Летаем Оренбуржьем (Ан-2/Ми-8 в степях)

Тема в разделе "Путевые заметки", создана пользователем brab, 22 май 2016.

  1. brab

    brab Старожил

    Сообщения:
    3.818
    Адрес:
    Москва
    #1 22 май 2016
    Я большой любитель теплых, ламповых самолетов. В 2007 посчастливилось полетать на ныне закрытом рейсе Кострома-Боговарово (http://aviaforum.ru/threads/kostroma-sharja-bogovarovo-an-2.15902/), на Мальте летал на поплавковом Оттере. Поэтому когда в родной Оренбургской области кому-то амбиции ударили в межушный промежуток и были открыты полеты на Ан-2 - стало понятно - лечу.

    Летал я 3 января 2014. С тех пор не многое поменялось, так что можете рассматривать этот пост как источник информации для повторения - ведь с закрытием Костромы Орск это пожалуй самый простой и бюджетный вариант полета на рейсовом Ан-2.

    Лично мне в этот раз было интересно не столько полетать - сколько понять - зачем это все. Есть ли у этих рейсов экономический или социальный смысл - или это аттракцион ради удовлетворения чьих-то амбиций и распила дотаций. Поэтому всю дорогу я пытался примерить на себя шкуру человека которому надо в Кваркено или Орск, считал деньги и сравнивал альтернативы...

    1. Подготовка.
    В отличии от Костромы с её хардкорными кассами в аэропорту никаких проблем купить билет на Оренбуржье нет. Абсолютно все билеты продаются в интернете - но далеко не на любых сайтах. Лично я знаю только один - www.bilet.aero. Билет электронный, ничего печать/забирать не нужно. Ценник дармовой и с 2014 изменился слабо - Оренбург - Кваркено стоит 1070, в 2014 стоил 950. Орск - Кваркено стоит 435.

    Но я немного забежал - надо рассказать о самих рейсах. Полеты на Ан-2 выполняются только из Орска, хотя были грандиозные планы запуска рейсов из Оренбурга (хотели летать в Первомайский), но при этом в 2014 рейсы подстроены под рейсы из/в Оренбург. Т.е. Л-410 вылетал из Оренбурга в 8:40, в Орске пересадка на Ан-2. Дальше два Ан-2 вылетали с разницей минут в - один летел треугольником Орск - Адамовка - Кваркено - Орск, второй летел в Светлый. После прилета в Орск в Оренбург улетал тот же Л-410.

    Что поменялось - теперь рейсы по деревням вечером, а самолет улетает в Оренбург следующим утром - так что прокатится полностью на авиа одним днем из Оренбурга не получится. Причем самолет ночует в Кваркено - и улетает оттуда только следующим утром (опять через Адамовку).
    Рейс в Светлый превратился в линию Орск - Домбаровский - Светлый - Домбаровский - Орск - опять же с ночевкой в Светлом. Это конечно сильно осложняет покатушки - от орска до орска больше не пролетишь (хотя в теории в светлом могут быть гостиницы.)


    2. Летим в Плохой город.

    В теории в аэропорт ходил от ЖД вокзала автобус. Я очень хотел пройти весь квест бюджетно как обычный пассажир - но настолько рано 3 января ну никак не встать. В итоге поехал на такси (500р). Аэропорт светится новым годом (часть фоток с древнего хуавея, уж простите)
    [​IMG]
    IMG_20140103_073212.jpg

    Посадочный дают только до Орска, хотя билет до Кваркено
    [​IMG]
    IMG_20140103_074639.jpg

    Дальше досмотр, накопитель... И вот тут странное - на поле (а в оренбурге его хорошо видно) нет "живых" Л-410 - но задержку не объявляют. На чем полетим - непонятно. Не на 737 оренэйра же - но больше не на чем! На всем поле пара элок - но они зачехлены - а нас зовут на посадку. Садимся в ПАЗик, едем... И приезжаем к третей большой везухе с заменами в моей жизни (до этого меняли Эмбраер на Як-40 и Ан-140 на Ан-74) - к Ми-8. Это RA-24026 - "губернаторский" вертолет лохматого 1980 года. С чем связана замена и насколько часто такое происходит - не знаю. Возможно дело в исправности Л-410 - но в любом случае рейс получается золотой, летный час восьмерки насколько я понимаю значительно дороже чем у элки.

