Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Тема в разделе "Чёрный ангар", создана пользователем avro, 11 авг 2015.

  1. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #1 11 авг 2015
    Решил такую ветку завести.

    ...В апреле 1956 года грунт аэродрома Новосибирского аэропорта так размок, что руководство ЗСУ ГВФ приняло решение (с согласия ВВС и ПВО) принимать самолеты и выпускать в полет с аэродрома в Толмачево. Нас привозили сюда утром на машине и увозили вечером. Самолеты Ил-12 и Ил-14 взлетали и производили посадки на одну из двух бетонных взлетно-посадочных полос (они были расположены под углом 50-60 градусов), а на другой мы выполняли техническое обслуживание после полета и перед вылетом. Тогда на западной стороне этого аэродрома строилась «громадная» взлетно-посадочная полоса. Это было мое первое знакомство с современным аэродромом Толмачево.

    ...рассказывает ветеран труда СССР, ветеран ЗСУ ГА, ветеран Толмачевского аэропорта, отличник Аэрофлота, депутат трех созывов Обского Совета депутатов, инженер-инспектор по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь» Ю.В. Мурашев.

    http://vn.ru/index.php?id=31623

    Два научных текста одного автора по истории ЗСУ ГА

    http://oaji.net/articles/2015/561-1422258117.pdf

    http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/istoriya/sycheva.pdf
     
    Поблагодарили Fencer, весмол и starik
  2. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #2 17 авг 2015
    Из книги "40 лет ГВФ", 1963 года.

    Купало - командир 204 отряда Ту-104 в Толмачево. Входил в состав Коллегии МГА. Участник Финской и Великой Отечественной (Ил-4). Летал на АНТ-9 в Новосибирске до войны. Позже будет интервью с ним. Почему-то я его в инете не публиковал. Умер Виктор Маркович на 97 году...

    IMG_0459.JPG
     
  3. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #3 20 авг 2015
    Амундсен в Новосибирске.

    «Руал Амундсен очень интересовался развитием русского северного мореплавания и установлением воздушных рейсов вдоль Ледовитого океана, — писала газета. — Узнав, что русские летчики только что совершили полет на остров Врангеля, Амундсен сказал:

    — Мне хочется верить, что недалеко то время когда русские установят правильное пассажирское почтовое и воздушное сообщение через северные моря, и такие рейсы будут гораздо безопаснее пароходных экспедиций по полярным морям».

    В 1927 году в Советском Союзе готовился перелет по маршруту Москва — Токио. Самолет должен был делать посадки в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Воспользовавшись моментом, корреспондент узнал мнение Амундсена по этому вопросу:

    — Как вы думаете, возможно ли в скором времени установить прямые перелеты по маршруту Ленинград — Токио?

    — Конечно. Для этого нужны, между прочим, смелые и опытные летчики, которых у вас достаточно. Мое мнение: воздушные рейсы через Сибирь будут гораздо безопаснее, чем воздушные рейсы через Атлантический океан. Однако ввиду огромных пространств прямые перелеты будут первое время затруднительны, и вам необходимо приступить сейчас же к постройке аэродромов, к техническому усовершенствованию которых так лихорадочно теперь стремится Америка после полетов Бирда, Линдберга, Чемберлина и других.

    http://vn.ru/index.php?id=99183

    ПС. Что за перелет 1927 года в Токио, пока не понял.
     
    Поблагодарили Fencer и starik
  4. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #4 20 авг 2015
    Поблагодарили Fencer и starik
  5. Бурундук

    Бурундук Старожил

    Сообщения:
    5.460
    Адрес:
    Москва
    #5 20 авг 2015
    Известный перелёт.

    АНТ-3 «Наш ответ», 20 августа - 22 сентября 1927 г., С.А. Шестаков,Д.В. Фуфаев
    Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск – Наньян – Окаяма – Токио и обратно

    22000 км, 153 ч лётного времени.

    ant3_2.jpg

    Перелёт будет подробно описан в статье Ковалёва в следующем сборнике "Легенды и мифы авиации", издательство "Русские Витязи"
     
    Последнее редактирование: 20 авг 2015
  6. Историк

    Историк Старожил

    Сообщения:
    1.004
    Адрес:
    Москва
    #6 26 авг 2015
    Забавно: в научной работе по первой ссылке приводится структура авиационных отрядов ЗСУ ГА. Подчистую скопирована с нашего форума из этой ветки :)
    http://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/
    Даже имевшаяся ранее у нас ошибка с не существовавшим Горно-Алтайским ОАО в работу перенесена.
    Автор, кстати, в списке использованной литературы Авиафорум не указал, хотя ссылается на Гос. архив Новосибирской области, где он бы мог найти всю эту информацию в 100% достоверном виде
     
    Поблагодарили Serg, starik, avro и ещё один участник
  7. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #7 29 авг 2015
    Четыре разных истории авиационного Новосибирска времен войны в Северном.

