Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Об окончательных результатах работы Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ту-154М бортовой номер 101 Республики Польша, произошедшей 10 апреля 2010 г. в районе аэродрома Смоленск "Северный"

http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/tu-154m_101.html



Окончательный Отчет (на русском языке)

Окончательный Отчет (на английском языке)

Экспертное заключение по анализу действий группы руководства полетами аэродрома Смоленск "Северный" 10 апреля 2010 года

Коментарии польской стороны к Окончательному Отчету (на польском языке)

Летная оценка действий экипажа

Медико-психологическая экспертиза действий экипажа

Отчёт о тренажёрном эксперименте

Оценка психоэмоционального состояния КВС

Протокол передачи копии МСРП и МАРС

Рекомендации командиру 36 спецполка

Решение Технической комиссии

Экспертное заключение о возможности нахождения в пилотской кабине постороннего лица

Экспертное заключение № 1050 ООО Форенэкс
 
Последнее редактирование:
Пресс-конференци и фильм были квалифицированными и оставили хорошее впечатление, если не считать двух оговорок:
а) как было отмечено в ходе вопросов - действительно странно, почему не позвали поляков, участвовавших в расследовании - один представитель был бы очень кстати
б) что более важно - у меня остался вопрос в отношении действий РП. Хорошо, ты не дал разрешения на посадку. Но у тебя самолёт продолжает заход со стремительным снижением. Реагировать как-то надо? Комментарии по посадке (выше, ниже глиссады, в т.ч. требование от диспетчера уходить на второй круг) - дело регулярное. В данном случае от РП - ни звука. На все вопросы по этой ситуации МАК уходил к формальному ответу - есть правила, по которым подобный международный рейс принимает решение сам. Тем не менее такое решение не отменяет необходимости вести радиообмен. По крайней мере уточнить решение КВС? Что скажут спецы, особенно по военной части?

Кроме того, поляки говорили про какой-то звонок РП. Полгаю, что звонок был, т.к. вряд ли решение по сажать-не сажать поляка в трудных метеоусловиях РП принимал в одиночку. Большинство на его месте связались бы с руководством - и посоветоваться, и снять с себя часть отвественности. Полагаю, что заворачивать самолёт было политически нехорошо, т.к. тут же посыпались бы обвинения в том, что мы Качински не пускаем в Катынь. При этом давать распоряжение сажать любой ценой тоже никто, полагаю, не делал. Так - висячая неопределённость.
 
У РП, как и у экипажа, судя по всему, тоже в голове было несколько противоречивых вводных. Тут стоит обратить внимание на комментарий к анимации-реконструкции о том, что, поскольку поляки не указали режим захода, РП сделал вывод о том, что они будут заходить "своими средствами" и в любом случае уйдут в набор на ВРП. Известно, с какого локатора и с какой частотой он получал информацию?
А командующий ВВС? Он же сам летчик, видел, что происходит и понимал, какая нагрузка на ребят. По хорошему, он первый должен был дать команду на набор.
 
Последнее редактирование:
Кстати, да. Пусть меня поправят, но навскидку частота колебаний антенны ПРЛ — примерно один "кивок" вверх или вниз в одну секунду. Весь цикл — 2...3сек. Т.е., за время обновления метки на индикаторе самолёт успевал снизиться на 15...20метров. Для того, чтобы осознать, что самолёт не переломил траекторию, диспетчеру тоже требовалось время — метка она, ведь, не точка в пару пикселей, а довольно обширное пятнышко и понять только по ней положение самолёта с точностью до метра очень трудно, едва ли возможно.
 
Что означают слова РП: "Посадка дополнительно 120, 3 метра"?
Что такое "посадка дополнительно"?
Что означают цифры?
Почему КВС отвечает "Спасибо"

Если следовать объяснению от создателей фильма (посадка запрещена), выглядит, как КВС не в курсе что ему запретили садиться.
 
Кстати, да. Пусть меня поправят,
Тыправ на все 90%., добавь сюда еще только одно: РП находился на "Вышке", а информацию получал от оператора РСП, находящегося в аппаратном зале. Ну небыло "выноса" его рабочм месте.
 
Вроде как проскакивала недавно информация, что у командующего ВВС сколько то промиле алкоголя выявили.
 
Цыфры - ветер направление 120 градусов дует со скоростью 3м/с.
посадка дополнительно - "я тебе посадку не разрешаю, но продолжай пока заходить, если условия станут приемлемы, то разрешу"
Сасибо относится к информации о ветре

---------- Добавлено в 18:55 ----------

В отчете МАК 0,6
 
Что означают слова РП: "Посадка дополнительно 120, 3 метра"?
"Посадку разрешу позднее по Вашему запросу. Без моего "добро" не садитесь. Пока в силе сохраняется моя рекомендация с высоты 100м уходить на второй круг."
Цифры — направление и скорость ветра (120°, 3м/с).

Почему КВС отвечает "Спасибо"
Профессиональная вежливость.

Экипажу никто не разрешал садиться. Перечитайте ветку; всё разжёвано не по разу.

В записи, вроде, мелькает фраза про "выносной индикатор"?
 
Свежепринятый стопарь-другой водки (зависит от веса), учитывая посмертное измерение
 
как-то странно, что комментарии поляков доступны только на польском при том, что отчет на русском и английском, или перевод ожидается позднее? как это происходит по правилам?