    VIP место выглядит вот так - в обычном рейсе на него просто сажают двух человек
    [​IMG]
    IMG_20140103_103611.jpg

    Взлет меня удивил. Я никогда не летал на вертолетах - и думал что после запуска двигателей они немного покрутятся на холостых - а потом мы взлетим со стоянки. Но сначала движки долго молотили на месте, потом мы вырулили на ВПП, потом ещё дольше гоняли движки там. В какой-то момент тяга увеличилась и вертолет стал немного "подпрыгивать" - разгружая и снова загружая шасси. И только после всего этого - взлетели.

    Фотографировать возле Оренбурга было нечего - темно, облачность. Я быстро уснул и проснулся от резкой смены звука двигателей - показалось что обороты у них просто обвалились. Один из пассажиров встал и ушел в кабину общаться с пилотами - а я задумался об уровне сервиса - можно сходить, узнать что с движками.. Впрочем вертолет как летел так и летел - и я стал немножко фоткать

    Например никогда не знал что на оренбургской железке есть туннели
    [​IMG]
    IMG_9073.jpg

    Потянулся Медногорск
    [​IMG]
    IMG_9077.jpg

    Вокзал Медногорска
    [​IMG]
    IMG_9082.jpg

    Кудвандык-Медногорск это уже не степи - а какие-никакие горы
    [​IMG]
    IMG_9093.jpg

    Индустрия. Справа дырка, слева отвал из этой дырки
    [​IMG]
    IMG_9098.jpg


    Мордор
    [​IMG]
    IMG_9113.jpg

    Посветлело, немножечко можно снять Орск
    [​IMG]
    IMG_9111.jpg

    Орск - но дааалеко не целиком. По площади Орск один из самых больших городов РФ (7й), он больше Новосибирска или Екатеринбурга.
    [​IMG]
    IMG_9114.jpg

    Посадка в Орске на ВПП, рулим на стоянку. И вот наконец-то можно поснимать и сам аппарат и окрестности. А нас встречает симпатичная сотрудница и не менее симпатичный ЛАЗ (который старше её наверное раза в 2).

    [​IMG]
    IMG_20140103_103707.jpg

    [​IMG]
    IMG_20140103_103741.jpg

    [​IMG]
    IMG_20140103_103825.jpg

    [​IMG]
    IMG_20140103_105513.jpg

    А вон наши Ан-2 - у них пока никого
    [​IMG]
    IMG_20140103_103759.jpg

    Сам аэропорт Орска типовой, пустой, целиком из 70х. Быстро регистрируют тех кто летит дальше, прогоняют через досмотр - и на том же ЛАЗе везут к Ан-2

    [​IMG]
    IMG_20140103_140615.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 май 2016
  2. brab

    brab Старожил

    Сообщения:
    3.818
    Адрес:
    Москва
    #2 22 май 2016
    3. Лыжню!

    А вы летали когда-нибудь на самолете с лыжами? Не, А380 рано или поздно будут как 742 в пору расцвета трансов - чартерными скотовозами - а вот на лыжах? Эксклюзив! И к этому эксклюзиву меня привезли.

    Тут заодно выяснилось чего это так свободно пассажиры ходили общаться с пилотами ми-8. Оказалось что это пилоты Анов. Видимо они не живут в Орске и под рейс летят вместе с пассажирами. Можно посмотреть как сбрасываю чехлы с двигателя, как чем-то тяжелым стучат по примерзжей лыже. Наконец рассаживаемся - всего летит человек 5. Заводят и греют двигатель - а дальше раскачкой рулем поворота пытаются отодрать лыжи. Наконец - получилось!
    [​IMG]
    IMG_9123.jpg

    Само руление и взлет не по основной ВПП, а по грунтовому (зимой снежному) квадрату выше неё. Взлетает Ан-2 шустро, набирает судя по GPS метров 200-300. Под крылом как верно заметил тов. Понтий Пилат в другой теме - великое и сплошное Ничего
    [​IMG]
    IMG_9127.jpg

    Это та самая целина, степи. Тут и сейчас между поселками ничего нет, так что возможно сейчас есть смысл выбрать треугольник Орск-Домбаровский-Светлый - там хоть позиции РВСН, возможно получится снять что-то секретное и продать супостату :)

    Иногда пейзаж разбавляется живностью. Как я понимаю это лошади которых предпреимчивые крестьяне выгнали ЖРАТ самостоятельно. Температура при этом хорошо за минус 20.

