Клуб Авиаторов Западной Европы

Ветреная погода нарушила порядок выступления пилотажников. Собранному из кита Питтсу пришлось ждать затишья.
Гость из Даугавпилса-высший пилотаж на Як-18Т.

 
Авиамузей в Кракове (основан в 1964 г.) расположен на месте одного из старейших аэродромов Европы. Его коллекция авиатехники, библиотека и фотоархив дают ему право принадлежать к крупнейшим авиамузеям мира.
...От рижского до краковского музея ровно 1 000 км. Платных дорог по пути не попалось. Ночевка в гостиничке за 30 злотых (7 евро). Неподалеку просили 100 и 149 злотых...Отдельный номер с душем/туалетом. Под вечер стало немного шумновато- расквартированные там строители отдыхали пивом...











 
Самолеты и вертолеты советских моделей- безусловные лидеры по количеству экспонатов ( не считая польских вместе с планерами).
CSS-13 (лицензионное обозначение По-2) производился в Мелеце по 1952 год и Варшаве по 1955. Общее количество выпущенных- 550 шт. По современным оценкам их производство было шагом назад для авиапромышленности. Уровень предвоенных самолетов Польши был довольно высок, однако война оставила следы и в авиапроме. Кстати, это не единственное разочарование- позже Польша рассчитывала на лицензионное производство Ан-12, а получила сами знаете что...
Як-18, построенный в 1955 г., налетавший 1 902 часа, появился в музее в 1972 г.
Лицензионные Limы.











 
Противолодочный Ми-4МЕ (1955 г.) с радаром и магнитометром. 4 шт. дислоцировались в Дарлово. Оказались малоэффективны из- за высокого уровня шума и вибраций. Подарок Министерства обороны (1990 г.).
Ми-8 постройки 1973 г. Спецвариант на 10 пассажиров. Принадлежал варшавскому 36- му транспортному полку. Возил Иоанна Павла II во время его визитов в Польшу в 1983 и 1997 гг. Впоследствии был переделан в пассажирский на 20 мест. В декабре 2009 г. стал экспонатом музея, а в 2014 был реконструирован снова в VIP. Похоже, единственный экспонат в музее с возможностью заглянуть внутрь.













 
Да, апараты хорошие, вертолеты затронули больше всего, с удовольствием бы полетал !!!
 
Р.11с- основной истребитель польских ВВС к началу Второй Мировой войны. Дело конструктора Зигмунда Пулавского, умершего во время летных испытаний, продолжил Всеволод Якимук.

PWS- 26- удачный учебно- тренировочный самолет А. Бобек- Жданевского. Из заказанных 400 шт. к началу войны успели изготовить 300. В войну использовались как самолеты связи и наблюдения. Ок. 30 шт. были захвачены немцами в учебном центре в Деблине. Были проданы в Румынию, а два экземпляра отправлены в Германию для оценки. Один из них, в цветах сентября 1939 г. и выставлен в экспозиции.

В музее есть свои скелеты в шкафу истории…

…С 30-ых годов немцы тщательно собирали все, что связано с историей развития авиации. Коллекция находилась в Берлине. В 1943 г., когда там стало жарко, часть экспонатов перевезли в Померанию (в Чарнкув, под Познань). Берлинская оставшаяся часть была разрушена, а померанская, ставшая польской, повреждена и в 1945 г. началось приведение ее в порядок. PWS-26 как раз из тех 20 экспонатов, возвращения которых добивается Германия. В двадцатке, в основном, аппараты периода Первой Мировой войны.

TS-8 Самолет первоначального обучения (1958 г.). Этот экземпляр летал с 1958 по 1967 гг. Подарен музею штабом ВВС.

PZL-130TC-1 C 1994 г используется в ВВС для первичного обучения пилотов и на нем летает пилотажная группа "Орленок".

Две неудачных попытки замены TS-11"Искры".
PZL I-22 Iryda M-93K. Школа в Деблине эксплуатировала 8 таких самолетов, но после катастрофы 1996 г. самолеты были списаны с летной работы.
Макет ЕМ-10. Первый в Польше реактивный самолет, построенный частной компанией. Совершил первый полет (двигатель J85) 4 июня 2003 г. Работа прекращена из-за отсутствия финансирования.











