Сегодня, 30 мая - годовщина гибели экипажа моего командира отряда 124-го МРАП - майора Шарова Николая Васильевича... Взлетели они 29 мая поздно ночью по учениям парой - ведущий м-р Акпорисов В.В. ведомый м-р Шаров Н.В. Возвращались уже в первом часу ночи 30-го мая... Были очень сложные метеоусловия: нижний край 150 м и видимость 1 - 1.5 км... При заходе на посадку на АС Гвардейское (это рядом и почти параллельно аэродрому Симферополь) у Шарова произошёл отказ АГД-1, который тогда не был описан в Инструкции экипажу... Произошёл обрыв одной из трёх фаз микродвигателя, который поддерживал высокие обороты гироскопа.., причём, лампочка "Отказ АГД" не загорелась, а обороты ротора стали медленно падать с 30 тыс об.мин. Но следящая система, которая снимала показания с ротора и отображала положение самолёта на приборе лётчика АГД - работала исправно... И вследствии с медленным заваливанием ротора гироскопа, положение "самолётика" на АГД стало также медленно заваливаться.., а поскольку Шаров пилотировал по нему самолёт (и это происходило очень медленно), то он и "заваливал" самолёт (сигнализация-то "Отказ АГД" не работала) ... Причём, у второго пилота л-нта Перегняк, АГД работал исправно и вследсвии реального заваливания самолёта, он стал показывать реальный крен. И получилась сложная ситуация, когда два прибора АГД-1 командира стали показывать одно положение самолёта (неправильное), а АГД правака стали показывать другое положение (правильное)... И самолёт, следуя неправильным показаниям АГД, КК стал разворачивать влево и тем самым - пересекать глиссаду аэропорта Симферополь... В эфире сразу поднялся шум и гам, диспетчеры с Симферополя стали докладывать в эфир (на нашем рабочем канале) и самому РП Гвардейского (по телефону), что "Ваш самолёт пересекает нашу глиссаду)... В экипаже Шарова штурман к-н Пугач тоже стал предупреждать КК, что "мы уклоняемся влево", что "скорость стала падать" (потому как самолёт входил в левый вираж, а обороты были прежние)... В итоге КК не успел разобраться с показаниями всех 3-х АГД, с показаниями КУС (указателя скорости), ЭУП и, хотя КК добавил оборотов, но - недостаточно и скорость продолжала падать (т.к. крен всё увеличивался), Шаров так и не успел полностью перейти на пилотирование по дублирующим приборам и самолёт "выписал" что-то вроде "сходящейся улитки", потерял скорость до 190 км час. (это вычислили по траектории, которая проходила прямо над опорами ЛЭП, не задев их и местом падения самолёта)... В последний момент Шаров дал полные обороты двигателям, убрал полностью крен, но тем не менее самолёт уже просто парашютировал с поступательной скоростью 190 (!!!) км час, с вертикальной скоростью около 50 м.сек. и так плашмя упал за этими опорами ЛЭП, не задев их... Он только успел сказать в последнюю секунду слово -"П-дец"... От момента отказа до падения самолёта прошло всего 1 мин 10 сек... Фото всего экипажа м-ра Шарова у меня нет.., я только оторвал листок календаря, куда вписал имена всех членов экипажа и вот есть фото Николая Васильевича вместе со мной (справа) и моим однокашником, к-ном Чабановым (слева) в классе предварительной подготовки (он был наш с Чабановым командир отряда)...
Уже после мне пришлось в Симферопольском морге опознавать всех членов экипажа, т.к все они сильно обгорели пока мы до них добрались (а второй штурман л-нт Шершевитский сгорел почти полностью в своей средней подвесной кабине оператора станции ЕН-1)... Мой однокашник Чабанов категорически отказался заходить в морг и пришлось мне одному опознавать и раскладывать по гробам все обгорелые останки моих товарищей... Было очень тяжело..., не помог даже стакан водки, который мне дали перед входом в морг...
Вот такая скорбная дата сегодня для меня во всяком случае...