Расследование завершено Катастрофа вертолета Eurocopter AS-350B3 RA-04032 в Нижегородской области 20.11.2014

Экзот, Вопрос к Вам, как к человеку знакомого с местностью не по Гуглу. Как это может быть, если между ЛЭП и канатной дорогой я намерил 6,5км и поворот русла, а до гребного канала 4 км?



Получается, что полеты вдоль русла выполняются на Н~35 - 50м. Просто это письмо не очень вписывается в отчет. Может есть местные особенности.Спасибо. Конечно не совсем по теме. АУ.

Все это прошлое, и все это понятно. Но как с простым правилом - НИКОГДА НЕ ЛЕТАТЬ НАД РУСЛОМ, летать над БЕРЕГОМ так чтобы было видно МАЧТЫ?

А то придите полетайте в Калифорнии по руслам рек. Встреча с ЛЭП практически гарантирована. Причем на высотах до примерно 150 метров (бывают и на такой высоте над водой провода). И поэтому учат всех - летать ТОЛЬКО над берегом, или совсем рядом с берегом, а главное - смотреть НА БЕРЕГ и искать там МАЧТЫ и вышки ЛЭП и прочей фигни.
 
Реклама
Последующее донесение об АП с вертолетом «Eurocopter» AS-350 B3 RA-04032
 

Вложения

  • pd_RA-04032.pdf
    78 КБ · Просмотры: 83
TAF UWGG 201050Z 2012/2112 27003MPS 2100 BR OVC007 650070
TEMPO 2012/2024 OVC004=

METAR UWGG 201400Z VRB01MPS 4400 BR OVC005 M06/M07 Q1036
TEMPO OVC004 36090060 RMK QBB150 QFE770=

Место катастрофы находится в 30 км юго-восточнее аэропорта Стригино (в 1,6 км юго-восточнее вертолётной площадки Новоликеево).

В первом приближении можно использовать погоду Стригино, а там фактическая была 150х4400, по прогнозу 210х2100 (временами 120х2100). То есть погода намного хуже чем ПВП-ночь, и на нижнем пределе для ПВП-день (а если учитывать "временами", то и ниже ПВП-день).

К западу от Новоликеево превышения такие: Кстово 90 м, Стригино 78 м, на северо-запад Гребной канал 74 м. Южнее Новоликеево превышения 70-80 м. А вот сама ВП Новоликеево уже 155 м, к востоку от неё на расстоянии 1500-1600 м (где произошла катастрофа) превышения ещё больше - около 170 м.

То есть южнее Новоликеево высота нижней границы облаков была скорее всего как и в Стригино, около 150 м. А восточнее Новоликеево рельеф местности поднялся на 100 м и соответственно ВНГО снизилась метров до 50, видимость упала соответственно метров до 800-1000. Всё предельно понятно.

При условиях 50х800 и днём-то визуальный полёт чреват катастрофой, ну а в ночное время (а была уже ночь) это практически приговор.
 
С таким подходом можно только ходить вокруг вертолета и вытирать с него пыль.
Господа визуальщики, при хорошей погоде ТРЕНИРУЙТЕСЬ ПИЛОТИРОВАТЬ ПО ПРИБОРАМ!!! Это ВАС СПАСЕТ ОТ "ПРИГОВОРА"!!!

Кто бы спорил. Да вот беда - этот вертолёт не оборудован для ППП (на нём даже нет ПОС, не говоря уж о навигационных приборах).
Есть даже сомнения, был ли радиовысотомер на данном вертолёте.
 
В эпоху НПП этой катастрофы просто не было бы.
Ибо при прогнозе погоды ниже минимума ПВП диспетчер МДП закрывал зону для полётов - прилетающие борта не впускал в зону, а уже летающие - отправлял на запасные аэродромы и площадки. Борта, КВСы которых допущены к ППП - мог поднять на минимальную безопасную высоту и направить на базовый аэродром. Как-то так.
 
Низкие облака имеют более-менее горизонтальную нижнюю границу (относительно уровня моря), они не огибают каждый холм на одной и той же высоте (относительно поверхности земли). Понимание этого простого факта при анализе метеоусловий могло бы спасти жизнь многим пилотам и их пассажирам.

Особенность, осложняющая визуальное пилотирование в метеоусловиях, близких к минимуму для ПВП: в российских площадных прогнозах для полётов по ПВП (ФЛ и GAMET) высота нижней границы облаков обычно указывается от поверхности земли (и лишь в горной местности от уровня моря). Однако синоптик, когда разрабатывает прогноз, априори подразумевает некий средний уровень высоты рельефа местности, в данном случае это 200 м. То есть ВНГО (в прогнозе) 150 м над уровнем рельефа по сути означает 350 м над уровнем моря (поскольку низкие облака имеют более-менее горизонтальную нижнюю границу, они не огибают каждый холм на одной и той же высоте).