    Одна из них: ...Однажды через Новосибирск в США летел Молотов.

    [Из инета: Весной 1945 года на первую организационную конференцию по подготовке начала работы ООН в Сан-Франциско летел по сибирской линии с остановкой в Марково нарком иностранных дел Молотов.]

    Летел он на большом 4-моторном самолете [Видимо, Пе-8, на котором он уже в США в 1942 году летал через Атлантику, есть книга с описанием этого перелета 1942 года, а вот про перелет 1945 год пока ничего не нашел]. В полете отказала радиостанция. У нас тогда работал Александр Корнеич Феоктистов. Он снял радиостанцию, отнес в лабораторию…(хотя что такое тогда называлось лабораторией, сложно сказать, у нас нормальная лаборатория появилась наверно не раньше 1960х). В общем, за ночь он ее отремонтировал. И самолет полетел дальше с исправной станцией.

    Про Новосибирск-Северный во время Великой Отечественной.

    В части перегонов интересно - почему в Новосибирске была ночевка, если базовым городом для перегона был соседний Красноярск...

    http://avro-live.livejournal.com/113006.html

    UPG. Нашел еще одно упоминание: "Молотов летал через и через Якутск в США. Только было это в апреле 45-го года. И летел он в Сан-Франциско на относительно комфортном Дугласе С-54 (DC-4), а не бомбере Пе-8"

    http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23836092
     
    Последнее редактирование: 31 авг 2015
    Поблагодарили starik и Fencer
  8. Василий Гоголев

    Василий Гоголев Салгын аала

    Сообщения:
    586
    Адрес:
    Якутск
    #8 30 авг 2015
    avro, Молотов в апреле 1945 года на конференцию летел на американском четырехмоторном транспортном самолете С-54, специально выделенном для этой цели ВВС США. Обратно же делегацию доставили экипажи 8-го транспортного авиаполка на С-47.
    Прочитать про перелет и посмотреть фотографии можно в сборнике Прянишникова В.И. "Аляска - Сибирь - фронт" - М.: 2005.
     
    Поблагодарили avro, Fencer и starik
  9. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #9 30 авг 2015
    Василий Гоголев, выходит, новосибирец американскую радиостанцию починил? Реально, про полет Молотова на американском ВС ничего не слышал. Если у Вас есть эта книга, можете скан пары страниц про перелет выложить?

    И нет ли там фамилии Руднев среди перегонщиков?
     
    Последнее редактирование: 31 авг 2015
  10. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #10 30 авг 2015
    Из истории ЗСУ (из книги по истории авиации Новокузнецка 2002 года):

    Первый Ми-8 в Новокузнецке появился 22 мая 1967 года. Первый КВС - Шишкин. (в апреле парк местного авиаотряда был перебазирован на новый аэродром Спинченково, ныне действующий). Летом 1967 был получен первый Ми-2. До этого уже эксплуатировались Ми-1 и Ми-4.
     
  11. zhmurick

    zhmurick Местный

    Сообщения:
    266
    Адрес:
    Алтай
    #11 30 авг 2015
    Поблагодарили Fencer и avro
  12. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #12 31 авг 2015
    Л410 в Белокурихе, старые фото:

    http://aeroaltay.livejournal.com/8356.html

    До этого туда летали Ли-2, в т.ч. из Новосибирска. Про Ил-12/14 ге скажу.
     
    Поблагодарили весмол и Fencer
  13. Василий Гоголев

    Василий Гоголев Салгын аала

    Сообщения:
    586
    Адрес:
    Якутск
    #13 2 сен 2015
    Выходит так.
    Перегонщика по фамилии Руднев в книге нет.

    Цитата про перелет Молотова, стр. 209:
    Фотографии С-54 и Молотова в Якутске:
    017.jpg 018.jpg 019.jpg 020.jpg
     
    Поблагодарили весмол, avro, Fencer и ещё один участник
  14. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #14 11 сен 2015
    Про Новосибирск-Северный во второй половине 1950-х. Из воспоминаний начальника АТБ.

