План, в отличие от плана программы "Аполлон", совершенно нереальный. Хотя бы по срокам Н-1. Что не красит Королёва.
Мне кажется, было бы некорректно критиковать Королева за планы тех лет. Уж он-то точно лучше нас ориентировался в сложной обстановке в высших эшелонах страны, запутанной посильнее придворной дипломатии времен императрицы Екатерины Алексеевны, и наверняка имел представление, что и когда нужно обещать, сколько и у кого просить, чтобы дело шло. Да и эйфория в те годы у всех была, и у нас, и у них. Это уже потом ясно стало, насколько все сложнее, и насколько наивными эти замахи были.
Пассажир Ту-144, не с целью поспорить, тем более, что спорить об утверждениях в сослагательном наклонении бессмысленно по определению, но все же многочисленные бумажные проекты тех лет, по моему убеждению, имеют околонулевую ценность. Известная правда жизни про "гладко было на бумаге" тут применима, как нигде. Тут все-таки мерилом истины является практика, а практически Королев не смог успешно выполнить даже сравнительно скромную по сравнению с тем громадьем лунную миссию. Да, он не дожил до ее конца, но уже при нем программа очевидно начала буксовать и, по воспоминаниям его соратников, решить проблемы с ней Королев не мог и не знал, как. Все основные причины неудачи программы (позднее начало, отказ от строительства стенда для первой ступени, конструкция самой ступени с 30 двигателями, разделение программ на облетную и посадочную, однопуск на слабой ракете, недостаточное финансирование) возникли еще при нем. Предполагать, что если бы не та злосчастная операция, то он довел бы программу до успешного конца, успешно справившись со всеми проблемами, конечно, можно, но я бы не стал. Скорее бы его в конце концов сняли, как Мишина. Тем более, что после снятия Хрущева Королев сильно потерял в связях наверху, о чем сам говорил. Н-1 он может быть и спас бы, но многое бы это изменило? Сатурн-5 же довели, и еще как, так и тот пришлось выкинуть в итоге. Что до разработки Королевым своего первого космического носителя, так там-то как раз полезная нагрузка была самой непосредственной государственно важной целью, и все мы хорошо знаем, что за нагрузка это была. А упомянутая вами "Буря" - конкурент Р-7 - вообще никакого отношения к космосу не имеет.
Насчет Спирали и прочих небольших ракетопланов: Лозино-Лозинский же не один был. У американцев своих похожих проектов полно было, тот же Dyna-Soar стартовал еще до Спирали. То, что до их конца не довели, скорее плохо говорит о самой концепции. Это, по крайней мере, более вероятно, чем предположение о непроходимой тупости руководств обоих стран, не увидевших очевидных перспектив этих машин. Да и, по правде, особого прорыва в освоении космоса эти проекты не обещали изначально. Так, игрушка для военных. А уж кто лучше, Буран или Шаттл - это вопрос целеполагания. Аппараты имеют очевидные различия, свои достоинства и недостатки, никакого превосходства "по всем параметрам" ни у одного из них нет. Ответ на вопрос, кто лучше, зависит от того, что нам от этих аппаратов нужно.