Из истории авиации Самары (Куйбышева)

Интересно, какой смысл был в грунтовой полосе, которая расположена параллельно основной, асфальтобетонной? Или Ан-10 в Курумоче тоже с грунта эксплуатировали?

В большинстве советских аэропортов, где позволяла местность и рельеф, были грунтовые ВПП параллельно основной. Использовались для аварийной посадки ВС (чтобы не заблокировать основную), а также при ремонтных работах на основной ВПП.
Более того, НПП разрешало вылет без запасного аэродрома, если на аэродроме назначения есть две непересекающиеся ВПП.
 
Реклама
Кстати да, Ан-10 вовсю эксплуатировали с грунта. Этот сюжет в частности показан в хорошем худ. фильме "Разрешите взлёт", снятом на грунтовом аэродроме Черкассы. К ним садился Ан-10 на запасной.
 
Все так, но уж как-то она больно "накатанно" выглядит в Курумоче (обратите внимание хотя бы на съезды с нее). Такое ощущение, что ее интенсивно эксплуатируют, а не только используют в аварийных ситуациях.

Ил-14 и Ли-2 вовсю ещё эксплуатировали в 1970-х, они почти всегда с грунта взлетали, и лишь при размокшей ГВПП (после сильного дождя или в период снеготаяния) использовали ИВПП.
 
Кстати да, Ан-10 вовсю эксплуатировали с грунта. Этот сюжет в частности показан в хорошем худ. фильме "Разрешите взлёт", снятом на грунтовом аэродроме Черкассы. К ним садился Ан-10 на запасной.
Тут упоминался рейс Оренбург-Куйбышев-Москва на Ан-10. Я не раз наблюдал вылет и прилет, провожая и встречая родственников, на Ан-10 в Оренбурге на ГВПП аэропорта Неженка. Другой ВПП в Оренбурге не было тогда.
 
Во многих аэропортах СССР вплоть до 1980х годов ограждение было весьма условное, прохожие ходили через территорию аэропорта (порой даже через ВПП), срезая угол, по пути на дачи, огороды, в частный сектор и т.д.
Нууу, это было не только в 80-х. Помню, ездили мы в 2010 году на Соловки и там у нас была экскурсия на остров Анзер, пешеходная часть которой составляет где-то 15 км. С нами в группе были и пожилые бабушки. На обратном пути катер высадил нас в бухте и чтобы добраться до посёлка, нужно было пройти где-то 1,5 км до аэропорта и обойти его по периметру. Ну и решили мы (с ещё одной семейной парой) немножко сократить себе маршрут ;) Пересекли полосу, перрон (они в то время были выполнены из гофрированного металла) и перепрыгнули через вот этот заборчик https://yandex.ru/maps/?l=sat,skl,stv,sta&ll=35.722178,65.030001&mode=whatshere&panorama[direction]=31.253992,-0.717276&panorama[full]=true&panorama[point]=35.722434,65.029911&panorama[span]=72.117461,28.054441&whatshere[point]=35.738758,65.041998&whatshere[zoom]=16&z=19
Только перелезли - из аэровокзала на перрон выбегает матерящийся мужик, но сделать нам уже ничего не может (мы уже за забором). Немного отошли от аэропорта - смотрим, а бабушки последовали нашему примеру. Пришлось матерящемуся мужику, ругая их, отпирать им калитку, чай бабушки уже не молодые, чтобы им скакать через заборы.:)
 
Последнее редактирование:
Так уж сложилось, что на этой неделе Темой рулит Курумоч образца 1973 года. Мы с Абросимовым ("Галантерейщик и Кардинал - это сила!" (С)) не сговаривались - просто так вышлось. Только что, традиционно на ночь глядя, прибыл спутниковый снимок аэропорта Курумоч, отснятый 21 августа 1973 года в районе 13-00 по Москве. Прилагаются семь скринов.

Первый скрин отснят юго-западнее аэропорта, а белая точка в жёлтом кружочке расшифровывается на втором скрине. В кадр удачно попал заходящий на посадку Як-40. Третий скрин посвящён общей панораме аэропорта Курумоч и посёлка Берёза, а четвёртый - только аэропорту.

Авиапарку Курумоча принадлежат три завершающих скрина. Сначала мы видим левую часть перрона с двумя Ан-12 (скорее всего), Ту-124, Ту-134 и застоявшимся Ан-10, который попал на прикол задолго до Харькова-1972 и частично демонтирован.

Центральная часть аэропорта содержит два Ту-124 плюс один Ту-134. В правой части перрона на бетонке присутствуют Ан-24 и на травке Ил-14. Правее Ил-14 (он задействован в двух завершающих скринах) расположились девять Ан-10 из числа снятых с эксплуатации. В предыдущем году они стояли в одну линию в противоположной части аэропорта, но тоже на травке.

