Космотехника вблизи

На чёрных плитках "цвета побежалости" - это тоже последствия выгоревшего водоотталкивающего лака. В норме они глянцевые и чёрные, что керамика, что углерод-углерод.
 
А повторный запуск Бурана предполагался?
И как в этом случае, нужен был ремонт плиток или нужно было делать какую-то дефектоскопию и заменять индивидуально по состоянию?
 
Конечно, вторым должна была лететь вторая штатная машина, 1.02, её уже привезли на Байконур с некоторыми проблемами самолёта-носителя ВМ-Т, но лётчики-испытатели сели благополучно. Достройка и доделка (грубо) второй штатной машины производилась в монтажно-испытательном корпусе (МИК) Бурана. Первая машина там же была на обслуживании. Копались в ней, писали акты техсостояния и т.д. Любопытно: перед пуском заказчики (понятно кто) клеили бумажки на каждый электрический разъём (типа принято-состыковано, в норме, печать кажется стояла). Бумажки примерно миллиметров 6 в ширину и 12-15 в длину. В космосе все эти бумажки отвалились, вибрация при выведении чудовищная конечно. Сотни этих бумажек в невесомости плавали по кораблю. Но поскольку система вентиляции СЖО в кабине работала, хоть и без экипажа на борту, все эти бумажки мы потом выковыривали из воздушных фильтров, они скапливались во всех "застойных" зонах. Второй полёт первой машины предполагался естественно после доработок, дефектные плитки что у нас, что у американцев безжалостно вырезались и клеились новые, также покрываясь лаком. В целом, "многоразовость" Шаттла была весьма относительна, слишком много к каждому полёту надо было делать ремонтно-восстановительных операций. Не знаю правды, много раз встречал в инете что программа "Буран" не закрыта до сих пор, финансовые затраты не могут посчитать якобы. Кто-то пишет что программа закрыта в 1992 году, и т.д. Первый корабль погиб при обрушении монтажно-испытательного корпуса (МИК) ракеты-носителя Энергия (он же МИК лунной ракеты Н-1) в начале 2000-х. Второй корабль (1.02) и технологический макет (0.04) находятся на Байконуре в МЗК (монтажно-заправочном корпусе). Их техническое состояние нелучшее, а собственник из Казахстана не хочет отдавать "Бураны" в Россию. На сборке стояли "Бураны" второй серии, 2.01. 2.02 и последующие, но они дальше планера не пошли, кажется в Жуковском один стоит как экспонат.
 
Более того. РН "Энергия" разрабатывалась целой серией носителей, примерно в 1990-м году в журнале "Земля и Вселенная" (для молодёжи подчёркиваю специально: в Советском Союзе даже такой журнал издавался!!!) была представлена линейка ракет-носителей на базе "Энергии" - грубо говоря, примерно то же, что сейчас рассказывают о РН "Ангара" - от ракет лёгкого класса до сверхтяжёлых, способных и "Протон" заменить, и нас на Луну вытащить. 30 лет прошло. Мы уже старики, а кто-то президенту свои "фантазмы" докладывает. Дай Бог, чтобы свершилось. Хотя нас китайцы уже перегнали кажется. А ведь в 1990-е покупали у России документацию на космическую технику.
 
Раз уж вспомнили про "Буран". Когда-то каждый орбитальный корабль мог получить своё персональное имя. Примерно как у американцев - Колумбия, Дискавери, Атлантис и т.д. (простите что помянул погибших). Борт 1.01 назвали "Байкал", слово "Буран" было засекречено и касалось общего наименования программы. Весной 1988 года наш "челнок" проходил огневые испытания с запуском двигателей. На борту красовалась надпись "БАЙКАЛ" красного цвета, впрочем, выполненная без каких-либо дизайнерских премудростей. Ближе к старту, высокие командиры договорились переименовать борт в "БУРАН". Переименование грозило большими трудностями: попробуйте стереть надпись огромного размера на теплозащитной плитке и нанести новую. Шутка для слабонервных, но была целая проблема. Слава Богу, наш ведущий конструктор Маргарита (не буду дальше озвучивать, доброго здоровья М.) нашла СУПЕР-СТИЛЬНЫЙ образ надписи "БУРАН". И то, что Вы видите - это её заслуга. Появилось извещение на изменение конструкторской документации: примерно так: Надпись "Байкал" стереть с плитки ... нанести надпись "Буран". Первое лицо - Г.Е.Лозино-Лозинский подписал, и работа пошла. Где-то в начале лета на борту орбитального корабля красовалась стильная надпись "Буран" и флаг СССР, который раньше не был так заметен. Что интересно: надпись "Буран" и Государственный флаг СССР не должны были никак пострадать ни при выведении, ни при спуске корабля с орбиты. Поэтому краски подбирались соответствующие, теплостойкие до невероятных температур. Ходили даже слухи, что краски для надписей на теплозащите могут наносить только женщины (они это и делали), а для мужчин состав краски вреден для мужской потенции. Вот такая любопытная история.
 