    [​IMG]
    IMG_9131.jpg

    Лесозащитные полосы
    [​IMG]
    IMG_9135.jpg

    Интересно - многие догадаются что это? (напомню что фотки кликабельны до оригинального размера)

    [​IMG]
    IMG_9138.jpg

    Салон. В отличии от костромского топора тут нет
    [​IMG]
    IMG_9137.jpg

    Подлетаем к Адамовке. Когда-то это был ПГТ, теперь просто село. Кстати только разбирая фотки к этому посту я понял что снял аэропорт. Попробуйте его быстро найти :)
    [​IMG]
    IMG_9145.jpg

    Вот он целиком

    [​IMG]
    IMG_9157.jpg

    Садимся. Посадка на лыжах по ощущениям для пассажира мало чем отличается. Только что нет звука тормозов, самолет и без них быстро устанавливается. Пилот и пассажиры топают в здание аэровокзала - а я остаюсь снимать Ан. Кстати к рейсу пригоняют пожарку и приезжает милиция.

    [​IMG]
    IMG_9160.jpg

    Чем пожарка поможет лично я без понятия. Снега до жопы и как-то не верится что по целине этот зил куда-то доедет. Лыжи отлично держат Ан - а вот человека наст не всегда и можно провалится по колено

    [​IMG]
    IMG_9168.jpg

    [​IMG]
    IMG_9164.jpg

    [​IMG]
    IMG_9161.jpg

    [​IMG]
    IMG_9162.jpg

    Следы старых посадок. Это 11 часов дня - но солнце зимой низкое..
    [​IMG]
    IMG_9167.jpg

    Стоит страшный дубак, -25 в голой степи с ветром обдирают морду как наждак. Самое время запилить лук
    [​IMG]
    IMG_9166.jpg

    Воздушная гавань
    [​IMG]
    IMG_9175.jpg

    Ну вдруг кто не знает серийный
    [​IMG]
    IMG_9176.jpg

    А вот это уже мы рулили
    [​IMG]
    IMG_9182.jpg
     
  3. brab

    brab Старожил

    Сообщения:
    3.818
    Адрес:
    Москва
    #3 22 май 2016
    Костыль почему-то глубже проваливается
    [​IMG]
    IMG_9183.jpg

    [​IMG]
    IMG_9185.jpg

    Меняется пара пассажиров - взлетаем. Вот граждане на уазиках едут в никуда
    [​IMG]
    IMG_9197.jpg

    Вот это самое никуда
    [​IMG]
    IMG_9199.jpg

    Элеватор в голой степи выделяется куда больше чем здания Сити в Москве
    [​IMG]
    IMG_9202.jpg

    [​IMG]
    IMG_9206.jpg

    Всегда было интересно - нафига 450 на указателе скорости? У Ан-2 на такой скорости крылья не отвалятся? Сам полет стабильно шел на +-150
    [​IMG]
    IMG_9210.jpg

    Кваркено, почему-то лучше я его не снял. Названо в честь пролива в Швеции где воевали местные казаки
    [​IMG]
    IMG_9217.jpg

    Это была конечная точка билета. Т.е. нужно было дойти до "аэробудки", зарегистрироваться, пройти досмотр и обратно в самолет. Было интересно что будет если на это забить и остаться в ан-2 - будут ли меня выгонять пинками, однако решил соблюсти формальности.

