Ил-14. История и истории.

Один из красноярских, мои первые фотки самолета на аэродроме. Норильск, 1976 или 77, март. Мы приехали в Алыкель классом на экскурсию, которую организовала для детей мама одноклассницы, работавшая в аэропорту. Я учился тогда в 7 или 6 классе. Мы ходили по полю, внутри были в Ил-18-ом, который прилетел из Красноярска.
 
Реклама
Очень занятно, но позже (в мае), когда мы улетали на материк отдыхать, во время ожидания посадки на Ил-18 до Москвы, я решил выйти из аэровокзала (тогда выход на поле из зала был свободен, просто дверь) и фотографировать стоящий Ил. После первого щелчка фотоаппарата сзади произошел грозный окрик, подскочил какой-то дядька, схватил мою Смену-8М, вытащил кассету и всю ее засветил. От полученного шока я отошел только в самолете...
 
svv сказал(а):
К вопросу о выделения принадлежности к Управлению.
СССР Н-440
svv,
Это не может быть Н440, это уже аэрофлот, видно на эмблеме, да и словечко "управление" присутствует , при НХХХ должно быть "полярная авиация" либо эмблема ГУСМП.

По поводу Антарктических эмблем, там не было особого стандарта, каждая экспедиция могла рисовать свои вариации на тему пингвина и медведя. Рисовалось во время длительного переплывания океана, либо уже на месте. Этот "nose art" заканчивал жизнь на АРЗ в Минске, куда прямиком после Антарктики попадали все возвращенные машины.
 
oldeng сказал(а):
Полностью согласен. Когда по распределению в нескольких управлениях появились машины парка упраздненного УПА, появился и повод заменить на их бортах признак УПА на свой. На это МГА смотрело сквозь пальцы, к тому же решение по УПА было встречено далеко не однозначно, рана еще кровоточила, для лечения годились любые средства. Обратите внимание на эмблему УПА в снимке сообщения 19 - это один из вариантов, наиболее распространенный. Ему предшествовал черно-белый пингвин на оранжевом форкиле антарктического Ан-12 04366 Б.Осипова, который гордо путешествовал потом с этим самолетам по всем аэродромам.
oldeng,
Не в тему вопрос, но что-нибудь Вам известно, почему все первые Ан-12, попавшие в УПА и зарегистрированные 04ХХХ, так относительно быстро были списаны? Это где-то около 62-63г , судя по документам УПА. Пришедшие в полярное управление Ан-12 и зарегистрированные уже в составе Аэрофлота "прожили" гораздо дольше.
 
oldeng,
И забыл еще, по поводу 04366, может быть Вам что-нибудь известно, что за радиолокатор стоял у него в носу когда летал в Антарктиду, там ведь совершенно уникальный обтекатель был...
 
питерец сказал(а):
svv,
Это не может быть Н440, это уже аэрофлот, видно на эмблеме, да и словечко "управление" присутствует , при НХХХ должно быть "полярная авиация" либо эмблема ГУСМП.
утверждать не берусь, но это фото с подписью из книги выпущенной на основе материалов ОКБ Ильюшина
 
oldeng сказал(а):
...Здесь олень второй версии, распространенной. Первая просуществовала на 2-3 машинах недолго, пришлось потом перекрашивать.
....
это тот вариант, который наносился на Ан-10?:oops:
 
питерец сказал(а):
почему все первые Ан-12, попавшие в УПА и зарегистрированные 04ХХХ, так относительно быстро были списаны? Это где-то около 62-63г , судя по документам УПА. Пришедшие в полярное управление Ан-12 и зарегистрированные уже в составе Аэрофлота "прожили" гораздо дольше.
Первыми в МГА Ан-12 были машины первых серий иркутской постройки, поступившие в УПА. Они конструктивно были близки к Ан-10 - со всеми недостатками (малая заправка, отсутствие ТГ-16, недостатки эргономики кабины экипажа и пр.). Бурное развитие серийного производства в Воронеже, а затем и в Ташкенте, с появлением Ан-12А, а тем более Ан-12Б, лишало смысла начатые было доработки первых машин в эксплуатации. Поэтому в 63-64 годах они были просто заменены на Ан-12Б, более пригодные для работы в УПА.
питерец сказал(а):
по поводу 04366, может быть Вам что-нибудь известно, что за радиолокатор стоял у него в носу когда летал в Антарктиду, там ведь совершенно уникальный обтекатель был...
Да, обтекатель антенны РЛС 04366 был более глубоким, что выделяло эту машину среди однотипных даже вне видимости пингвина. Честно говоря, не могу утверждать точно, какой тип локатора стоял, придется порыться в записях. Но значительая часть Ан-12 и все Ан-10(А) были оборудованы РБП-3, встречались и РБП-2.
Гаврик сказал(а):
это тот вариант, который наносился на Ан-10?
__________________
Да, а голова по плечи успела мелькнуть на 2-х - 3-х Ил-14.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вот настоящий Н-440. Ил-12, а не Ил-14.
Это скорее всего два разных Ил-12 с одним и тем же номером. Первый - "антарктический" Ил-12Д, да еще и с форкилем. Второй - "арктический" без грузовой двери и форкиля. Вряд ли машину могли настолько переделывать. Наверное, одна машина была уже списана, когда появилась вторая и ей повтрно присвоили тот же номер.
 
nikitayak сказал(а):
Наверное, одна машина была уже списана, когда появилась вторая и ей повтрно присвоили тот же номер.
Как я понимаю, в Полярной авиации номера присвоили только один раз, с редкими исключениями (вертолеты).
 
