Был запрос от КВС на проход над полосой и было дано ему разрешние на проход. Границей разрешения была высота 100м.
Экипаж выполнял то, что и согласовал с РП - проход над аэродромом. Самолет по глиссаде шел на автопилоте (тот же Ершов утверждает, что так сажать Ту-154 - "вне понимания"). КВС заранее определил способ ухода - автоматическим уходом. Вот и снижался на а/п, полагая, что а/п их потом и уведет. Но автоматический уход работает только при работающей курсо-глиссадной системе (чего экипаж мог и не знать), а нажатие кнопки "автоматический ход" не фиксируется на МСРП (что дало возможность МАКу для последующих спекуляций).
Дальше КВС уже действовал самостоятельно. Никакое разрешение ему от РП на посадку уже нужно не было.
Ну так и не было никакой посадки.
Выпущенное шасси - это так, на всякий случай, если повезет, и возможность для посадки представиться. (Просто нафига проход над полосой, если не надеяться на посадку?)
В принципе, на полосу (в горизонтальной навигации) их нормально должна была вывести ФМС. Оно бы так и было, и они бы увидели включенные для них прожектора, если бы не еще одна ошибка - не учли датум, в котором были заданы координаты аэродрома Смоленск-Северный.
Вот они и шли, полностью доверяя машине, под сообщения РЗП "на курсе, глиссаде".
Туман на полосе и погода ниже минимума аэродрома, это было равносильно практически "корове на полосе"
То, что они, не установив визуального контакта с ВПП, уходили - сомнений нет. С согласованных 100 метров. Поляки это достаточно детально проанализировали. Нажали кнопку - но ухода не произошло. Но наложился рельеф - высота не уменьшалась, что и было воспринято экипажем как работа автоматической системы ухода. Последующее быстрое быстрое уменьшение высоты было, вероятно, шоком для КВСа - налицо отказ, но признаков отказа никаких не наблюдается. У второго пилота, в принципе, было понимание того, что нужно уходить вручную, но его вмешательство в присутствии главкома означало полный конец карьере Протасюка. Он и так пытался ему подсказать, подергав штурвал.
Отключение автопилота пересиливанием не было "катастрофически поздним" - если бы не рельеф - вполне бы ушли.
УКАЗАНИЯМИ образумить КВСа. Были там команды (точно не помню уже) ... что-то типа: "101 горизонт!"...
Команды РП в этой парадигме действий экипажу особо нужны не были - они и так уходили. Они просто не поняли, почему у них не получился маневр.
В общем, причина - недостаток подготовки (незнание матчасти, незнание топографических нюансов картографии ВС РФ, незнание прилегающего к аэродрому рельефа). Вероятно, системные недостатки в 36 полку показались польскому руководству непреодолимыми, и решение о его расформировании поэтому не отнюдь не выглядит "наказанием за катастрофу".
Ну и отдельное, "главком в кабине". Поляки установили, что давления не экипаж не было. Но вот скованность в действия пилотов в критический момент явно привнес.