 
PZL-101 Gawron- лицензионный Як-12 для нужд лесного и сельского хозяйства.
134 шт. из произведенных 326 экспортированы в Венгрию, Болгарию и Индию. С 1976 г. стал заменяться на PZL-106 Kruk. Санитарный вариант летал до 1983 г. В аэроклубах летает до сих пор.

4-хмоторный MD-12F- фотоверсия 22-хместного пассажирского MD-12 с увеличенным размахом крыла и заправкой, позволяющей проводить в воздухе до 10 часов. Первый прототип потерпел катастрофу. Самолет в серию не пошел.

PZL M-4 Tarpan- учебно- тренировочный самолет для аэроклубов. Проект не был доведен до серии, в том числе и по причине недоведенности двигателя. Самолет передан музею аэроклубом Мелеца в 1971 г.

"Искры" Тадеуша Солтыка.











 
PZL M-15
Создан советскими конструкторами в соответствии с директивами по индустриализации сельского хозяйства. Строился, в соответствии со специализацией в рамках СЭВ, заводом в г. Мелец. Произведено 175 шт. (планировались несколько тысяч) в Союз поставлено 155. Требования технического задания выполнены не были. Главный эксплуатант- Майкоп, где ок. 60 самолетов летали до 1983 г. В свое время один экземпляр стоял на учебной площадке в Спилве.

Кое- что от соседей:

AVIA B-33. Лицензионный Ил-10. Завод в Летнянах выпустил 1 200 шт. (1952-1954 гг.) из которых половина экспортирована в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. Выставленный экземпляр передан в музей в 1964 г. после авиашоу, посвященному 20- летию ПНР.









 
Albatros B-IIa (1917) Эрнста Хенкеля. Строился также в Варшаве и Вроцлаве. В польских ВВС летал до 1927 г.
Экспонат построен в 1919 г., реставрирован в Германии и носит имя "АДА" в честь польской оперной певицы Ады Сари.

Me-109 G-6. Изготовлен 11 мая 1944 г. заводом в Регенсбурге. А 28 мая на нем погиб 28-летний фельдфебель, упавший после взлета в озеро (юго-западнее Гданьска). Тело нашли и похоронили, а обломки были подняты в 2000 г. и отреставрированы "Польскими Орлами". С октября 2014 г. выставлен на условиях длительного экспонирования- без предоставления права собственности и с соблюдением условий нахождения. Как раздают свои тройки истребителей шведы. Вот только Лансена, похоже, для поляков не хватило...







 
Немного англо- французского.

Tiger Moth Mk.II в окраске Школы начальной летной подготовки (Англия, июнь 1941 г.).

Спитфайры этой модификации (LF Mk.XViE) стояли на вооружении польских эскадрилий "Познань", "Краков" и "Вильно" в Англии. Выставленный экспонат сражался в английских ВВС и в 1956 году стал собственностью музея в Хендоне. С 1977 г. прописан в Кракове и носит цвета эскадрильи "Краков".

DH.112 Sea Venom. Использовался только для исследовательских полетов. С 1969 года проводил время в различных музеях Англии, а в 2012 г. был куплен краковским музеем. В музее с мая 2013 г.

Просто "Харриер". Этот экземпляр поднялся в воздух ровно 44 года назад- 23 июля 1971 года. Повидал в жизни многое. Едва не угробил пилота из-за потери тяги двигателя. Послужил в Гютерсло (Германия). Участвовал в съемках фильма ВВС. В мае 1982 г. судьба забросила на авиабазу на о. Вознесения. 8 июня, с помощью заправщиков, несмотря на отказ навигационных приборов, совершил перелет на авианосец "Гермес". 12 июля получил ранения при атаке аргентинских артпозиций. Был отправлен морским путем на "лечение" в Британию...
Самолет был пожертвован Академией обороны Соединенного королевства (благодаря усилиям польского генерала)...







