Из истории авиации Самары (Куйбышева)

В Группе ВК памяти самарского фотожурналиста Николая Абросимова появились снимки, отснятые в аэропорту Курумоч в январе 1973 года. В частности, в кадр попал самолёт Ту-134А (бортовой номер 65745) - по тем временам, новейшая машина.

















 
А сегодня я был в СОУНБ, где обрабатывал куйбышевскую (самарскую) газету "Волжский Комсомолец" за 1961 год. Как известно, аэропорт Курумоч начал работать как раз тогда. Мне попались два снимка из аэропорта, которые фигурировали в газетных номерах от 9 июля и от 12 июля. В кадре серьёзные "птицы" - Ил-18, Ан-10 и Ту-104.



 
На 4-й фотке, думаю, скорее всего - салон Ту-124?

Могу сказать только про обложку еженедельного журнала "Огонёк" - это номер 3 за 1973 год.

Заодно отмечу свою невнимательность ибо не сразу разглядел бортовой номер у Ту-104А (42453) с первого фотоснимка.
 
Да я не про это. Николай Григорьевич делал фотосессию со стюардессами и журналом "Огонёк" скорее всего на борту самолёта, эксплуатируемого Куйбышевским ОАО. В январе 1973 в Курумоче из пассажирских эксплуатировались Ту-134 СССР-65609 (короткий, без реверса), Ту-124, Як-40 и Ил-14. Вот я и предположил, что фото было сделано, скорее всего, в салоне Ту-124 (или все же в коротком Ту-134?).
 
В советское время крайне редко в каком отряде/эскадрилье эксплуатировался один самолёт одного типа. Так и в Куйбышеве. Вон, 65745 выше тоже курумоченский.
 
Дык Ту-134 в Курумоч начали поступать в 1972 году. И по состоянию на январь 1973 их там было всего 2? (65609 и 65745?), но 65745 - это модификация А. Кстати, а точно 65745 поступил с завода в Курумоч, может всё таки в Уфу?
 

В субботу могу поискать в СОУНБ фоторепортаж непосредственно в газете т.к. в моём архивчике аэропортовской заметки не видать ...
 

В Уфу Ту-134 начали попадать ещё до харьковского инцидента с Ан-10. Кроме того, в расписании 1972 года по Куйбышеву Ту-134 отсутствовали, а вот по Уфе имели место. Видимо, Курумоч "догонялся" за счёт Ту-104. Самолёт в кадре Абросимова вполне мог быть уфимским тем более что рейс 5309 Куйбышев - Уфа в расписании 1972 года планировался на Ан-10.



 
В Приволжском управлении первыми, кто стал работать на Ту-134, были горьковчане. Вторыми, год спустя, уфимцы. В планах 1971 и 1972 гг. поступление Ту-134 в Куйбышев не планировалось. Но тут наступило 18 мая. Пришлось в срочном порядке планы менять и комплектовать пострадавшие отряды новой техникой.
Внутри ПривУГА самолёты перемещались тоже достаточно интенсивно. Из Уфы в Куйбышев, а потом в Чебоксары, Из Куйбышева в Уфу, а потом в Горький и т.д. Не говоря уже про Казань и Оренбург, которые, работая по кооперации, "попробовали" на себе едва ли не все самолёты управления.
А. Кстати, а точно 65745 поступил с завода в Курумоч, может всё таки в Уфу?
Точно.
 
Кроме того, в расписании 1972 года по Куйбышеву Ту-134 отсутствовали
Ту-134 (65609) был передан в Куйбышев из МТУ ГА ЦУМВС в конце ноября 1972, 65745 - в июле 1972. В расписании Куйбышева 1972 года Ту-134 не было скорее всего потому, что планировали эксплуатировать Ан-10, если бы не харьковская катастрофа.
 
Последнее редактирование:
По факту харьковского "погрома" Ан-10 расписание Курумоча на 1972 год, которое было опубликовано в конце марта 1972 года, стало трудновыполнимым. Интересно, могли ли где-то фигурировать его (ну или по другим аэропортам) изменённые варианты или же пришлось ожидать весны 1973 года, когда было обнародовано следующее расписание?

Просто при "нормальном" расписании на 1972 год можно было бы поискать временные отрезки, когда в светлое время суток (т.е. на фотографиях января 1973 года) на перроне в Курумоче одновременно могли находиться Ту-134 и Ту-104. При "ненормальном" же ходе событий оба борта носят свойства внеплановых - рейсов на Ту-134 вообще не планировалось, а рейсы на Ту-104 планировались только на летнее время. Даже наличие сведений о приписке этих бортов (к Уфе и к Новосибирску соответственно) не особенно помогает.

В июле 1972 года в Курумоч прибыли "малыши" Як-40, которых тоже не было в расписании. Вообще тот год выглядит динамичным и интересным - не зря по нему уже избирались два спутниковых снимка. Не исключаю перспективы добраться и до ещё одной спутниковой даты - 04.11.1972 г.
 
Последнее редактирование:
Все расписания 1972 года изменили достаточно оперативно за неделю с 21 по 27 мая 1972 года. Например, на рейсе 731/732 Оренбург – Куйбышев – Москва Ан-10 заменен на Ан-24. Рейс 739/740 Куйбышев – Москва отменен с 21 мая, с 29 мая введен на Ту-104А, с 30 октября Ту-104А заменен на Ту-134. И т.д.
 
Или радиотехник: 1,2,3 проверка связи, как слышно? Прием!
 

Интересно, а время вылета/прилёта по Курумочу меняться могло или оставили старые варианты?
 
Спасибо! Более поздние версии КВ-приёмников Р-254, Р-255 использовались в метеослужбах России и стран хСССР для приёма факсимильных метеокарт вплоть до конца 90-х - начала 2000-х. Потом практически все перешли на приём со спутника и через интернет.
 

Во многих аэропортах СССР вплоть до 1980х годов ограждение было весьма условное, прохожие ходили через территорию аэропорта (порой даже через ВПП), срезая угол, по пути на дачи, огороды, в частный сектор и т.д.