Клуб Авиаторов Западной Европы

У финских военных летчиков есть обычай устанавливать памятный знак на месте авиакатастроф. Один из таких памятных знаков стоит на въезде в Саулкрасты.

...Саулкрасты- курортный поселок к северу от Риги. Тот же залив, те же сосны, воздух, те же "курортны цены" в магазинах, что и в Юрмале…Здесь вы тоже заплатите на 30- 50% больше за хлеб, молоко, яйца, чем в сетевых крупных супермарктах. Это кроме того, что ассортимент дешевых товаров сюда просто не завозят. Главное отличие- здесь нет 33-и километрового песчаного пляжа. Отсюда и относительное безлюдие…

В 1943 году финское правительство закупило в Германии 24 бомбардировщика Ju- 88A- 4. В апреле 1944 г. самолеты двумя группами по 12 самолетов начали перелет. Стартовали с аэродрома Тутов. Там была летная школа, оборудованная тренажерами и планетарием. До 1944 г, там же базировались самолеты секретной эскадры 200, специализировавшиеся на доставке агентов в Эстонию, Латвию и Белоруссию.

22 апреля стартовала вторая группа. Один из экипажей сообщил о проблемах с электропитанием и возвратился для их устранения. Прибыв в Кенигсберг для дозаправки и отдыха группу уже не застал. Заночевали в Кенигсберге и утром 23 апреля в 9:55 стартовали, взяв на борт пассажира- финского капрала, возвращавшегося из отпуска.

Над морем неподалеку от Риги, отказал левый двигатель. В 11:11 известили о развороте на Спилве. В 11:19 сообщили об отказе двигателя и намерении сесть через 15 минут. В 11:25 самолет подтвердил получение данных для посадки. На запросы в 11:40 и в 11:43 ответа Спилве не получил.

Свидетели видели самолет с остановившимся двигателем, постоянно теряющим высоту. В 11: 35 самолет пошел на вынужденную на лес. В результате самолет ( финская регистрация JK-274) разрушился и загорелся. Погибли сержант- пилот (23 года), лейтенант- штурман (22 года), сержант- радист (25 лет, семейный) и пассажир (30 лет). Погибшие были похоронены в Риге, а летом 1944 года перезахоронены в Финляндии…

Памятный знак был установлен Гильдией Воздушных сил Лапландии и самоуправлением Саулкрасты.

 
Лигатне, расположенное в 20 км от всем гостям Латвии известной Сигулды и также на территории Национального парка Гауя, имеет несколько достопримечательностей.
В 1816 году здесь, по инициативе тогдашнего "старшего брата", на территории мельницы, началось производство бумаги.









 
В 1975 году были созданы "Природные тропы Лигатне". Два года назад, усилиями экологов, было запрещено автомобильное движение между объектами троп (до сих пор лежит еще советский асфальт). Порядочные куски приходится преодолевать пешком...
В 1976 году первый директор Нацпарка выбрал холм высотой 57,6 м для строительства смотровой вышки. Уже в 2008 году с финучастием Еврофондов вышка высотой 22 м была реконструирована. Обещанных видов башен Сигулды и Цесиса увидеть не удалось...
Местные жители.











 
Ну и главный козырь Лигатне (судя по специальным дорожным указателям)- "Советский секретный бункер".
Объект "Пансионат" был сдан к 1982 г. Наверху- корпуса пансионата 4- го Управления Минздрава, внизу, на глубине 9 метров- убежище для партийной и правительственной верхушки (250 человек) на случай ядерной войны. Три блока- рабочий, жилой и технический, общей площадью свыше 2 000 кв. м. В 1984 г здесь были проведены учения по ГО. Рассекречен в 2003 г.
Открыт для посещения туристами. Экскурсии только формируемыми группами.







 
В двух помещениях бункера по неизвестной причине не разрешено фотографировать. Стены оперативки увешаны картами ДСП с маршрутами рассредоточения, с системами оповещения тогдашней Гражданской Обороны и т. п. Например, при прорыве ПВО и разрушении каскада плотин на Даугаве уровень воды в Риге не превысил бы 1 метра за счет аварийного отвода вод на поля по обоим берегам реки. А что секретного в дизель- генераторной, где стоят два дизеля с Т-54, два генератора и распредщит? Вообще объект считался гражданским, несмотря на наличие в нем людей в погонах и военных по гражданке.









 
Советская столовая и ее интерьер. В этот день в меню были пельмени и клюквенный морс. Стоимость угощения включена во входной билет. Проведение корпоративов администрацией также предлагается.











 
Неудачей закончилась попытка посетить аэропорт "Юрмала" и расположенный там музей. Экскурсии проводятся только для групп, численностью не менее 10 человек. На просьбу присоединиться к какой- нибудь группе администрация ответила молчанием. Скорее всего потому, что в течение 2- х недель не было ни единственной. Пришлось совершить ее виртуально, прочитав все, что попалось в сети. Есть интересности в очерке об истории аэродрома (хотя нет ни слова о 15- летнем пребывании там 43 авиаполка). Неподдельное уважение вызывает упоминание в планах развития музея пополнить коллекцию приобретением, в том числе , Ту-95 и В-12. Которым? Их всего два- в Монино и на заводе Миля...Ну и сомнение в креативности вызывают планы создания "Воздушного зоопарка"- раскраска самолетов под окрас животных/насекомых...











 
Российско- советская Рига всегда была авиационным городом. Учебные заведения- гражданские и военные, авиаподразделения- гражданские и военные, заводы, НИИ...Нынешняя власть не очень старается сохранить былой имидж.
Подходит к концу строительство нового терминала.
Индийские студенты (обучаются в Индии) в авиамузее- будущие специалисты в области авиаперевозок.









 
Скоро "Рига" превратится в аэропорт совместного базирования. Только военный сектор будет не латвийским.
Один из заправщиков, сидевших в "Риге" во время учений. Члены экипажа, слева- штурман.









 
Авиашоу в Спилве в этом году (11.07.2015) прошло значительно скромнее прошлогоднего.
Мероприятие бесплатное, а бездельники из EuroPark "работали"...