по расчётам промораживает грунт вокруг себя до 20 м в диаметре.
А летом, когда снаружи жара, колонна просто "выключается" по законам физики...
В современном прочтении ещё и слои термоизоляции применяют.
 
Последнее редактирование модератором:
Последнее редактирование модератором:
Ну вам же необязательно заливать все баки "под пробку"? ;)
А спецварианты при проектировании 114-го заранее учитывались, о чём я и сказал в цитируемом вами посте. Но вы почему-то эту фразу обрезали...

Ни хрена себе "скотовозка" – с шагом кресел в 32"!!! Если производители кресел косорукие – при чём тут самолёт?!!

Совсем недорого, если подойти к этому процессу с головой:
Посмотреть вложение 861543
Эта статья от 2013 г. Но я помню, что идея была высказана ещё в 80-х, когда столкнулись с усадкой ж/д насыпи на БАМ-е, бóльшая часть которого проходит по зоне вечномёрзлых грунтов.
Суть метода очень проста: зимой наружные температуры ниже, чем в мёрзлом грунте. Бурятся скважины в мерзлоту, туда вставляются колонны, наполненные незамерзающей жидкостью (можно использовать отходы нефтепромыслов). Верхний слой жидкости охлаждается и опускается вниз. Там нагревается от грунта и поднимается вверх, где снова охлаждается...
Такая колонна по расчётам промораживает грунт вокруг себя до 20 м в диаметре.
А летом, когда снаружи жара, колонна просто "выключается" по законам физики...
В современном прочтении ещё и слои термоизоляции применяют.
Я не большой знаток законов физики, но история с колонной выглядит так.
Летом колонна закачивает тепло из верхнего слоя в глубинный.
Зимой колонна не работает.
Конечный результат будет выглядеть как таяние вечной мерзлоты во всем диапазоне глубин одновременно. С последующими явлениями.
Если делается попытка подморозить верхний слой за счет глубинного хладо-аккумулятора, зимой надо пополнять его резерв холода.
Ситуацию с насыпями БАМа кажется решили просто зарыв в насыпь сквозные горизонтальные вентиляционные трубы, без сложных танцев.
 
Я не большой знаток законов физики, но история с колонной выглядит так.
Летом колонна закачивает тепло из верхнего слоя в глубинный.
Зимой колонна не работает.
Вы не знаете даже того, что с охлаждением жидкости её плотность растёт?!
Всё происходит ровно наоборот:
Летом верхний нагретый слой остаётся вверху, а холодный – внизу. И терморегулятор "выключен". Зимой же температура наверху ниже, чем у мерзлоты, и охлаждённая жидкость опускается вниз и передаёт холод окружающему грунту.

Песни петь я и сам могу" (Матроскин).
Вы это успешно и делаете.
Ждать осталось недолго – скоро всё увидим.
 
Последнее редактирование:
Вы не знаете даже того, что с охлаждением жидкости её плотность растёт?!
Не всегда. Например, вода имеет макс. плотность при т-ре +4 град. С.
Ниже её плотность падает.

Летом верхний нагретый слой остаётся вверху, а холодный – внизу. И терморегулятор "выключен".
Вы не знаете даже того, что помимо конвекции, существует ещё и теплопередача.
Так что терморегулятор выключен не будет.

...и охлаждённая жидкость опускается вниз и передаёт холод окружающему грунту.
Вы не знаете даже того, что с падением температуры повышается вязкость жидкости. Любой.
Так что конвекционный теплообмен будут затруднён.

Вы это успешно и делаете.
Неудачная попытка свалить с больной головы на здоровую.
Не зря ведь вы сумели ответить только на эту часть сообщения. :)

Ждать осталось недолго – скоро всё увидим.
А как же статья 2013-го года - двенадцати лет ожидания оказалось недостаточно?
 
