История космической программы Аполлон и планы по изучению Луны

У Nova диаметр 12,2 метра, если данные Википедии верны.
Хорошо видно половину диаметра, но даже для Nova люди смотрятся как дети.
Поиск по фото толком ничего мне не дал, кроме ссылок на Twitter и на такой сайт
Но там фото подписано, что это Сатурн-5. Может, особо низкорослые мексиканцы там что-то делают? :)
Нижний бак у Новы 15 метров был.
Apollo_62-SATURN-5.jpg
 
Реклама
Добавлю еще одну книгу в копилку.
"Путешествия к Луне": Читать Путешествия к Луне онлайн

Авторы.jpg


Пробовал просматривать на некоторых других сайтах и скачивал в разных форматах, но без фотографий.
На этом сайте фотографии сохранены.

Путешествия к Луне.jpg
 
Не знаю, найду ли вырезку статей из Правды об Аполлоне-11, но о некоторых Лунных экспедициях точно есть те самые сообщения. Да летали они. Говорю вам как один из участников программы "Буран". НИКТО не подвергал сомнению полёты американцев на Луну. Дай Бог, чтобы и у нас получилось!!!
 
Роскосмос:
09.03.2021 15:43
Россия и Китай подписали меморандум о создании лунной станции
Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин и руководитель КНКА г-н Чжан Кэцзянь 9 марта 2021 года в формате видеоконференции подписали от имени правительств России и Китая Меморандум о взаимопонимании между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС).

Госкорпорация «Роскосмос» и КНКА, руководствуясь принципами паритетного распределения прав и обязанностей, будут содействовать сотрудничеству по созданию МНЛС с открытым доступом для всех заинтересованных стран и международных партнеров, имея цель укреплять научно-исследовательское взаимодействие и продвигать исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах всего человечества.

Международная научная лунная станция — комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, лунные наблюдения, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий с возможностью длительной беспилотной эксплуатации с перспективой присутствия человека на Луне.

В рамках проекта по созданию МНЛС Россия и Китай используя свой опыт в области космической науки, создания и использования космической техники и космических технологий будут совместно разрабатывать Дорожную карту создания МНЛС, а также вести тесное взаимодействие при планировании, обосновании, проектировании, разработке, реализации, эксплуатации проекта по созданию МНЛС, включая его презентацию мировому космическому сообществу.

Россия и Китай традиционно стремятся к развитию сотрудничества в области космических технологий, космической науки и использования космического пространства. К настоящему времени в рамках взаимодействия в области исследования Луны и дальнего космоса подписаны и успешно реализуются Соглашение между Госкорпорацией «Роскосмос» и Китайской национальной космической администрацией о сотрудничестве в рамках координации российской миссии с орбитальным космическим аппаратом «Луна-Ресурс-1» (ОА) и китайской миссии исследования полярной области Луны «Чанъэ-7», а также Соглашение между Госкорпорацией «Роскосмос» и Китайской национальной космической администрацией о сотрудничестве в области создания объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса.
 
Вот хорошая тема для обсуждения. Ее не любят конспирологи, поэтому хотелось бы разобраться сначала получше здесь. Потом пригодится. :)
В реальности речь идёт о передатчиках ALSEP. ALSEP - это набор инструментов для длительного сейсмического и температурного изучения Луны. К набору датчиков прилагался РИТЭГ для электропитания и ессно передатчик для отправки информации. В 1977 году эксперимент завершился, но передатчики не отключили и РАТАН-600 действительно принял их излучение. ALSEP было только пять, потому что на первом Апплооне севшем на Луну его не было.
Dominicinio, спасибо за интересную информацию.
Может быть, у кого-нибудь есть еще описание, какие именно данные результатов измерений приборами EASEP и ALSEP передавались на Землю?
Температура, сейсмические данные, что-то по уровню радиации, еще что-то?
И может быть, есть упоминания о том, какими советскими станциями принимались их сигналы? Пусть, может, и не обрабатывались, но ведь известно, что принимались.
Пока нашел на сайте ГАИШ любопытную кандидатскую диссертацию, там 6 раз упоминается ALSEP. http://www.sai.msu.ru/dissovet/Varaksina_PhD.pdf
Но речь там о другом, о системе координат.
Еще интересно, они уже наверное все не работают, всё-таки полвека прошло. Тогда интересно, в каком году перестал работать EASEP (Аполлон-11) и ALSEP от других полетов Аполлонов?
 