    Это было тяжко. Дело в том что в Кваркено под аэропорт размахали какую-то совершенно нее...ческую территорию, на которой при желании сядет 747 (на брюхо конечно). Ан останавливается очень далеко от будки, идти к ней пешком - по снегу. Там где держит наст - еще нормально. Но вот наст ломается, нога уходит по колено - и так метров наверное 200-300. Никто в будке меня не досматривал, выписали посадочный от руки - и я отправился обратно. Как там досматривают тех кто пришел с другой стороны забора - без понятия. На фотке сам аэровокзал, пожарные, менты - все как положено. С бумагами в руке - наш второй пилот.

    [​IMG]
    IMG_20140103_125010.jpg

    Снова полосы. Врать не буду - но возможно это те самые сталинские мега-полосы
    [​IMG]
    IMG_9225.jpg

    Скоро начинается Орск
    [​IMG]
    IMG_9235.jpg

    [​IMG]
    IMG_9240.jpg

    Какой-то район на выселках
    [​IMG]
    IMG_9248.jpg

    Аэропорт Орска, перед третьим разворотом. Нам садиться правее в конце полосы
    [​IMG]
    IMG_9252.jpg

    Весь перрон. Второй Ан уже вернулся из Светлого

    [​IMG]
    IMG_9261.jpg

    После посадки случилась накладка - на рулении уткнулись лыжой в бетонный куб, обозначающий границу грунтовой полосы (или чего-то еще, фиг его знает). Выгрузились, уперлись в край крыла и раскачивая разворачивали Ан чтобы он смог объехать это препятствие. Так что я не только полетал - но и еще и потолкал самолет

    [​IMG]
    IMG_9263.jpg

    Нас уже увозят на том же ЛАЗе - а самолет по командам пилота заруливает на стоянку
    [​IMG]
    IMG_9265.jpg

    Обслуживают второй Ан, зачем-то сняли хвостовую лыжу
    [​IMG]
    IMG_9268.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 май 2016
  4. brab

    brab Старожил

    Сообщения:
    3.818
    Адрес:
    Москва
    #4 22 май 2016
    [​IMG]
    IMG_9272.jpg

    А вот восьмерка. На ней можно улететь обратно в Оренбург - но я остаюсь смотреть Орск

    [​IMG]
    IMG_9276.jpg


    [​IMG]
    IMG_9277.jpg

    Собственно авиачасть закончена.


    4. Кому, кому это было нужно?!

    Спрашивал герой фильма "День выборов" пытаясь понять зачем он не пил 5 дней. Ну а я пытаюсь понять смысл этих рейсов.

    Обратно из Орска я ехал на автобусе - так что могу сравнить эти два способа на плече Оренбург-Орск.
    [​IMG]
    IMG_20140103_174953.jpg

    Оренбург - Орск

    По деньгам самолет даже при таких тарифах проигрывает - 750 против 300 рублей. Причем это автобус идет из центра в центр, с самолетом же нужно добраться ещё и в/из аэропорт. Это стоит 500р в Оренбурге и 300 в Орске.

    По времени самолет вряд ли что-то даст. Маршрутка идет чуть больше 3х часов, отправляются каждый пол-часа. Часто можно уехать не на автобусе - а с бомбилами за примерно те же деньги. Самолет с учетом дороги в аэропорт и ожиданием рейса выйдет в те же 3 часа.

    Орск - Адамовка - Кваркено

    Вобщем-то аналогично. Расстояния не такие большие (120 до адамовски и 160 до кваркено), с учетом дороги в аэропорт не получается не сильно быстрее ни дешевле. Сами дороги были достаточно нормальные, восток оренбуржья это все же не такой медвежий угол как Боговарово в Костромской.

    Оренбург - Адамовка или Оренбург - Кваркено.

    А вот это пожалуй единственный маршрут который имел смысл в 2014 для пассажира. С учетом небольшого времени стыковки получалось хорошее время от двери до двери - да и Л-410/ан-2 наверное все же немножко покомфортнее газелек.

    Да и с другими рейсами Оренбуржья (не говоря уже про аэрофлот) рейс Орск-Оренбург не стыкуется. Зато маршрутка проходит прямо мимо аэропорта - и за лишние 100р подвезет прямо к терминалу.

