История униформы ГВФ

Эх, хотелось постепенно, неспеша "в глубь веков" забираться, полностью разобравшись в форме АФЛ заключительного периода СССР. Ладно, продолжим.
Лацканные знаки наземных служб
 
Не знал, что стюардессы носили обычные фуражечные кокарды (фото стюардессы в красном пиджаке, самое верхнее). А подскажите, какого периода данная кокарда стюардессы?
 
В середине 70-х появилась еще круглая-цельноштампованная кокарда, повторяющая круглую сборную. В это время в училищах ГА на фуражках носилась именно она, когда летные подразделения перешли на кокарду с венком (в увольнительную курсанты конечно одевали фуражку с летной кокардой). На снимке 1975: один курсант в фуражке с круглой (носимой в училище), цельноштампованной кокардой, другой с кокардой уже с венком (носимой в летных подразделениях)(собрался в увольнение)
 
NAV,


это скорее исключение в основном носились маленькие женские кокарды как на остальных фотографиях, а здесь наверное шапка большая слишком вот и поместили мужскую какарду именуюмую в народе "мандавошка".

с надписью "Аэрофлот" это скорее значек чем корарда полагаю что носился на одежде а не на головном уборе
 
Кepим Aбдyл Джaбир,
Я, как Станиславкий: "Не верю!". По поводу единичного использованию "мужских" фуружечных кокард на шапках стюардесс того времени. Подтверждаю фотами. (по поводу кокарды или знака - еще не разобрался)
 
да и Ил-62 в старой раскраске это так года до 1974, похоже что маленькие кокарды еще тогда не существовали, так же на форму "нового образца" (имеется в виду с наплечными знаками различия вместо нарукавных) тоже перешли где то в это время
 
Кepим Aбдyл Джaбир,
Цветная фотография со стюардессами конкретно с журнала 1972 года, переход на наплечные знаки, т.е. погоны произошел конкретно по Постановлению № 55 от 20 января 1977 г., но изменения кокард происходило согласно ведомственным Приказам и это не совпадало с общими Постановлениями о форме одежды ГВФ. Например, кокарды, которые мы видим здесь на фото 72 г., "пережили" Постановление 77 г. и "дожили" неизменившись до 90-х (только ушли с формы стюардесс, уступив место маленьким, в каком году это произошло - не знаю)
 
Вообще, если заговорили подробно о знаках-кокардах бортпроводниц, получается, что в 72 году (приблизительно) происходит замена старых знаков на новые.
Вот первое фото: бортпроводница 1958 г. - шитые с металлической (сплав не знаю) ниткой (канитель) аналогичные нарукавным знакам пилотов.
Следующие две фото, только уже 72 года, теже знаки.
Получается, что в 58 г. таки знаки уже были, а в 72 еще носились.
 
Судя по последней фотографии, этот шитый знак использовался, как на шапочку, так и на рукав стюардессы одновременно.
Вот еще одна интересная фотография, конкурс бортпроводников в Сухуми, тот же 72 год, на шапочке уже что-то новое: шитый венок, внутри пропеллер с крыльями, который вставлялся в мужскую (и женскую в то время) фуражечную кокарду. Кстати, на заднем плане размытые силуэты, но можно разобрать, что у одной сзадистоящей кокарда - шитые (= нарукавные) крылья, а у другой, крайней - металлическая кокарда, которую мы до этого обсуждали
 
Обратим внимание на разнообразие нагрудных знаков стюардесс в том же 72 году.
Предыдущая фото - явный металлический значек. Здесь на фото:
1. Похоже на металлическую птицу с фуражки пилотов
2. Похоже на наплавленный на материал пластик (как в дальнейшем делали нарукавные знаки наземным службам, курсантам и также погоны курсантам ср. училищ)
3. Здесь у сидящей - толи металлическая фуражечная птица, толи специально шитые, у выступающей на лацкане погонная птичка
 
нагрудный полуофициальный знак (у стюардессы на пиджаке)
 
Последнее редактирование:
Прошу прощения - как оступление от темы, но в ее рамках - только что вышедший, усилиями моих однокурсников и пап нынешних студентов Государственного Университета ГА (бывшей Академии ГА в С.Петербурге), мастера знаков из Кубинки - знак учащихся Факультета Летной Эксплуатации.
 

Данные нагрудные знаки были введены приказом МГА СССР № 20 от 31 января 1973 года.
 

Данный знак никакого отношенияк Аэрофлоту не имеет.

Во исполнение этого постановления был издан приказ ГУГВФ № 220 от 11 августа 1956 года, который на долгие годы останется основным нормативным документом о форменной одежде личного состава гражданской авиации.
Этот приказ вводил в действие «Перечень должностей работников Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, которым положены форменная одежда и ношение знаков различия (таблица___).
Устанавливал ношение знаков различия по должностному признаку (должностным категориям).
 
Последнее редактирование модератором:
Кepим Aбдyл Джaбир,

А вот Вам мнение специалиста, подкрепленное соотв. приказом:

Знак на женский головной убор, установлен приказом МГА СССР № 20 от 31 января 1973 года, отменен приказом МГА СССР № 175 от 28.10.1977 года
 
С разрешения Штаб-ротмистр публикую его коллекцию погон.
Первая партия - 1973-1977 гг. (здесь мы расходимся во мнениях, у меня есть фото 1972 г., где авиатор уже в этих погонах, возможно Приказ и был 73г., но носить эти рубашечные погоны начали раньше)
 
Погоны рубашечные 1988-199... гг.
(опять расхождения, белые погоны были введены Приказом в 1988 г., но носили их уже в 85-86 гг.)
 
Погоны на верхнюю одежду: пиджак, плащ, введены Приказом в 1977 гг.
На погонах - лычки - категории, начинаются с одной широкой = 5-ой категории, далее каждая половинка + категория, широкая = 2-м категориям;
4 широких = 11 категории, далее погоны с вышитой птицей и витым кантом,
1 очень широкая = 12-ой категории (Командир летного отряда, Декан факультета и пр.)
2 очень широкие = Зам. Министра ГА
Министр ГА - Главный маршал авиации (Бугаев Б.П.), т.е. уже воинское звание и форма ВВС.
 


Приведенные погоны установлены именно в 1973 году. А вообще погоны на рубашку были установлены приказом МГА СССР № 584 от 3 сентября 1966 года. Но тогда была другая ширина галуна и цвет был единый - золотистый. Сравнивайте...