Добавлю еще несколько ссылок, касающихся программы Аполлон.

Лекция зам.директора ИМБП, летчика-космонавта Олега Котова:



В беседе участвуют: Игорь Ушаков, академик РАН, доктор медицинских наук, директор Института медико-биологических проблем РАН и Михаил Маров, академик РАН, доктор физико-математических наук:




Джудит Фрондел, "Минералогия Луны":

4 часовой фильм - орбита Луны в реальном времени:




Музей космонавтики, у м.ВДНХ. Есть экспозиция ракеты Сатурн-5:



Радиотелескоп РАТАН-600:

Материалы научной сессии, посвящённой 80-летию академика М. Я. Марова
Четвёртый Международный симпозиум по исследованию Солнечной системы:

Книга "Вернер фон Браун"


XIII Сессия КОСПАР
(Ленинград, май 1970 г.)


Apollo Flight Journal

ASTRONAUTICS AND AERONAUTICS, 1972 Chronology of Science, Technology, and Policy

NASA’s Recommendations to Space-Faring Entities: How to Protect and Preserve the Historic and Scientific Value of U.S. Government Lunar Artifacts

Майкл Коллинз
Твиттер: https://twitter.com/astromcollins
Инстаграм: Login • Instagram
 
Последнее редактирование:
Андрей 65000,
Андрей Иванович,если было,не пинайте!))
если было.снесу...
Николай Иннокентьевич, исключительно из уважения к Вам, пинать не буду ))
Но эта книжка подходит для ветки "Лунный заговор".
Опять те же доводы, якобы двигатель F-1 не мог выдавать тягу 680 тонн. И так далее.
Обычные рассуждения конспиролога. Как я понял, автор Андрей Николаевский.
Вы про него что-то знаете? Какие у него знания и достижения в области ракетостроения?

На этой ветке собираются интересные факты, статьи, книги, лекции и интервью известных в космонавтике людей.
А для диспута и прений есть отдельная тема: https://aviaforum.ru/threads/lunnyj-zagovor.48430/page-35
Оффтопик по лунному заговору вынесен в отдельную тему, чтобы её было удобно добавить в игнор или в избранные.

А всех желающих продолжить сей оффтопик здесь, ожидает блокировка на ветке.

Приведу еще одно интервью, разработчика наших ракетных двигателей, академика РАН, Бориса Ивановича Каторгина.
Коротко про него можно почитать здесь.

Если нет желания смотреть всё интервью, можете отмотать на 19:25.



Николай Иннокентьевич, если приведете интервью или ссылки на книги наших космонавтов и ученых, касающихся данной темы, буду благодарен.
 
Последнее редактирование:
Книга воспоминаний и размышлений главного конструктора ракетно-космической системы «Энергия» Б.И.Губанова
С 91-й страницы 2-го тома немного рассказывается о проекте РН "Нова", далее о "Сатурн-5" и Н-1.
Качество сканирования оставляет желать лучшего, но для ознакомления с книгой приемлемо.

Губанов том2.jpg


Губанов том 2.jpg
 
Беда в том, что страна наша трижды (возможно и больше) создавала тяжёлые носители, и каждый раз начинала заново. Достаточно открыть журнал "Земля и Вселенная" за 198... (не буду врать, лежит где-то) год, там были представлены все планируемые тогда модификации РН "Энергия", чуть ли не до 200 тонн полезной нагрузки. Вот и думай, зачем надо новую "Ангару-ХХ" создавать, вместо кислородно-водородной "Энергии", ну пусть даже с кислородно-керосиновыми блоками. Разве только что нагрузка не боковая, как "Буран" и "Полюс", а на макушку крепить. А если совсем честно, то и носитель схемы Королёва подошёл бы.

