Клуб Авиаторов Западной Европы

Bell CH-136 Kiowa, 1969 г.
Пожертвован Канадой.

Sud Aviation SE-3160 Alouette III, 1959 г.
Изготовлен в 1973 г. в Эммене (пригород Люцерна). Швейцарский завод, помимо собственных моделей, занимался лицензионным строительством Миражей III, Northrop F-5, F/A-18C/D...
Подарок музею ВВС Швейцарии.

На задворках- то ли обменный фонд, то ли будущие экспонаты.









 
Есть кое-что из ЗРВ ПВО страны и сухопутных войск- отдельные элементы "Круга", "Бука", С-125, С-75...Нет ничего из С-200. Может быть потому, что отдельный дивизион (12 ПУ) на 2010 год еще нес службу.
На заднем дворе пара пусковых- СМ-63 и СМ-90.











 
Фрагмент коллекции авиационных знаков (авиационных учебных заведений, армейских подразделений, связанных с авиацией и т. п.) Роберта Адамчевского, переданная музею вдовой.
Какой нынче музей без обжорки? Кулинары разворачиваются на позиции.
Вертолетная площадка музея.







 
По дороге в Прагу (500 км.)- ночевка в придорожном пустом мотеле (16 евро). Между Краковом и Катовице два участка платной дороги. На участке Франкфурт- Варшава все логично- при въезде получаешь пластиковую карту и на выезде ( а их по дороге достаточно) происходит подсчет оплаты. Здесь по другому- появляется указатель, предупреждающий о сборе оплаты через 1 км. С дюжину терминалов со шлагбаумами и дамами в окошках. Берут немного- 10 злотых (2,5 евро). Есть тонкость- надо иметь мелочь. От оплаты крупной банкнотой в евро гарантирована головная боль- сдачу дают только злотыми. А вообще тенденция настораживает. Скоро по Европе на авто бесплатно не поездишь…

Летнянам более 700 лет и с 1968 г. город вошел в территорию Праги и является одним из ее богатейших районов. Здесь находилось авиапроизводство заводов Авиа и Летов.

Здесь расположены военный аэродром Кбели (расположена 24-ая транспортная авиабаза) и гражданский Летняны. Территория гражданского, из-за расположенной здесь колонии европейских сусликов, объявлена Национальным памятником природы. На аэродром, существующий с 1925 г., можно доехать на метро. В декабре 2007 г. его приобрела английская инвестиционная фирма.

Авиа появилась здесь в 30-ых годах. Во время 2-ой Мировой войны работала на Люфтваффе. После войны национализирована и ориентирована на автомобильное производсво. Самолеты строили по 1963 г., двигатели до 1988 г. С 1992 г. занимаются производством авиационных винтов и грузовиков.

Летов в Летнянахоснован в 1918 году для ремонта трофейных самолетов. До 1939 г. выпустил ок. 50 типов самолетов собственной конструкции. Во время 2-ой Мировой войны был рембазой Люфтваффе и выпускал Ю-290 в варианте тяжелого бомбардировщика и Ю-290 А-2- патрульный, оснащенный радаром. После войны производил отдельные части МиГ-15, 19 и 21. Крылья и хвостовое оперение у многих Л-29/39 также местного производсва. В настоящее время завод принадлежит группе Латекоер и производит части для пассажирских самолетов.









 
Музей воздухоплавания Кбели расположен на военном аэродроме Прага- Кбели и является подразделением Военно- исторического института Вооруженных сил Чехии. Существует с 1968 г. (открыт в год 50-летия Чехословацкого государства), по военному структурирован- 5 ангаров с экспонатами ВВС Чехословакии 1918-1924 гг. (имени Я. Яначека, первого директора), 1925-1938 гг. (им. Я. Сикоры, внесшего огромный вклад в дело реставрации музейных экспонатов), 1945-1990 гг. (им. генерала К. Яначека, командующего ВВС Чехословакии в Лондоне в 41-45 гг.), ангар с экспонатами времен 2-ой Мировой войны и ангар с первыми реактивными самолетами. Часть экспозиции расположена под открытым небом.