    Но при этом не очень понятно зачем пассажирам нужно именно в Оренбург. В Костромской области все логично - до Костромы от Боговарово 470 км, при этом Кострома единственный большой город, ведь Шарья мелкий городок в котором всего 20К жителей. Орск же достаточно большой город (230К, Кострома немногим больше - 280К) в котором есть практически все что и в областном центре, включая собственный рейс на Москву.

    И если смысл для пассажиров для меня остался загадкой - то затраты куда более очевидны и они впечатляют. Ан-2 жрет авиабензин - тут многие писали что его стоимость чуть ли не 100р за литр. Но это лишь малая часть расходов - понадобилось оборудование 4х аэропортов, их ограждение, там работают несколько человек, ремонтируются и обслуживаются 2 ан-2 и так далее и далее. И все это ради того чтобы 6 раз в неделю можно было перевести 48 человек между 4 поселками и Орском. На эти 48 человек нужно 2 самолета, по 140 литров авиабензина на час полета, 4е пилота, человек 8 постоянного наземного персонала, пожарные, милиция, много чего еще что знакомо тем кто занимается авиаперевозками но неизвестно мне... Судя по новостям общие вложения области в Оренбуржье 144 млн. рублей. - что при объеме перевозок в 100 тысяч в год дает доплату в 1000р на пассажира - и это только региональные субсидии.
    Есть ощущение что на десятую часть этих денег можно было бы каждому из этих поселков купить мерседес-спринтер и гонять его целый день нон-стоп. Ну или возить на такси - причем возможно тоже на мерседесах :)

    Рано или поздно деньги на аттракцион закончатся - летайте пока есть возможность!
     
  5. А. Копцев

    А. Копцев Вегетарианец

    Сообщения:
    1.549
    #5 23 май 2016
    На самом деле, на востоке Оренбургской обл., как ни странно, уйма любопытных мест. В том же Адамовском районе можно побывать на месте гибели Комарова 24/04/1967. Правда, мы в своё время добирались туда не из Адамовки, а из Новоорска, ночуя по пути в гостинице для механизаторов в центральной усадьбе какого-то колхоза. Нам председатель даже повариху прикомандировал, в целях организации завтрака.

    Очень интересно и проехать из Светлого в Восточный, а оттуда прогуляться пару часов по степи до скалы Верблюд (причём, не ехать туда автотранспортом, а именно прогуляться пешком - по пути можно встретить барсуков! Это восторг!

    Рядом с Восточным - единственный КПП на всей протяжённости госграницы с РК, где РФ на юге, а Казахстан на севере. Притом, ежли вы идёте в Казахстан пешком, реку Тобол надобно переходить вброд! Часто ль вы пересекали госграницы вброд? Мы ещё и взятые у кого-то из пейзан резиновые сапоги перебрасывали потом обратно через госграницу. :kurultai:

    Сам Орск до недавнего времени был интересен ещё и двумя изолированными трамвайными системами (с десяток лет тому назад их соединили в одну) и аутентичными автобусами "Сармат" производства ОЗТП. Оттуда же весело нелегально уезжать в кабине тепловоза с грузовым поездом в Актюбинскую обл. по полусдохшей линии на Кандагач, где с началом разгула демократии разобрали второй путь и убили пасс. сообщение.

    При полёте внутриобластным рейсом Чкалов - Орск мы заходили на посадку над территорией соседней Актюбинской обл. (хорошо было видно казахстанский КПП Алимбетовка), что тоже необычно.

    А сводить потенциально интереснейшее путешествие до пошлых покатушек туда-обратно на определённом типе ВС - ничем не лучше, чем кататься "по кругу".
     
    Последнее редактирование: 23 май 2016
    Поблагодарили WS, Fraport, Obalduj и другие участники (5)
  6. прокуратор понтий пилат

    прокуратор понтий пилат Местный

    Сообщения:
    318
    #6 25 май 2016
    Ув. А. Копцев, ну зачем же так? Для людей, влюблённых в небо даже простые, как Вы выражаетесь, "покатушки"-само по себе уже праздник. Конечно, ещё лучше, если есть возможность совместить это дело с посещением каких-нибудь интересных мест. Но это не всегда удаётся, да и интересы у всех разные.
    Мне очень понравился рассказ тов. brabа. Это ведь замечательно, когда у человека есть страсть и способности интересно поделиться ею с окружающими.
     