    ...В Северном у нас было в 1956 году четыре Летных отряда:

    114 ЛО – примерно 15 штук Ил-14
    115 ЛО – примерно 15 Ил-12
    116 ЛО – спецавиация - Як-12, Ан-2, Ми-1 и Ми-4.
    6 ЛО – аэрофотосъемка - Ан-2 и Ли-2.

    Аэропорт тогда работал круглосуточно. Перестали у нас ночью летать уже в 1970х. Когда руководство Заельцовского района Новосибирска вышло на городское руководство и выше, что шума много, не дают самолеты людям отдыхать. Ил-14 зимой особенно, в морозы, шумел-то здорово.

    ...Была в аэропорту столовая. Мы туда все ходили. Полуподвальное помещение. Там регулярно обедали городские таксисты. Постоянно там машины стояли. ЗиМы. Ну вот я однажды договорился с таксистом, и с девушкой мы поехали в кино, в кинотеатр «Победа», это самый центр города. Была уже почти зима. Вечер. Выходим мы из кино, а такси нет. Автобусов тоже нет. На улице минус 27. Что делать…

    Подробнее:

    http://avro-live.livejournal.com/114315.html
     
    Поблагодарили весмол и Fencer
  15. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #15 14 сен 2015
    Из уже опубликованного ранее - про полеты на Юнкерсах-52 в Новосибирске, от Кузбасса до Салехарда и Москвы.

    ...Все обозначения в кабине самолета были на немецком языке. Подробной техдокументации и большого количества запчастей тоже не было. Только после окончания войны большое количество двигателей и запчастей к самолету были вывезены в СССР из самой Германии, так что со снабжением стало чуть лучше.
    Наши умельцы-авиатехники поддерживали летное состояние трофейных машин как могли, хотя бывали при этом и разные неприятности. Часто в полете или на земле выходили из строя двигатели. Когда я только начинал летать на Ю-52 в 1943 году, на нашем самолете в Казахстане на стоянке загорелся, выгорел и отвалился один двигатель. Пришлось перелетать домой на двух оставшихся. Затем полет на двух вообще стал почти штатной ситуацией.
    В 1946 году была попытка установить на Ю-52 два советских двигателя АШ-62 с Ли-2 по 1000 л.с. каждый (против 550 л.с. у BMW). Установка новых моторов проходила в Алма-Ате. Был там на переоборудовании и наш самолет, из Новосибирска. На обратном пути в горной местности он попал в грозу и разбился под Талды-Курганом, весь экипаж погиб. После этого АШ-62 ставить не стали, и до списания Юнкерсы у нас летали на немецких моторах.

    http://avro-live.livejournal.com/42004.html
     
    Последнее редактирование: 3 окт 2015
    Поблагодарили весмол и Fencer
  16. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #16 18 сен 2015
    Поблагодарили AirPlaY, Serg, весмол и ещё один участник
  17. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #17 21 сен 2015
    Гончаренко Г. Крылья аэроклуба.Документальная повесть. М. ДОСААФ 1982г. 144 с. Бумажная обложка, обычный формат.

    Книга посвящена воспитанникам Новосибирского аэроклуба ДОСААФ. Главная героиня повести Марина Васильева (Попович) - летчик-испытатель, освоившая десятки новых типов самолетов различных классов. Автор затрагивает вопросы, связанные с развитием и совершенствованием отечественной авиации.

    (Сам книгу эту не видел).
     
    Поблагодарил Fencer
  18. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #18 1 окт 2015
    "Воздушный транспорт", 1985

    Grozny-Lviv.jpg
     
  19. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #19 3 окт 2015
    Пусть повтор на форуме, но в этой ветке не было.

    Как утилизировали Ту-104 в Толмачево

    ...Была вырыта траншея, для безопасности людей. Она была примерно в полроста глубиной. Там можно было нагнуться или присесть на время взрыва. Всего было нас человек 12-15 – техническое руководство ЗСУ и АТБ авиаотряда, и специалисты, которые обеспечивали эту операцию...

    http://avro-live.livejournal.com/82094.html

    Фото Бориса Семенова.

    104-ангар.jpg
     
    Поблагодарили AirPlaY, MALLY и Fencer
  20. avro

    avro Модератор

    Сообщения:
    13.029
    #20 29 окт 2015
    Городской аэропорт мог быть по документам "гарнизоном ГВФ"?

    IMG_0858.JPG
     
  • Поделиться этой страницей

    Rambler's Top100