История создания и развития авиадиспетчерских служб

M

Maevec

Новичок
Здравствуйте!

Ищу информацию, в интернете нашел видеоматериалы, материалы по истории военных командных пунктов и т.п., но ничего непосредственно по теме...
Мне нужно что-то типа общей истории:
Когда появились, в каком виде, как развивались, что влияло, общие принципы и требования построения (формирования) диспетчерских и откуда у этих требований ноги растут.
Также интересует информация по мобильным авиадиспетчерским, интересуют современные прототипы (военные или коммерческие), общие требования к подобным авиадиспетчерским...

Кто может помочь литературой или какими-либо другими материалами буду очень признателен.
 
Реклама
M

Maevec

Новичок
Благодарствую... :)
Это как я понимаю передвижной пункт руководителя полётов (ППРП)?
 
NAV

NAV

Старожил
Да, 1950-54 гг. (судя по наличию погон у РП, старшего лейтенанта гражданской авиации)
 
DG

DG

историк наземной техники
подвижные

Обладаю некоторрой инфой по транспортным средствам службы управления воздушным движением - подвижные пункты руководителей полётов, СКП и т.п. - характеристики, фото

В кратком изложении всё выглядит примерно так


Певые СКП появляются чуть ди ещё не до войны. Были в виде будок на шасси чего угодно. Комплектация разнобойная, унификации никакой

В 1958 году тему эту поднимает журнал "Гражданская авиация". В № 5/1958 появляется статья "Изготовлять стартовые командные пункты в заводских условиях". Предположительно тогда и сдвинулось дело.

Первые заводские СКП появляются в ГСВГ. Делали их на заводе в Вердау на шасси ЗИС-150. Потом выходят они у нас. Уже своего дизайна. Хроника такая

СКП-3 на шасси ЗиС-150,

СКП-9 на шасси ЗиЛ-164,

СКП-9МВ на ЗиЛ-130,

СКП-11 на ЗиЛ-130Е.

Место и точные даты выпуска увы не знаю пока. Сам ищу.

Теперь по поводу ППРП.

В конце 1950-х - первой половине 1960-х - подвижный пункт руководителя полётов это ГАЗик-69, оснащённый радиостанцией, оборудованный кустаным способом

Первые заводские появляются в 1960-х. Это ППРП-67 на базе УАЗ-452. Потом этим машинам присваивают наименование "Уран". Появляются две основных модели Уран-452 и Уран-469. Полнятно на чём. Выпускал это дело опытный завод №408 в Москве. В последствии было немало версий - на поздних УАЗиках, на всех Нивах, последний был на основе Шнивы.

К службе управления воздушным движением относят и автомобили сопровождения самолётов на перроне. Сначала была кустарщина на базе 22-й Волги. А появлению заводских мвшин мы обязаны господину Никсону. Именно под его визит замутили легендарный Эскорт-М. Все вспомнили кадр из "Мимино" )))

Далее был Эскорт-В на базе "четвёрки", и Эскорт-2108 на базе "восьмёрки". Последнюю машину "Эскорт" 408-й завод сделал, что символично на базе Ford Escort в 2007 году

Ксати сюда же надо отнести и автомобили систем посадки - всякие радиолокационные станции, приводные радиостанции - ну там вааще чёрт ногу сломит. В каждом комплексе по несколько машин. Главным образом это ВВС, но в ГА такое тоже было

Сюда же прожекторные установки, которых тьма была версий начиная с 1930-х гг, кодово-неоновые светомаяки передвижные, автомобили мобильного оборудования "Луч", что возили и устанавливали прожекторы обозначения контуров ВПП на военных аэродромах, спецвышки для обслуживания стационарных огней системы посадки в ГА на базе гусеничных тягачей

В общем уйма всего


Примерно так

за техническими подробностями милостисти прошу на контакт

vehicles_fan@mail.ru
 
Последнее редактирование:
NAV

NAV

Старожил
А вот и нет, именно передвижной ком. пункт РП, а не стартовый, другого НЕ было!!!!
 
DG

DG

историк наземной техники
А вот и нет, именно передвижной ком. пункт РП, а не стартовый, другого НЕ было!!!!
Простите, чего другого не было? СКПшек других не было? Или ППРПшек? :D

Чтото не очень понятна суть мысли ;)

Понятно другое. Уж, простите меня извините, но судя по каментам и в профильной, и в побочных ветках со знанием автомобильной авианаземтехники у авиационной братвы дела ещё хуже, чем у автомобильной братвы со знанием летательных аппаратов :rolleyes:

Попробую разяснить разницу между СКП и ППРП

Итак СКП - стартовый командный пункт. Тот, что базе ЗИС-151. Наличие колёс ещё не даёт повода называть эту машину "подвижным пунктом" Это именно СКП и никак иначе! 8-)

СКП - смонтированный в КУНГе мощный радиоузел, предназанченный для управления заходом на посадку и взлётом воздушных судов. В боевом положении из СКП выдвигаются серьёзные антенны, а в идеале устанавливаются антенны на растяжках, так как связь может вестись за сотни километров. Питается всё это хозяйство от бензогенераторного агрегата, который возили на отдельном прицепе

Теперь представьте как это всё хозяйство будет передвигаться с антеннами на растяжках и работающим генератором на одноосном прицепе? :D:D:D

Порой к СКП подводили стационарную энергозапитку. Известно немало сслучаев, когда СКП десятилетиями (!) не съезжали со своего места. Будка использовалась и использовалась как радиоузел, а шасси успевало заржаветь, кабина сгнить а колёса сдуться и врасти в землю

Для наглядности ставлю фотку СКП-9 в истинном боевом положении. Фото - с www.russianarms.ru

На кадре из фильма (за него кстати отдельное СПАСИБО) машина в НЕРАЗВЁРНУТОМ положении. А то, что с него ведётся командование - так на то оно и кино ;)


Итак - на кадре из фильма СКП!