«Шуба» для «Бурана»
Цитата:
"К наиболее ответственным элементам теплозащиты «Бурана» относились носовой обтекатель фюзеляжа и секции передних кромок крыла, располагавшиеся в зонах повышенного нагрева планера и испытывавшие температурные воздействия до 1650 градусов С. Для предотвращения передачи температуры от наиболее температурнонагруженых углеродных элементов орбитального корабля к силовым конструкциям из металла и в целях компенсации температурных расширений разнородных материалов использовались керамические «отсечные мосты».С помощью «отсечных мостов» осуществлялось крепление носового обтекателя и секций крыла корабля к силовым элементам планера."
-------------------
Интересно,что теплопередача от углерод-углеродного материала (УУМ) происходит не только через узлы крепления.Дело в том,что секции, нагреваясь, начинают излучать тепло как наружу, так и внутрь, нагревая внутренний объем между панелями и передней стенкой крыла.Так вот, конструктивные решения по снижению температуры во внутреннем пространстве на Шаттле и Буране были совершенно различны,и каждая по своему замечательны.На Шаттле передняя стенка вообще не защищена,

но имеет отверстия, благодаря которым горячий воздух просто поступает внутрь полости крыла, охлаждаясь за счет внутренней теплоемкости крыла, т.е. за счет того, что объем внутренней полости в сотни раз больше объема пространства перед стенкой.В результате этого простого решения внутренняя температура полости крыла успевает повысится всего лишь на 5 градусов, но это требует послепосадочной вентиляции всей внутренней полости крыла.
На Буране передняя стенка не имеет никаких отверстий, но закрыта такой же плиткой, как и вся нижняя наружная поверхность фюзеляжа.Образующийся за углерод-углеродными секциями раскаленный воздух движется перед защищенной стенкой по всему размаху внутри крыла и сливается наружу через зазор между последней секцией и концевой нервюрой.



Вот и получается,что крыло Бурана,с большой вероятностью,не прогорело бы в случае разрушения участка УУМ передней кромки ,как это произошло у Колумбии.
 
Да, на "Буране" были хитрые "жабры" на концах крыла, чего у американцев не видно. Относились к системе наддува и вентиляции планера (СНВП) кажется.
 
Еще может кому будет интересно о способе спасения (или спасания ) с Бурана.Все было очень не просто.
До 88 секунды полета (высота 22 км) катапультирование производилось в автоматическом режиме.С 88 секунды до 102 секунды катапультирование становилось возможным в ручном режиме.В этот же временной интервал(88-102сек) становилось возможным и экстренное отделение всего корабля.При этом экипаж на этом участке полета должен был сам выбирать между ручным катапультированием или отделением всего корабля,осознавая при этом,что чем ближе к 102-секунде, тем меньше шансов при катапультировании, но выше шансы на соударения корабля с ракетой.С 102 по 135 сек спасение производилось отделением всего корабля(с последующим катапультированием ,т.к маневр возврата и посадка всего корабля в этот момент были не возможны).Маневр возврата,когда экипаж приземляется вместе с кораблем становился возможен только после 180 секунды полета,-после отделения блоков первой ступени.При этом сам маневр производится вместе с пристыкованным блоком Ц (вторая ступень),в этом случае также не стоит забывать,что даже следуя траектории маневра возврата есть участок, на котором не обеспечиваются расчетные условия катапультирования или экстренного отделения (с последующим катапультированием) от блока Ц.
Если кто чего не понял,я не виноват.
 
Последнее редактирование:
Может быть кому-то будет интересно...

ФГУП МОКБ «Марс»

Коротко о МОКБ «Марс» (буклет)
«Буран» основы проектирования интеллектуальной системы управления орбитальным кораблем на атмосферном участке полета
Бортовые системы управления космическими аппаратами
Система управления разгонным блоком «Бриз-М»
 
Последнее редактирование:
В США невероятное количество авиа-космических музеев.
Но некоторые экспонаты пережили не очень хорошие времена,прежде чем они там оказались(есть и те кто до этого не дожил).
Раньше.











Сейчас.






 
Последнее редактирование:
Рathfinder.










 
Последнее редактирование:
Взял из темы:

Восемь двигателей разделения Booster Separation Motor (BSM) ,были расположены на твердотопливном ускорителе в двух местах,

-четыре на головном обтекателе



и четыре на юбке кормового отсека.




Длина 31 дюймов
Диаметр 13 дюймов
Масса 167 фунтов
Тяга 85 000 фунтов силы
Время горения менее 1 секунды.




Запуск всех двигателей происходил одновременно на 125,9 секунде полета,сразу после срабатывания пироболтов верхнего



и нижнего



поясов крепления ТТУ к подвесному топливному отсеку.
 
Последнее редактирование:
The story began on June 3, 1982, when a camera in an Australian P-3 patrol plane captured images of a Soviet ship recovering a space craft from the Indian Ocean.
It continued Wednesday, when Sierra Nevada Corp. honored the employees -- many now retired -- at NASA's Langley Research Center who used those photos to carve a cherry wood model of the Soviet craft, a BOR-4, then used that model as the jumping-off point to the HL-20 (for horizontal lander) personnel space vehicle.
"We spent a long time trying to figure out what it was," said Del Freeman, who was one of the few people at the center who had the compartmentalized security clearance to see the photos.
"We were 'reverse-engineering it.' Finally, we got enough information to build a model and we put it into (a wind) tunnel. When we tested it, we really figured out that we had something."
More tests showed that the lifting body design could carry the plane through a range of speeds with little or no effect on control, said George Ware, who tested the model from Mach 0.3 to Mach 4.6.
From the reverse-engineering came more ideas. One was to enable the vehicle to land like an airplane.
Так появился на свет HL-20.