 
Кодрон Рено CR 714C1 "Циклон" 1938 г.
Польским добровольцам не удалось повоевать на этом самолете в советско-финскую войну (французское правительство создало экспедиционный корпус). 6 cамолетов были посланы в Финляндию и прибыли после окончания боевых действий. Использовались для тренировок и к сентябрю 1941 г. были списаны из-за поломок и аварий. Один из них, служивший учебным пособием в школе механиков, и стоит в музее на правах долгосрочного депозита.

Fouga CM.170 Magister.
Второй в мире (после Фоккера) тренировочный реактивный самолет для подготовки летчиков истребительной авиации. Во Франции, ФРГ, Израиле и Финляндии построено 929 самолетов всех модификаций. Кроме них летал еще в 15 странах. Активнный участник военных конфликтов в Катанге, Биафре, Иордании. Отличается наличием перископа у инструктора и V-образным хвостовым оперением, которое, по утверждениям польских источников, в начале 30-ых годов сконструировал инженер Рудлицкий.

Dassault Mirage 5 BA.
Истребитель-бомбардировщик для Бельгии, один из 63 шт. В ВВС Бельгии были и 27 разведчиков (BR) и 16 учебно-боевых (ВD). Бельгия и Ливия являлись крупнейшими эксплуатантами этого типа.

Очень интересный экспонат- ЖРД многократного включения SEPR 841 для Миража III. Давал или 750 кг. или 1 530 кг тяги. ( Был и более мощный 844). Время работы на режиме максимальной тяги- 82 сек.Топливо- керосин, а для зажигания использовалась смесь триэтиламина с ксилидином. Окислитель- азотная кислота. Применялся с 1961 по 1970 гг.







 
18 июня 2011 г. на авиашоу в Плоцке произошла катастрофа. В Вислу упал биплан-пилотажник. За штурвалом был Марек Шуфа- пилот LOT Polish Airlines, КВС В-767 с налетом 20 000 часов, вице-чемпион мира...Миниреплика Curtiss JN-4, собранная им- на фото.

Curtiss Hawk II привлек внимание Эрнста Удета, жившего и выступавшего в авиашоу в США (Геринг к тому времени уже уговорил его вернуться а Германию), перспективами использования его в качестве пикирующего бомбардировщика. Были закуплены два безоружных (Версальский договор) самолета. Оба были зарегистрированы по гражданке. Первый был разрушен (не без помощи Удета), а второй участвовал в авиашоу с 1934 по 1937 гг. и был одним из аттракционов во время церемонии открытия Олимпийских игр 1936 г. Выставленный экспонат- единственный в мире.

F-84F Thunderstreak. 1952 г.
Самолет подарен музеем Вооруженных сил и Военной истории в Брюсселе.

F-104 Starfighter.
Самолет- подарок ВВС Италии. Отслужил в 9-ом истребительном крыле "Франческо Баракка" в Граццанизе севернее Неаполя.

Cessna A-37B Dragonfly 1968 г.
Самолет приплыл из Вьетнама в 70-ых гг. в Технический институт польских ВВС. После долгих испытаний появился в 1992 г. в "полураздетом" виде в музее.









 
A-7P Corsair II.
До 1999 г. летал в Португалии. Обменян на МиГ-21ПФМ в музее португальских ВВС.

F-5E Tiger II 1970 г.
Переправлен кораблем из Северного Вьетнама в семидесятые годы. После серии тестовых испытаний передан в музей в 1992 г.

F-105D Thunderchief
Предмет особой гордости. На этом самолете летал майор (ныне генерал в отставке, живущий в Чикаго, ему 81 год) Дональд Йозеф Кутина- американец польского происхождения. За два года службы (с декабря 1969 по январь 1971) совершил 120 боевых вылетов на Вьетнам с авиабазы Такли в Таиланде.
Приобретение будущего генерала в 1966 г., подаренное музею.

SEPECAT Jaguar GR.1 1972 г.
Изготовлен в 1974 г. Служба в 6-й эскадрилье RAF и в учебном заведении в Косворте до 1985 г.