924561_d9c628d8518367db2fc02b1e72861112.jpg
 
План, в отличие от плана программы "Аполлон", совершенно нереальный. Хотя бы по срокам Н-1. Что не красит Королёва.
 
Реклама
План, в отличие от плана программы "Аполлон", совершенно нереальный. Хотя бы по срокам Н-1. Что не красит Королёва.
Не согласен. Оба плана реальные, вопрос в финансировании, когда не надо доказывать насколько это выгодно стране. И в тот момент облик Н-1 ещё не был определён, как минимум. Количество и тяга двигателей и т.д.
 
Пассажир Ту-144, один план реализовался. Второй - и близко нет. Это значит, что один план реальный, второй - нереальный.

Королёв - менеджер. И должен думать, в том числе, и о финансировании. На этапе составления плана.
 
Беда в том, что страна наша трижды (возможно и больше) создавала тяжёлые носители, и каждый раз начинала заново.
Потому что дом не строят с крыши, надо сначала создать то что надо нести и только потом - носитель.
Но носитель нравится вождям с интеллектом обезьяны, ибо похож на известный орган
 
Не стану спорить, бесконечный спор. Во времена С.П., светлая ему память, надо было создать НОСИТЕЛЬ, способный преодолеть Земное притяжение, и вывести спутник на орбиту. Полезная нагрузка определялась как следствие, а на перспективу - как цель. Скорее так. И если бы не уход С.П. тогда, в конце 1960-х, думаю что всё это было реализовано. Во всяком случае, создание "Энергии" и других проектов могло оказаться совсем ненужным.
 
Помните проект "Буря"? Полетел, со второй или третьей попытки. Чудо для тех лет, всего через 12-15 лет после Войны. Наш великий КОНСТРУКТОР, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, начал создавать "Спираль", потом свой сверхмощный возвращаемый аппарат, вместе с носителем на такую массу. И не его вина, что в какой-то момент последовала команда "делать всё как у американцев". "Буран" под его командованием родился, да только круче и лучше, чем Штаты сделали. А наша беда, что мы и этого не оценили, как и все достижения СССР.
 
Андрей 65000,посыпаю себя пеплом)),удалил...
Там автор обобщил результаты обсуждения на форумах невысокого пошиба. По сути там бездоказательно, но автор искренне верит, что ему врут на том лишь основании, что не понимает объяснений.
 
План, в отличие от плана программы "Аполлон", совершенно нереальный. Хотя бы по срокам Н-1. Что не красит Королёва.
Мне кажется, было бы некорректно критиковать Королева за планы тех лет. Уж он-то точно лучше нас ориентировался в сложной обстановке в высших эшелонах страны, запутанной посильнее придворной дипломатии времен императрицы Екатерины Алексеевны, и наверняка имел представление, что и когда нужно обещать, сколько и у кого просить, чтобы дело шло. Да и эйфория в те годы у всех была, и у нас, и у них. Это уже потом ясно стало, насколько все сложнее, и насколько наивными эти замахи были.

Пассажир Ту-144, не с целью поспорить, тем более, что спорить об утверждениях в сослагательном наклонении бессмысленно по определению, но все же многочисленные бумажные проекты тех лет, по моему убеждению, имеют околонулевую ценность. Известная правда жизни про "гладко было на бумаге" тут применима, как нигде. Тут все-таки мерилом истины является практика, а практически Королев не смог успешно выполнить даже сравнительно скромную по сравнению с тем громадьем лунную миссию. Да, он не дожил до ее конца, но уже при нем программа очевидно начала буксовать и, по воспоминаниям его соратников, решить проблемы с ней Королев не мог и не знал, как. Все основные причины неудачи программы (позднее начало, отказ от строительства стенда для первой ступени, конструкция самой ступени с 30 двигателями, разделение программ на облетную и посадочную, однопуск на слабой ракете, недостаточное финансирование) возникли еще при нем. Предполагать, что если бы не та злосчастная операция, то он довел бы программу до успешного конца, успешно справившись со всеми проблемами, конечно, можно, но я бы не стал. Скорее бы его в конце концов сняли, как Мишина. Тем более, что после снятия Хрущева Королев сильно потерял в связях наверху, о чем сам говорил. Н-1 он может быть и спас бы, но многое бы это изменило? Сатурн-5 же довели, и еще как, так и тот пришлось выкинуть в итоге. Что до разработки Королевым своего первого космического носителя, так там-то как раз полезная нагрузка была самой непосредственной государственно важной целью, и все мы хорошо знаем, что за нагрузка это была. А упомянутая вами "Буря" - конкурент Р-7 - вообще никакого отношения к космосу не имеет.