    Поблагодарили dunch и brab
  7. А. Копцев

    А. Копцев Вегетарианец

    Сообщения:
    1.549
    #7 30 май 2016

    Новая Биофабрика в Советском районе Орска.
     
  8. прокуратор понтий пилат

    прокуратор понтий пилат Местный

    Сообщения:
    318
    #8 4 сен 2016
    brab, а Вы не знаете, есть ли автобусное сообщение между Орском и Адамовкой с Домбаровским? Не хотелось бы задерживаться там на ночь - кто знает, где там искать ночлег...
     
  9. А. Копцев

    А. Копцев Вегетарианец

    Сообщения:
    1.549
    #9 4 сен 2016

    В любом подобном пгт идите к главе сельской администрации. :beer:

    Кстати, упоминавшаяся мной выше скала Верблюд, геоморфологический памятник природы областного значения, показана в картине гр. Федорченко А. С. "Железная дорога" с музыкой тов. Пантыкина А. А. (2007). В этой же картине можно увидеть паровоз Эр795-16, который сейчас стоит в локомотивном депо Орск.

    В данной записи скала Верблюд на 46:36:



    Паровоз на съёмках не шёл своим ходом, его толкал тепловоз. Съёмки картины также проходили на востоке Оренбургской обл. (режиссёр родом оттуда). Гр. Федорченко недостаточно твёрдо стоит на классовых позициях (а порой и просто конъюнктурщик), но его интерес к финноугровенгроведению, явленный сразу в нескольких картинах, мне очень близок.
     
    Последнее редактирование: 4 сен 2016
  10. brab

    brab Старожил

    Сообщения:
    3.818
    Адрес:
    Москва
    #10 5 сен 2016
    есть конечно - идет на тот же автовокзал орска.
     
  11. прокуратор понтий пилат

    прокуратор понтий пилат Местный

    Сообщения:
    318
    #11 5 сен 2016
    Не, такие экспромты я не люблю. Моя тема-на всё готовенькое :). Вот порылся в интернете и нашёл в Адамовке аж 4 гостиницы - "Колос", "Отель", гостиница администрации и ещё одна без названия на ул. Майской. Телефоны имеются. Так что, проблема, похоже, решаема. Думаю лететь именно в Адамовку, это, похоже, самое цивилизованное место из всех, куда летают Ан-2 из Орска. Но, скорее всего, буду пытаться вернуться в Орск тем же вечером. Последний автобус из Орска идёт в Адамовку в 16.30, время в пути 2,5 часа. Возможно, он же потом поедет обратно, так что есть возможность успеть на него с самолёта. Планирую где-нибудь в мае замутить такой маршрут: Москва - Оренбург - Орск - Адамовка - Орск - Актобе - Алма-Ата - Барнаул - Бийск - Горный Алтай - Барнаул - Москва. На Оренбуржье - Ан-2, в Алма-Ате - родня, Горный Алтай - божественная природа. Так что, грамотной логистикой более-менее бюджетно убиваем сразу трёх зайцев.
     
  12. А. Копцев

    А. Копцев Вегетарианец

    Сообщения:
    1.549
    #12 5 сен 2016

    Когда будете заходить на посадку в Орске с запада, обратите внимание на интересный казус: ДПРМ находится за пределами РФ, уже в РК. Новый аэропорт Орска начинали строить ещё при Союзе, когда граница была административной. Точь-в-точь как в Ужгороде, где полоса упирается прямо в границу, и даже БПРМ уже в Словакии. Редкий случай. Даже в Мюлузе, например, ДПРМ стоит ещё на французской территории.

    Похожие куриозы в Магнитогорске, где аэропорт вообще находится за пределами Челябинской обл., в соседней Башкирии; да ещё в пакистанском Пешаваре, где полосу пересекает железная дорога (!).
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2016
  • Поделиться этой страницей

    Rambler's Top100