Вы не знаете даже того, что с охлаждением жидкости её плотность растёт?!
Всё происходит ровно наоборот:
Летом верхний нагретый слой остаётся вверху, а холодный – внизу. И терморегулятор "выключен". Зимой же температура наверху ниже, чем у мерзлоты, и охлаждённая жидкость опускается вниз и передаёт холод окружающему грунту.
Даже я, тупорылый гуманитарий, кажется, где-то слышал, что тёплое поднимается вверх, холодное опускается вниз. Но, как говорится, снизу постучали :ROFLMAO:
 
Не всегда. Например, вода имеет макс. плотность при т-ре +4 град. С.
Ниже её плотность падает.


Вы не знаете даже того, что помимо конвекции, существует ещё и теплопередача.
Так что терморегулятор выключен не будет.


Вы не знаете даже того, что с падением температуры повышается вязкость жидкости. Любой.
Так что конвекционный теплообмен будут затруднён.


Неудачная попытка свалить с больной головы на здоровую.
Не зря ведь вы сумели ответить только на эту часть сообщения. :)


А как же статья 2013-го года - двенадцати лет ожидания оказалось недостаточно?
Надеюсь это была пародия а не ослоумие...
 
Реклама
Вы не знаете даже того, что помимо конвекции, существует ещё и теплопередача.
Так что терморегулятор выключен не будет.


Вы не знаете даже того, что с падением температуры повышается вязкость жидкости. Любой.
Так что конвекционный теплообмен будут затруднен
Вы не задавались вопросом: почему на старых авто радиаторы имеют форму, вытянутую вертикально, тогда, как в нынешних вытянуты горизонтально, максимум - квадратные?
Вероятно, производители старинной автотракторной техники об этом не знали - потому и делали моторы без водяного насоса, осуществляя, проток ОЖ исключительно за счет конвекции. Ни изменение вязкости, ни теплопередача, ни, даже излучение, процессу не мешали.
 
Последнее редактирование:
Вы не знаете даже того, что с охлаждением жидкости её плотность растёт?!
Всё происходит ровно наоборот:
Летом верхний нагретый слой остаётся вверху, а холодный – внизу. И терморегулятор "выключен". Зимой же температура наверху ниже, чем у мерзлоты, и охлаждённая жидкость опускается вниз и передаёт холод окружающему грунту.


Вы это успешно и делаете.
Ждать осталось недолго – скоро всё увидим.
Только сейчас используют специальный хладагент, и работает через испарение
сезоннодействующие охлаждающие устройства (СОУ)


termostabilizator_v_razreze.jpg

varianty_ustanovki_termostabilizatora(1).jpg
 
Даже я, тупорылый гуманитарий, кажется, где-то слышал, что тёплое поднимается вверх, холодное опускается вниз. Но, как говорится, снизу постучали :ROFLMAO:
Для желающих изучить процессы конвекции и теплоизоляционные свойства предлагаю "натурный эксперимент"
Тем более что сейчас лето.
Такивот: берете пиво и едете купаться на тихое озеро, где народу поменьше.
А на озере по теплой водной глади отплываете от берега и пытаетесь донырнуть до дна. Раз так несколько
Потом выскакиваете на берег смотрите на холодное пиво и у вас само вырвется "твою-ж мать - оно-ж холодное!! Лучше бы водку взяли!"
 
Последнее редактирование:
...напомните, ЕМНИП, по-моему в Ленинграде была линия метро, по на которой в скважины рядом регулярно заливали жидкий азот...
"Невидимая рука рынка" эту линию придушила... верней, отморозила... или разморозила.
 
...напомните, ЕМНИП, по-моему в Ленинграде была линия метро, по на которой в скважины рядом регулярно заливали жидкий азот...
"Невидимая рука рынка" эту линию придушила... верней, отморозила... или разморозила.
Слышал, что Московский университет подмораживают...
 
1995 г Вам ни что не напоминает?
К примеру у на предприятии где наша фирма арендовала помещения где-то в те же годы ежегодно размораживали систему отопления. А потом ее героически восстанавливала "карманная фирма"....
Так что дело скорее всего не в "руке рынка" а в банальной разрухе... которая в головах..
 
Реклама
Назад