Я писал об этой проблеме в связи с катастрофой вертолёта Аугуста в Тверской области в 2013 году:

http://meteocenter.asia/book/Agusta_20130914.pdf

Минимальная высота полёта по местной воздушной линии на участке ЛУКОБ-СТЕРИ установлена 400 м над уровнем моря (минимальная высота визуального полёта 150 м над уровнем рельефа \+ высота наивысшей точки рельефа 250 м над уровнем моря). Если бы в прогнозе была указана высота нижней границы облачности 350 м над уровнем моря, было бы очевидно для всех пользователей воздушного пространства (и пилотов, и авиадиспетчеров), что на этом участке МВЛ в данный период под облаками (визуально) пройти невозможно (высота облачности над наивысшей точкой рельефа будет около 100 м, то есть меньше допустимых 150 м). Причём даже в том случае, если бы прогноз оправдался и фактические метеоусловия были бы 150х3000 м, а не 50х500 м. Фактически в месте катастрофы высота рельефа местности оказалась ещё выше - около 285 м над уровнем моря, а значит даже при оправдавшемся прогнозе высота облаков над вершиной холма была бы около 65 м.

Вывод: оптимальным было бы в площадных прогнозах в РФ высоту облачности всегда указывать относительно уровня моря. Тогда, с учётом высот рельефа в том или ином районе (и минимальной безопасной высоты), при прочтении прогноза пользователям сразу будет понятно, возможен ли полёт по ПВП.

В ряде европейских стран (например, Германия, Австрия, Испания, Чехия) высота облачности в прогнозах GAMET указывается именно от уровня моря. Было бы логично указывать и в российских площадных прогнозах (GAMET, ФЛ) высоту облачности от уровня моря (не только в горной, но и в равнинной и холмистой местности), тем самым избегая разночтений и повышая безопасность полётов авиации на малых высотах.
 
Да вот беда - этот вертолёт не оборудован для ППП (на нём даже нет ПОС, не говоря уж о навигационных приборах).
Есть даже сомнения, был ли радиовысотомер на данном вертолёте.
У меня вопрос: Что делал этот вертолет с таким "не оборудованием" (за пилота не говорю) в погоде 150 на 2000м. Стоит облачности понизиться на 10м это уже ППП либо полет ниже минимально безопасной? Как можно присваивать минимум КВС 150 на 2000 не давая приборной подготовки?(не имею этот конкретный случай) Отсутствие ПОС это конечно слабое место, но опять же, если при такой погоде еще дают и облединение в облаках, то может лучше подождать солнышко. При той погоде и прогнозу нужно, что бы Нижний был железным запасным. И не стисняться пользоваться своим правом - УХОДА НА ЗАПАСНОЙ или ПОСАДКА НА ППСВ. А что бывают вертолеты без РВ? Извиняюсь за необразованность. Что касается площадных прогнозов, то Вы абсолютно правы. В свое время мы еле добились, что бы для прогнозов на АХР область разбили на сектора. Было семь секторов. Сейчас один метеоцентр пишет прогноз на ПЯТЬ областей! И часто получается, что в прогнозе "МЕСТАМИ"т.е менее 50%, на твоем маршруте оказывается все 100%. Хорошо если снизойдут и укажут к примеру "севернее .... параллели".
 
Последнее редактирование:
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолетом AS-350B3 RA-04032 ООО "НаноСтройИнвест", происшедшего 20.11.2014 г. в Нижегородской области.

Наиболее вероятной причиной катастрофы вертолета AS-350B3 RA-04032 явилась потеря КВС контроля за параметрами полета (в первую очередь высотой) при выполнении захода на посадку, ночью, в условиях ограниченной видимости и низкой облачности, не соответствующих метеоминимуму КВС для полетов по ПВП.

Способствующими факторами могли явиться:

  • недостатки в анализе метеоусловий со стороны КВС при принятии решения на вылет, что привело к необходимости перехода на полет по ППП, к которым КВС и вертолет не были допущены, для "пробивания" облачности при заходе на посадку;
  • малый опыт полетов КВС на данном типе ВС, что, при наличии особенностей конструкции шкалы барометрического высотомера (нуль высоты внизу прибора), установленного на RA-04032, и отсутствии на борту радиовысотомера, могло привести к возникновению "иллюзии" наличия достаточного запаса высоты при снижении и поиске наземных ориентиров. http://www.aviaport.ru/digest/2015/06/26/346099.html
 
Реклама
Назад