 
Сразу пришлось согласиться с нареканиями из отзывов о посещении музея- недостаток освещения в ангарах и чрезмерная концентрация экспонатов. Условия для осмотра, чтения информации, фотографирования некомфортные. Кроме того, выставлена примерно половина имеющегося материала. А вот качество выполнения реставрационных работ, особенно экспонатов в ангарах, превосходное.
Fokker F.III









 
CSS-13 (По-2). Задуманный как замена учебному У-1 (Авро 504К) использовался как сельскохозяйственный, транспортный, медицинский,легкий ночной бомбардировщик. В декабре 1948 г. взлетел первый (из примерно 500) самолет, построенный по лицензии в Польше. Выставленный самолет прилетел в музей 19 сентября 1972 г. из Бяльско- Бялы. Это подарок Польского Аэроклуба.
Авиа В.122,1934 г.
С 1936 по 1938гг. построено свыше 100 шт. 15 шт. были в СССР.









 
Последнее редактирование:
Ил-2
ВВС Чехословакии до 1949 г. владели 33-ю боевыми и 2-мя учебными Ил-2.

Ил-10.
За период с 1952 по 1955 гг. в Чехословакии (на авиазаводе в Соковице- населенного пункта с таким названием не нашел, скорее всего это Прага- Чаковице) под обозначением В-33 и СВ-33 (учебно- тренировочный) было построено 1 200 Ил-10 также для Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии.











 
Последнее редактирование:
S-199
После окончания войны на заводе Авиа осталось около 500 фюзеляжей и 850 пар крыльев для Ме-109. Было принято решение (после неудавшейся попытки приобрести лицензию на Спитфайр) начать изготовление истребителей на базе Ме-109. За 1947- 1953 гг. их число составило 603. 15 штук были проданы Израилю по 190 000 долларов. Пилоты первой группы были подготовлены в Ческе Будейовице. В нее входил будущий президент Вайцман.

CS-199
Производство велось параллельно с одноместным. Всего выпустили 82 шт. Получил подвесной бак, так как место инструктора оборудовано за счет топливного бака. Активно летали до середины пятидесятых. Последний списан в 1957 г.









 
Saunders Roe A.19 Cloud

Последняя (из пяти шт.) гражданской модификации. Проектировалась для 8 пассажиров и двух членов экипажа, но заинтересовались в RAF...Поднялась в воздух в июле 1933 г. с английской регистрацией. В 1933/34 гг. совершала туры по Европе. 5 августа 1933 г. совершила посадку на аэродром Кбели. Это первая амфибия в Праге. В 1934 году куплена Чехословацкими Авиалиниями. Летала на линии Загреб- Сушак с 1935 по конец 1938 г. Во время войны хранилась в Праге, а после окончания продана для частного использования. В результате сохранился только фюзеляж- использовалась в качестве дома на воде. В 1975 г. была обнаружена сотрудниками Военного музея на озере Орлик. Музей купил то, что осталось от амфибии в ноябре 1975 г. и в августе 1977 г. ее отправили на реставрацию в Тренчин (ныне Словакия). 30 июня 1995 г., в более-менее оригинальном состоянии, фюзеляж появился в экспозиции.











 
Let C-11

Лицензионный Як-11. Производился в Куновице с 1952 по 1956 гг. Заменил Авиа С-2 (Ar-96B). Явился последним поршневым в ВВС Чехословакии. При появлении Л-29 самолеты отдавались в аэроклубы. В 1956 г. появился С-11U с улучшенным радионавигационным оборудованием и носовой опорой. Всего было изготовлено 707 шт. С-11 и только 3 С-11U. Многие пошли на экспорт, в том числе и в Австрию.
Выставленный самолет изготовлен в 1956 г., списан 14 мая 1964 г., налетав 577 часов. Был учебным пособием в Кошице. Приведен в порядок на военном авиаремонтном заводе.

Як-17

Один из 430 самолетов этого типа, выпущенных авиазаводом в Тбилиси в 1948-49 гг. Единственный (по другим данным "Небольшое количество Як-17 и Як-17УТИ ВВС Чехословакии получили в 1950 году.") экземпляр, полученный Чехословакией в качестве прототипа для несостоявшегося лицензионного производства на заводе Летов под обозначением S-100. После испытаний в ВВС был передан в Военно-техническую академию для учебных целей.
Экспонат взят из технического музея в Брно, отремонтирован на заводе Аэро Водоходы в 1968 г.

