Из истории авиации Самары (Куйбышева)


В большинстве советских аэропортов, где позволяла местность и рельеф, были грунтовые ВПП параллельно основной. Использовались для аварийной посадки ВС (чтобы не заблокировать основную), а также при ремонтных работах на основной ВПП.
Более того, НПП разрешало вылет без запасного аэродрома, если на аэродроме назначения есть две непересекающиеся ВПП.
 
Кстати да, Ан-10 вовсю эксплуатировали с грунта. Этот сюжет в частности показан в хорошем худ. фильме "Разрешите взлёт", снятом на грунтовом аэродроме Черкассы. К ним садился Ан-10 на запасной.
 

Ил-14 и Ли-2 вовсю ещё эксплуатировали в 1970-х, они почти всегда с грунта взлетали, и лишь при размокшей ГВПП (после сильного дождя или в период снеготаяния) использовали ИВПП.
 
Тут упоминался рейс Оренбург-Куйбышев-Москва на Ан-10. Я не раз наблюдал вылет и прилет, провожая и встречая родственников, на Ан-10 в Оренбурге на ГВПП аэропорта Неженка. Другой ВПП в Оренбурге не было тогда.
 
Нууу, это было не только в 80-х. Помню, ездили мы в 2010 году на Соловки и там у нас была экскурсия на остров Анзер, пешеходная часть которой составляет где-то 15 км. С нами в группе были и пожилые бабушки. На обратном пути катер высадил нас в бухте и чтобы добраться до посёлка, нужно было пройти где-то 1,5 км до аэропорта и обойти его по периметру. Ну и решили мы (с ещё одной семейной парой) немножко сократить себе маршрут Пересекли полосу, перрон (они в то время были выполнены из гофрированного металла) и перепрыгнули через вот этот заборчик https://yandex.ru/maps/?l=sat,skl,stv,sta&ll=35.722178,65.030001&mode=whatshere&panorama[direction]=31.253992,-0.717276&panorama[full]=true&panorama[point]=35.722434,65.029911&panorama[span]=72.117461,28.054441&whatshere[point]=35.738758,65.041998&whatshere[zoom]=16&z=19
Только перелезли - из аэровокзала на перрон выбегает матерящийся мужик, но сделать нам уже ничего не может (мы уже за забором). Немного отошли от аэропорта - смотрим, а бабушки последовали нашему примеру. Пришлось матерящемуся мужику, ругая их, отпирать им калитку, чай бабушки уже не молодые, чтобы им скакать через заборы.
 
Последнее редактирование:
Так уж сложилось, что на этой неделе Темой рулит Курумоч образца 1973 года. Мы с Абросимовым ("Галантерейщик и Кардинал - это сила!" (С)) не сговаривались - просто так вышлось. Только что, традиционно на ночь глядя, прибыл спутниковый снимок аэропорта Курумоч, отснятый 21 августа 1973 года в районе 13-00 по Москве. Прилагаются семь скринов.

Первый скрин отснят юго-западнее аэропорта, а белая точка в жёлтом кружочке расшифровывается на втором скрине. В кадр удачно попал заходящий на посадку Як-40. Третий скрин посвящён общей панораме аэропорта Курумоч и посёлка Берёза, а четвёртый - только аэропорту.

Авиапарку Курумоча принадлежат три завершающих скрина. Сначала мы видим левую часть перрона с двумя Ан-12 (скорее всего), Ту-124, Ту-134 и застоявшимся Ан-10, который попал на прикол задолго до Харькова-1972 и частично демонтирован.

Центральная часть аэропорта содержит два Ту-124 плюс один Ту-134. В правой части перрона на бетонке присутствуют Ан-24 и на травке Ил-14. Правее Ил-14 (он задействован в двух завершающих скринах) расположились девять Ан-10 из числа снятых с эксплуатации. В предыдущем году они стояли в одну линию в противоположной части аэропорта, но тоже на травке.

Я стараюсь компилировать расписания Курумоча для каждого из его "спутниковых" дней. 21 августа 1973 года по расписанию на Ил-14 должны были совершаться рейсы в Казань, в Бугульму и в Казахстан (Уральск-Актюбинск). Я рассчитывал увидать Як-40 на спутнике, датированном 22 июля 1972 года, но он соблаговолил явиться в кадр лишь сейчас. 21 августа 1973 года планировался прилёт восьми рейсов, оснащённых Як-40. По расписанию ближе всего ко времени съёмки находился рейс п-11 из Воронежа, который должен был прибыть в Курумоч в 12-45 по Москве. Прибытие ближайших по времени "прочих" Як-40 было запланировано либо на два часа раньше либо на три часа позже.













 
Если собрать из расписания Курумоча на 1973 год все рейсы, подходящие под дату 21.08.73, а потом отсортировать по времени вылета и по времени прилёта, получится по три файла для каждой из сортировок.

По вылетам в районе 13-00 (время московское) должны быть два рейса (3141 и 5780) южного направления. Между тем, на территории аэропорта виден лишь один Ан-24 хотя обычно их мельтешит много. Скорее всего это самолёт с саратовского рейса 5780.





 
По прилётам в районе 13-00 (время московское) была сделана попытка идентифицировать подлетающий с юго-запада Як-40 как воронежский (рейс п-11). Далее по времени идут тюменский Ан-24 (рейс 3200) и симферопольский Ту-104 (рейс 3803), но к моменту спутниковых съёмок до Курумоча они не долетят. Интересно, технически возможно ли обнаружение на спутнике какого-либо транзитного самолёта, летящего на эшелоне, или же такой самолёт окажется слишком быстр для съёмок?







 
Последнее редактирование:
Ну и в завершение Курумоча-1973 - вменяемая вырезка аэропорта из большого снимка. Лично у меня не получается делать подобное с файлами, превышающими 100 МБ, но зато это получается у других лиц. (((

 
В первой трети 1964 года газета "Волжский Комсомолец" дважды писала об авиационных делах. В номере от 4 марта рассказано о сложном рейсе экипажа Нагорнова на грузовом Ан-12 (борт № 11339) в Новосибирск. В номере от 17 апреля поведано о техническом рейсе пассажирского Ту-124 по кратенькому маршруту Куйбышев - Уфа. Любопытно, что 17 апреля про этот рейс печатался материал и в уфимской "Советской Башкирии".



 
Последнее редактирование: