Окончательный отчет: PDFКатастрофа самолета А-320 ЕК-32009 авиакомпании «Армавиа» произошла в результате его столкновения с водной поверхностью в управляемом полете (CFIT), ночью, при выполнении маневра с набором высоты по прекращению захода на посадку в аэропорту Сочи при погодных условиях хуже установленного метеоминимума для полосы 06.
Перевод самолета на снижение, в процессе выполнения разворота с набором высоты с выключенным автопилотом, был осуществлен управляющими действиями КВС вследствие потери им контроля положения самолета по крену и тангажу на фоне его повышенного психо-эмоционального напряжения. Это привело к началу развития особой ситуации.
Воздействия КВС на органы управления по тангажу были недостаточными для предотвращения перехода ситуации в катастрофическую.
На фоне продолжающихся неадекватных воздействий КВС на органы управления переход ситуации в катастрофическую также стал возможным из-за отсутствия необходимого контроля со стороны второго пилота за параметрами снижения (тангаж, высота, вертикальная скорость) и должной реакции экипажа на СППЗ (EGPWS).
Видно Сочи - место для загадочных катастроф. Но найдена формула их "разгадки"...Не, это не отчет, это фигня какая-то. Самая загадочная для меня лично катастрофа.
Самая загадочная для меня лично катастрофа.
А на Ту решил "показать ВП как надо по-пацански" взлетать. И взлетел в воду...В чем загадка? Вроде все предельно просто, Кэп решил показать ВП как надо по-пацански уходить на второй круг на руках. И ушел, в воду.
Это не Боинг. Это простой маневр. С какого перепугу исправный самолет загнали в воду в пологом пикировании?Вроде все предельно просто, Кэп решил показать ВП как надо по-пацански уходить на второй круг на руках. И ушел, в воду.
Это не Боинг. Это простой маневр. С какого перепугу исправный самолет загнали в воду в пологом пикировании?
Вот в этом:В чем именно для Вас загадка?
Ситуация не предполагала никакого напряга. Обычный маневр, в простых условиях - и такой результат... Странно.Это простой маневр. С какого перепугу исправный самолет загнали в воду в пологом пикировании?
Общая утомленность?Вот в этом:
Ситуация не предполагала никакого напряга. Обычный маневр, в простых условиях - и такой результат... Странно.
Хорошая отмазка, когда " не представилось возможным..." Оба и одновременно потеряли сознание от ухода на второй круг?Общая утомленность?
А почему оба, если: "Управляющие действия КВС и 2-го <...> были направлены в разные стороны"?Оба и одновременно потеряли сознание от ухода на второй круг?
А приоритет управления? На сколько я понимаю, если кнопка зажата КВС, то ВП может дергаться сколько угодно. Поэтому возможно четкая информация о режиме полета от ВП была бы более действенная, чем бестолково дергать РУ. Предельный крен 30*. 32* он уже должен был вопить: - КРЕН! КРЕН!!! И видя, что нет реакции пилотирующего: - БРОСЬ УПРАВЛЕНИЕ!!!А почему оба, если: "Управляющие действия КВС и 2-го <...> были направлены в разные стороны"?
А здесь уже CRM - нутром чуял, а во рту пересохло... У нас же как - КВС царь и бог... Ещё пару поколений нужно чтоб эту хрень с башков стереть...А приоритет управления? На сколько я понимаю, если кнопка зажата КВС, то ВП может дергаться сколько угодно. Поэтому возможно четкая информация о режиме полета от ВП была бы более действенная, чем бестолково дергать РУ. Предельный крен 30*. 32* он уже должен был вопить: - КРЕН! КРЕН!!! И видя, что нет реакции пилотирующего: - БРОСЬ УПРАВЛЕНИЕ!!!
Отрезвляет. Проверено.
Поэтому я и написал, что оба - один не пойми как пилотировал, а другой бесполезно дергался, если конечно другие силы в этом не замешаны.
Общая утомленность?
Вы рассказываете про пилота визуальщика, который эпизодически летает по приборам. Здесь же пилоты, не зависимо от того солнышко светит или тёмная ночь, выполняют только приборное полёты, где поддаваться ощущениям сидит очень глубоко.Иллюзию словил скорее всего.
По опыту чайника, в инструментальных условиях (а еще и ночью) самое сложное не заходы а именно уходы на второй - много всего меняется, много разных перегрузок, и словить какую иллюзию легче легкого если не туда смотреть или поддаваться на ощущения.
Не понимал и не понимаю тех, кто молча бездействуют видя, что их убивают. Какая разница кто сидит в левой чашке? В голову к нему не залезишь, но летим мы в одном самолете и оба должны контролировать режимы полета. Да, есть нюансы в управлении, но никто не отменял "холодный душ" для заблудшего.А здесь уже CRM - нутром чуял, а во рту пересохло... У нас же как - КВС царь и бог... Ещё пару поколений нужно чтоб эту хрень с башков стереть...
И при этом крен 40 градусов и тангаж - 12? Странно...Управляющие действия КВС и 2-го <...> были направлены в разные стороны"
Аналогично и для ВП. Тогда уже КВС может дергаться. Но нет рефлекса ее зажимать.А приоритет управления? На сколько я понимаю, если кнопка зажата КВС, то ВП может дергаться сколько угодно.
Что, собственно, и входило в его обязанности.Поэтому возможно четкая информация о режиме полета от ВП была бы более действенная, чем бестолково дергать РУ.
33 с точки зрения автоматики. Создать крен больше не так просто. А случайно - невозможно.Предельный крен 30*.
Это да. Плюс - Армения. Патриархальная страна в этом смысле.У нас же как - КВС царь и бог...
Во-первых, уже ответил lopast56. Во-вторых, это не уход (go around), а скорее прерванный заход (missed approach) - на порядок более спокойный маневр. Негде там иллюзию ловить.По опыту чайника, в инструментальных условиях (а еще и ночью) самое сложное не заходы а именно уходы на второй - много всего меняется, много разных перегрузок, и словить какую иллюзию легче легкого если не туда смотреть или поддаваться на ощущения.
Этот случай уже разобран вдоль и поперек, мы его много лет назад еще с Пономаренко разбирали, он прямо показывал на места и признаки, где возникала иллюзия.Во-первых, уже ответил lopast56. Во-вторых, это не уход (go around), а скорее прерванный заход (missed approach) - на порядок более спокойный маневр. Негде там иллюзию ловить.
Ок.жуткой смеси go around и missed approach в плане выполнения (точнее не выполнения) процедур
Missed approach vulgaris.Привычного триггера "уходите на второй" не получили, вместо этого "набирайте 600... далее с кругом" и в режим ухода головы не переключили.
Это бывает. Бывает даже, что только так и надо. Не проблема само по себе.Поэтому тупо начали набор высоты в исходной конфигурации.
Нууу, не то чтобы прям гора-гора. Там отворот предусмотрен. Но лезет однозначно неохотно. И?А далее впереди гора, самолет вверх лезет очень туго (он правда очень не хочет набирать с колесами наружу и flaps FULL), тангаж задирается, поскольку автопилот выполнил ровно то, что его попросили сделать...
Разумное действие, абсолютно. Сомневаешься - отключай.с точки зрения КВС все пошло не так... Для него это было unusual attitude, совсем непривычный тангаж, поэтому он и вырубил автопилот, будучи уверенным, что c автопилотом что-то не так и все надо делать самому, не полагаясь ни на кого и ни на какую автоматизацию, что все резко поломалось и работает не так и вообще весь мир ополчился против него.
Да уж. Бывает и такое. Словил, пусть так. Опять же - не проблема само по себе.Далее он словил в развороте иллюзию, как показывает практика подобных случаев, она частенько как раз и возникает в подобных ситуациях при наличии знакопеременных разнонаправленных перегрузок, одновременных действий с арматурой кабины, требующих значительного изменения положения тела (основное - головы
А вот это - КААК? Что такое "естественный горизонт" для пилота А320 и иже с ними? То, что в окошко видно? Таки разочарую - нет. Скорее "естественный" это то, что на PFD. А вот что там было? И было ли? И однинаковое ли было на трех приборах? (игра слов, не придирайтесь. Я знаю что такое естественный горизонт)отсутствия видимости естественного горизонта.
Почему PM не контролировал параметры? А чем он занимался?В итоге....экипаж к этому времени "полетел" в разные стороны, не контролируя параметры полета, как всегда и бывает в таких ситуациях да еще и не разговаривая, что могло бы - опять же не факт - но все-же шанс на это был, вернуть ситуацию в управляемое русло.
В те времена там еще не был предусмотрена как таковая процедура отворота при позднем уходе, при этом надо не забывать, что в этот момент отображалось на ND и куда показывали директора на PFD, учитывая что TOGA никто не ставил, а просто выставили высоту и дернули ручку на FCU.Нууу, не то чтобы прям гора-гора. Там отворот предусмотрен. Но лезет однозначно неохотно. И?
Одинаковое. Естественный горизонт именно с т.з. психосоматики - это не синтетическое изображение любого типа, на то она и иллюзия, чтобы перестать верить тому, что приборы показывают и начать рулить туда, куда подсказывает (неправильно) жопометр. А он тут обманывает.А вот это - КААК? Что такое "естественный горизонт" для пилота А320 и иже с ними? То, что в окошко видно? Таки разочарую - нет. Скорее "естественный" это то, что на PFD. А вот что там было? И было ли? И однинаковое ли было на трех приборах? (игра слов, не придирайтесь. Я знаю что такое естественный горизонт)
На диспетчера, который двум бравым парням, которым море по колено, сесть, как запланировано, не дал, и угнал на 2й, злился.Почему PM не контролировал параметры? А чем он занимался?
Да она и сейчас ходит, если поискать. Ее не секретили.Если есть расшифровка внутрикабинных - буду благодарен. Вроде раньше была в сети, сейчас - нет.