Я стараюсь компилировать расписания Курумоча для каждого из его "спутниковых" дней. 21 августа 1973 года по расписанию на Ил-14 должны были совершаться рейсы в Казань, в Бугульму и в Казахстан (Уральск-Актюбинск). Я рассчитывал увидать Як-40 на спутнике, датированном 22 июля 1972 года, но он соблаговолил явиться в кадр лишь сейчас. 21 августа 1973 года планировался прилёт восьми рейсов, оснащённых Як-40. По расписанию ближе всего ко времени съёмки находился рейс п-11 из Воронежа, который должен был прибыть в Курумоч в 12-45 по Москве. Прибытие ближайших по времени "прочих" Як-40 было запланировано либо на два часа раньше либо на три часа позже.

Курумоч-1973-01.jpg


Курумоч-1973-02.jpg


Курумоч-1973-03.jpg


Курумоч-1973-04.jpg


Курумоч-1973-05.jpg


Курумоч-1973-06.jpg


Курумоч-1973-07.jpg
 
Если собрать из расписания Курумоча на 1973 год все рейсы, подходящие под дату 21.08.73, а потом отсортировать по времени вылета и по времени прилёта, получится по три файла для каждой из сортировок.

По вылетам в районе 13-00 (время московское) должны быть два рейса (3141 и 5780) южного направления. Между тем, на территории аэропорта виден лишь один Ан-24 хотя обычно их мельтешит много. Скорее всего это самолёт с саратовского рейса 5780.

Курумоч-1973-вылет-01.jpg


Курумоч-1973-вылет-02.jpg


Курумоч-1973-вылет-03.jpg
 
По прилётам в районе 13-00 (время московское) была сделана попытка идентифицировать подлетающий с юго-запада Як-40 как воронежский (рейс п-11). Далее по времени идут тюменский Ан-24 (рейс 3200) и симферопольский Ту-104 (рейс 3803), но к моменту спутниковых съёмок до Курумоча они не долетят. Интересно, технически возможно ли обнаружение на спутнике какого-либо транзитного самолёта, летящего на эшелоне, или же такой самолёт окажется слишком быстр для съёмок?



Курумоч-1973-прилёт-01.jpg


Курумоч-1973-прилёт-02.jpg


Курумоч-1973-прилёт-03.jpg
 
Последнее редактирование:
Ну и в завершение Курумоча-1973 - вменяемая вырезка аэропорта из большого снимка. Лично у меня не получается делать подобное с файлами, превышающими 100 МБ, но зато это получается у других лиц. (((

Курумоч 1973-08-21 D3C1206-300394F005_c.jpg
 
В первой трети 1964 года газета "Волжский Комсомолец" дважды писала об авиационных делах. В номере от 4 марта рассказано о сложном рейсе экипажа Нагорнова на грузовом Ан-12 (борт № 11339) в Новосибирск. В номере от 17 апреля поведано о техническом рейсе пассажирского Ту-124 по кратенькому маршруту Куйбышев - Уфа. Любопытно, что 17 апреля про этот рейс печатался материал и в уфимской "Советской Башкирии".

ВКц-1964-03-04-трудный рейс на Ан-12.JPG


ВКц-1964-04-17-тестовый авиарейс Ту-124 в Уфу.JPG
 
Последнее редактирование:
Реклама
В Группе памяти фотожурналиста Николая Абросимова опубликованы четыре снимка интерьера аэровокзала Курумоча, отснятые в 1982 году.
Отлично помню этот интерьер и зал ожидания с видом на перрон и полосу, на 2-м этаже над стойками регистрации и выходами на посадку. Правда мне казалось, что макет Ту-154 пониже был установлен.
 
В газете "Волжский Комсомолец" за 1968 год нашлась парочка материалов по сабжу. Первые два файла касаются номера от 18 августа и посвящены Дню Воздушного Флота. Вторая пара файлов увидела свет в номере от 5 октября, где была напечатана заметка о трудах стюардесс. Поскольку прилагавшееся газетное фото вышлось отзеркаленным, пришлось запостить его отдельно.

ВКц-1968-08-18-ко Дню Возд. Флота-1.JPG


ВКц-1968-08-18-ко Дню Возд. Флота-2.JPG


ВКц-1968-10-05-о стюардессах-1.JPG


ВКц-1968-10-05-о стюардессах-2.JPG
 
В газете "Волжский Комсомолец" за 1968 год нашлась парочка материалов по сабжу. Первые два файла касаются номера от 18 августа и посвящены Дню Воздушного Флота.
На первой фотографии третий слева - штурман Александр Ионин - был в составе экипажа Ту-124 б/н СССР-45044, который потерпел катастрофу под Львовом в декабре 1973.
 
Последнее редактирование:
Назад