Як-23

Сконструирован на базе Як-17. Изготовлялся тем же заводом в Тбилиси (313 шт.). На вооружении ВВС СССР состоял менее двух лет.
Чехословакия получила 22 машины, получившие обозначение S-101, основной задачей которых явилась борьба с разведывательными аэростатами. С этим самолетом связана детективная история, достойная прочтения:











 
Коллекция МиГов

МиГ-19ПМ

Местное обозначение S-105. Первый в ВВС Чехословакии сверхзвуковой самолет. Во второй половине 1957 г. были получены 26 МиГ-19П и 12 МиГ-19С в разобранном виде. На аэродроме Кбелы были собраны и облетаны. 3 января первый собранный был передан в ВВС. В качестве перехватчиков МиГ-19 дислоцировались в Ческе Будейовице и Жатец. В 1959/60 гг. были получены 33 МиГ-19 ПМ- первые в ВВС, вооруженные управляемыми ракетами "воздух-воздух". Самолет строился по лицензии заводом Аэро Водоходы.
Экспонируемый самолет был выпущен в феврале 1961 г. Летал с авиабазы в Жатец, а с 1965 г. в Пардубице. Последний полет совершил 17 марта 1970 г.









 
И тройка Сухих.
Чехословакия первая из иностранных государств получила из Союза в 1984 г. 36 Су-25К. Базировались в Пардубице и с 1994 г. переведены на 32-ю тактическую базу ВВС. После разделения часть была передана Словакии. Сняты с вооружения в 2000 г.











 
Avia S-92 (Me-262A)

К концу войны на территории Чехословакии находилось значительное число авиаподразделений на вооружении которых находились Ме-262. Кроме того, на территории страны, во время оккупации производились части самолета и двигателей. Было принято решение о сборке самолетов и в декабре 1945 г. первый самолет был готов. Его поднял в воздух Антонин Краус 27 августа 1946 г. Всего в ВВС летали 7 одноместных S-92 и 3 двухместных CS-92.
Экспонат из коллекции Технического музея отдан музею в октябре 1979 г. В 1987 г. реставрирован в Кбели.

Gloster Meteor F Mk.8

Изготовлен фирмой Фэйри. Летал истребителем, затем буксировщиком мишеней. В 1965 г. был продан частному лицу, который пять лет спустя подарил его Брюссельскому музею. В марте 1989 был обменян. Прошел реставрацию в Кбели в 1992 г., а в 1998 укомплектован и окрашен в оригинальные цвета. Последний ремонт производился в 2009 г.

Т-33

Одна из работ Кларенса Джонсона.
Самолет изготовлен Локхидом (строились по лицензии в Японии и Канаде) 10 декабря 1953 г. Принадлежал крылу тактической разведки ВВС США во Франции. 2 мая 1966 г., в числе партии из 200 самолетов, был передан ВВС Франции. Использовался в качестве летающей лаборатории в школе авиаспециалистов на авиабазе Истр. Появился в музее летом 1999 г. в результате обмена.

De Havilland Vampire FB Mk.6

Прототип Вампира поднялся в воздух 20 сентября 1943 г., управляемый сыном основателя компании- Дж. Де Хэвилендом- младшим.Строился по лицензии также во Франции, Италии, Австралии и Швейцарии, где летал до конца 80-ых.
Самолет производства Швейцарии (июнь 1952 г. фирма F + W), в 1964 г. прошел модернизацию и налетав 1770 часов в конце 1989 г. был списан. В музее оказался после обмена с его частным владельцем.













 
Завод Авиа произвел свыше 200 шт. В-228 и СВ-228 (Ил-28У). 70 шт. из них в 1956 году были отправлены в Египет. В ВВС Чехословакии появились в 1955 г. Бомбардировщики закончили службу в 1966 г., разведчики- в 1973 г.

Один из 6 Ту-104А, поставленных в ЧССР (единственная страна, куда экспортировался самолет). Половина потеряна в авариях. Пилотов готовили на Ил-28, затем они на таких же, окрашенных в цвета Аэрофлота, возили почту. Реставрация Ту-104А осуществлялась с помощью Аэрофлота.













 
Moravan Z-135

Вертолет, сконструированный под руководством Я. Микулы и построенном на заводе в Отроковице (знаменитом своими "Тренерами" и Z-50), взлетел 1 июля 1965 г. Остался единственным экземпляром. Восстановлен заводом- изготовителем в 1974 г.