Теперь по поводу ППРП - истинного передвижного пункта. Это малогабаритная машинка с маленькой радиостанцией, на которой руководитель полётов разъезжает по аэродрому и даёт всем трындюлей, чтобы полосу нормально подготовили, самолёт нормально помыли, гайки все закрутили и поглядывает за общей ситуацией

Теперь, надеюсь, понятна разница.

Как классические примеры ППРП - парочка УАЗиков. "Козлик" - от Экзота, "Буханка" - из коллекции Г. Петрова

С уважением,
DG

PPRP-Pulkovo_70e_godyu.jpg


UAZ-NN.JPG


ZIl-SKP-work.jpg
 
Последнее редактирование:
NAV

NAV

Старожил
Почему только в кино, руководство полетами на маленьких аэродромах, тем более на учебных (как в фильме) и велось именно и только с таких машин, а машины РП (верхние Ваши два снимка) - совсем для других целей: сопровождение самолетов на стоянку, осмотр ВПП и пр. Если я на такой за билетами на ж.д вокзал гонял, это не значит, что РП и поездами руководит! А радиостанция на ней (машина РП) для связи с диспетчером руления и экипажами самолетов.
 
DG

DG

историк наземной техники
уважаемый, NAV!

Рекомендую ещё раз, а лучше два-три раза перечитать мои posts. Постараться вникнуть в смысл изложенного, потом перечитать своё сообщение, найти нессответствие вопросов ответам.

А то получается разговор немого с глухим ;)
 
Реклама
Бурундук

Бурундук

Старожил
Возвращаясь к теме маёвца.

Насколько я знаю, первая диспетчерская служба создана на линии Париж-Лондон, самой загруженной авиалинии 1920-х годов.

Причина грустная: в ночном рейсе в 1922г. лоб в лоб сошлись D.H. и Farman. Все погибли.

До этого летали, как хотели, после этого выделили коридоры для полётов "туда" и "обратно" и начали оборудовать их подсветкой.
 
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Подниму тему.
Занялся моделями СКП советского периода для авиасимуляторов и появились вопросы.
1. В книге Е.Кочнева http://thelib.ru/books/kochnev_evgeniy/avtomobili_sovetskoy_armii_1946_1991-read-7.html есть фото СКП-3 образца 1950 г. на базе ЗиС-150 и с фургоном изготовления ГДР.
Как много их было выпущено и применялись ли они еще где-то, кроме ГСВГ? Был ли у него прицеп с электроагрегатом?

СКП-3_ЗиС-150_1950г_производствоГДР_47.jpg


2. К какому типу относится СКП, показанный в фильме "Неподсуден"? Это тоже СКП-3, только на шасси ЗиЛ-157?
3. Раскраска СКП на некоторых снимках сплошная, видимо защитная (зеленая), а на некоторых шашечками, как черными и белыми, так и красными и белыми. Где и когда какая применялась?
4. Куда убиралась башенка руководителя? Внутрь фургона или для неё было приспособление на прицепе?
На этом фото солдаты устанавливают башенку.

СКП-9_0_17393_4d778629_orig.jpg


5. Зачем светофор или семафор на СКП? Он же устанавливается довольно далеко от старта, неужели его видно при заходе на посадку?
И потом стартов два, а может быть и больше. Значит и семафоров должно быть несколько?

Проясните, кто знает.
Спасибо!
 
avro

avro

Модератор
А мне вот очень интересна тема ночных полетов под свет прожекторов по трассе.
 
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Спасибо! Интересно было узнать, что существовали линейные аэромаяки. Неужели была хоть одна трасса, полностью оборудованная такими маяками через 30 км?
 
avro

avro

Модератор
Новосибирск - Омск была ночной трассой с маяками в 1930е.

Ну и вот вариант у буржуинов

Ночные.jpg
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
И в продолжение темы СКП - несколько фотографий из исторического архива 2-го Московского аэроклуба.

Аэродром Тайнинка, 1958 год, СКП на шасси ГАЗ-63:


Аэродом Дубровицы, 1963 год, СКП на шасси ГАЗ-51


Аэродром Дубровицы, 1964 г., СКП на шасси ГАЗ-51


Аэродром Дубровицы, 1965 г., СКП внутри


Аэродром Дубровицы, 1965 год. Еще один СКП, возможно, на шасси ГАЗ-51


Аэродром Пахомово, 1967 год, СКП на шасси ЗИЛ-157


Аэродром Дубровицы, 1975 год, СКП "на колесиках"



Аэродром Пахомово, 1979 год, СКП "без колесиков", возможно, тот самый, что на фото 1967 года.


И два снимка десятилетней давности:

Аэродром Дубровицы, 2006 год


Аэродром Пахомово, 2006 год (ездил на буксире)


Аэродром Пахомово, 2014 год - старый СКП на "новом" шасси с возможностью самостоятельного передвижения
 
Последнее редактирование:
Реклама
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
По светофорам СКП мне дали пояснения морские летчики, за что им большое спасибо!
Светофоры выполняют две функции:
- резервную сигнализацию руководителя полетов приземляющемуся самолету о выпущенном или убранном шасси - зеленый выпущено, красный не выпущено;
- управление пересечения ВПП - зеленый можно пересекать, красный нельзя.
Дублирую информацию здесь, может быть кому пригодится.