Насчет Спирали и прочих небольших ракетопланов: Лозино-Лозинский же не один был. У американцев своих похожих проектов полно было, тот же Dyna-Soar стартовал еще до Спирали. То, что до их конца не довели, скорее плохо говорит о самой концепции. Это, по крайней мере, более вероятно, чем предположение о непроходимой тупости руководств обоих стран, не увидевших очевидных перспектив этих машин. Да и, по правде, особого прорыва в освоении космоса эти проекты не обещали изначально. Так, игрушка для военных. А уж кто лучше, Буран или Шаттл - это вопрос целеполагания. Аппараты имеют очевидные различия, свои достоинства и недостатки, никакого превосходства "по всем параметрам" ни у одного из них нет. Ответ на вопрос, кто лучше, зависит от того, что нам от этих аппаратов нужно.
 
Последнее редактирование:
В любом случае, мы только можем "снять шляпу" и встать на колено перед теми людьми, которые всё это создали, или пытались создать. Постоянно вспоминаю конец 1980-х. Тогда на Байконуре строили СДИ - стенд динамических испытаний для РК "Энергия" с "Бураном" и другими полезными нагрузками. К сожалению, ни одна ракета туда так и не встала, СССР рухнул. Идём по степи. Военные делают жд-путь к СДИ. Так вот, на каждой бетонной шпале штамп стоит: выпуск такой-то, 1967 год. Двадцать с лишним лет прошло, бетонные шпалы как новые, наверняка под Лунную программу и Н-1 делались. Кто-то правильно сказал, "лучшая ж-д дорога в Советском Союзе". Восемь рельсов, четыре параллельных пути. Уклон - миллиметры. По таким же путям установщик "Бурана" с "Энергией " ехал, установщик доработали конечно, но он под Лунную Н-1 первоначально делался. Тепловозы-мотовозы те же были.
 
На Байконуре есть музей, к 50-летию первой высадки человека на Луну открылась выставка "От Земли до Луны", посвященная освоению человеком естественного спутника Земли.


Книга планетолога Шкуратова Ю.М. : http://ru.astron.kharkov.ua/library/books/Shkuratov_Moon_near_far_2.pdf


Интервью летчика-космонавта Сергея Николаевича Рязанского:


Примерно с 5:10 разговор несколько минут идет про Аполлон, про освоение Луны и в перспективе Марса.
Примечательно, что Сергей Рязанский работал в ИМБП, в своей диссертации использовал данные по биомеханике шести полетов Аполлон на Луну.

Добавлю в копилку ветки и репортажи летчика-космонавта Александра Мисуркина.
У него есть свой канал на YouTube, ведет репортажи из Музея космонавтики.
В 21-м выпуске с 7:05 немного рассказывает про лазерную локацию Луны.
 
Последнее редактирование:
Реклама
А если совсем честно, то и носитель схемы Королёва подошёл бы.
Я вот тоже уверен, что довести Н-1 можно бы было, если бы решение не отменили. Для полетов на Луну.

Но вот смотрю на план, это что же, предполагалось запускать для полета к Марсу восемь Н-1, на опорной орбите Земли проводить состыковки их компонентов? А к Марсу даже 14? Или я неправильно понимаю?
1601361_d9c628d8518367db2fc02b1e72861112.jpg
 
Назад