Что же тогда можно сказать по поводу номера СССР-Н542?
1957 Ан-2Т Антарктика 0:0 Полярная Авиация СССР-Н542(1) 15447311 во время сильного ветра
май 1958 Ан-2 Антарктика 0:0 Полярная Авиация СССР-Н542(3) 16447310 уничтожен ураганом
28.05.1958 Ан-2 оз.Фигурное(Антарктика) 0:0 Полярная Авиация СССР-Н542(2) 15447318 уничтожен ураганом
 
APKAH,
Н542 был первым антарктическим Ан-2 (привезен с 1 САЭ, был там единственным Ан-2) и вообще первым отечественным самолетом, поднявшимся в воздух в Антарктиде (пилот А.А.Каш). Он был полностью красным, и сверху и снизу и имел весьма красочную эмблему. Был разбит во время ураганов дважды, второй раз - в 3 САЭ, сорван с креплений и унесен ветром, его нашли в неск. км от стоянки и уже не восстанавливали.
 
nikitayak сказал(а):
Это скорее всего два разных Ил-12 с одним и тем же номером. Первый - "антарктический" Ил-12Д, да еще и с форкилем. Второй - "арктический" без грузовой двери и форкиля. Вряд ли машину могли настолько переделывать. Наверное, одна машина была уже списана, когда появилась вторая и ей повтрно присвоили тот же номер.
Похоже , разные машины.
Фото сабжа без форкиля - это "Первое мая на СП-4", из книги В. Перова "Полярными трассами". Кроме того есть описание флагманской машины Мазурука "Н-440" высокоширотных экспедиций 1954 года в книжке Щербакова "На самолете по арктике". Там этот Ил-12 описан как "....обычный пассажирский самолет приспособленный для экспедиционной работы. ....В заднем отсеке мы держим продовольствие. Здесь находится также походная кухня и запасная печь для обогрева самолета... В среднем отсеке расположены диваны и раскладные кровати временных пассажиров...В третьем отсеке расположено руководство экспедиции...".Ничего не отмечено о каком-то транспортном предназначении самолета.
Второй Н440 - очень известная машина, пролетевшая над южным полюсом пилотировавшаяся Виктором Перовым. Кроме этого, с него сбрасывали бочки с топливом при снабжении станции Восток из бомболюков. Очень много тренировались перед этим, выбирая высоту сброса.
Да и схемы окраски этих самолетов- разные.
 
питерец сказал(а):
Фото сабжа без форкиля - это "Первое мая на СП-4", из книги В. Перова "Полярными трассами".

поправлю, поскольку делал сам скан: фотография - действительно 1 мая (1954 года, ВВЭ "Север-6") на одной из "точек" в близи от Северного полюса, но не на СП-4.
Скан из альбома «В центре Арктики», "Правда", Москва 1955, неполный - вся фотография панорамная и присутствуют еще 2 борта (Ли-2). У нас лежит еще 2 фотографии Н-440 (фотограф - Яков Рюмкин) из него ( http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=182 )

Описание Щербакова - именно по этому самолету.

По "антарктическому" Н-440 есть его заводской № 93033719 из монографии Мартианова "Шестой континент, пятый океан..."

Но почему две машины получили один номер - загадка.
Такие случаи есть - Н-120, Н-343, но обьяснения пока не нашли :(
 
Последнее редактирование:
maverick0112 сказал(а):
Но почему две машины получили один номер - загадка.
:(
По поводу Н440 я думаю , было так (по крайней мере такие случаи были). Первый в УПА поступил самолет , заводской номер которого неизвестен ( описан в книге Щербакова), по крайней мере он был в составе УПА в 1954. Второй - Ил-12Д -выпущен в 1949 году (если не так, пусть Mikro поправит) и поступил в ВВС. По какой-то причине первый был списан между 54 и 57 годами. А после этого события из ВВС второй был передан в УПА. Для того времени очень многие Илы и Ли-2 попали в УПА "демобилизовавшись" из ВВС. И тут ему "присвоили " номер Н440.
 
Реклама
nikitayak сказал(а):
Здесь машины, явно пришедшие из Аэрофлота и переоборудованные в ледовые разведчики http://forum.keypublishing.co.uk/sho...t=56858&page=5
(пост 133). Интересно, какое это управление?


attachment.php


Russian Jammers Small Vers.jpg 18th May 2006 10:41

Управление?
Сомневаюсь что самолеты на фотографиях принадлежали МГА, посмотрите на характерные обтекатели под фюзеляжем, надпись на фотографии говорит постановщик помех что тоже сомнительно очень похоже на обзорный локатор нижней полусферы т.е. для работы по поверхности корабли и т.д. Вероятнее всего либо принадлежность МО с раскраской аэрофлота что довольно часто применялось и применяется до сих пор либо ведомственный для испытания оборудования. Главное отличие ледовых разведчиков Ил-14 от обычных заключалось наличие огромного дополнительного топливного бака позволяющего находится в воздухе до 16 часов, радилоакционное оборудование (кроме "Грозы" на последних моделях) отсутствовало т.е. ледовая разведка проводилась визуально.

CCCP-91569

так все таки может у кого есть данные о принадлежности этого борта?
Что Ув. Тов. Micro скажет по этому поводу?

Спасибо.
 
Последнее редактирование:
Назад