Музей воздухоплавания, Белград, 13.03.2018.

wetrolom

Старожил
Расположен в непосредственной близости от международного аэропорта им. Николы Тесла.

602202


602203


Jastreb J-21. На вооружении состоял с 1968 по 1996 гг. Экспортировался в Ливию и Замбию. На них летала группа "Летающие звезды".
Самолет был изготовлен 4 июля 1970 г. в варианте штурмовика, впоследствии модифицированного для ведения фоторазведки.

602204
 
Последнее редактирование:
Реклама
Пионером авиации в Сербии является Иван Сарич. В музее представлена реплика его самолета, изготовленная в 1959 г. с применением оригинальных деталей и при участии самого конструктора. А исторические полеты он совершил в 1910 г. в г. Субботица.

602370


FIZIR FN
Конструкторы Рудольф Физир, Душан Станков и Иван Рукавина. Первый полет датируется маем 1929 г. До начала Мировой войны три завода изготовили 193 шт. Производство продолжалось и во время войны.
Выставленный экземпляр летал в ВВС Югославии, затем в аэроклубе и с 1962 г. находится в экспозиции авиамузея.

602371


Первые 4 По-2 появились у югославов 14 сентября 1944 г. в эскадрилье связи верховной ставки НОА Югославии. В октябре Жуков подарил Тито VIP- вариант (?). После войны начались массовые поставки. Только в 1945 г. были получены более сотни самолетов.
С 1948 г. самолеты пошли на применение в народное хозяйство- опыление лесов против паразитов, прыжки с парашютом, мед. авиация, буксировка планеров...Последний экземпляр был исключен из Регистра в 1976 г. В экспозиции- подарок аэроклуба г. Мостар (1971 г.)- единственный сохранившийся в Сербии оригинальный По-2. В фондах музея есть другой- но с двигателем Вальтер Минор...

602372
 
DH 82 Tiger Moth, 1931 г. В марте 1945 г. ВВС приобрели 24 самолета для подготовки пилотов в Задаре. Впоследствии использовались в аэроклубах до конца шестидесятых. В коллекции музея с 1972 г.

602671


Bü-133D-1 Jungmeister, 1935 г. 27 марта 1941 г. директор завода UTVA Александр Станоевич получил в подарок от завода Бюкер самолет, на котором совершил два полета. 6 апреля совершил перелет из Панчево в Земун, где самолет был впоследствии захвачен немцами.
В конце войны три бывших хорватских самолета использовались для подготовки пилотов, а также участия в авиашоу. Один из них был потерян, а два других закончили летную службу в 1956 г. В музее самолет находится с 1962 г.

602672


Fi-156C Storch, 1936 г. В Югославии появился перед Мировой войной. Некоторые были захвачены, другие осуществляли связь и разведку в интересах партизанского движения. После окончания войны использовался и в военных, и в гражданских целях. В музее с 1963 г.

602673
 
Ju-52, 1931 г. При освобождении Югославии были захвачены 4 самолета, составившие ядро транспортной авиации ВВС. Впоследствии были закуплены еще 4 самолета французского производства (Тукан) с американскими двигателями, позволившими эксплуатировать самолеты до 1964 г. В экспозиции- оригинальный Тукан.

602751


Messerschmitt Bf.109G-2 (Ме-109), 1935 г. "Примечательно, что в составе югославских ВВС находилась эскадрилья, вооружённая экспортными модификациями Bf-109Е, принявшая участие в обороне Белграда. В очном противостоянии победу одержали более опытные немецкие истребители, имевшие к тому же численное превосходство." По данным музея Югославия располагала 70-ю истребителями Ме- 109Е, защищавшими Белград и Югославию при нападении на нее 6 апреля 1941 г.
В ВВС самолет оставался до 1953 г. В экспозиции с 1961 г. находится один из трех сохранившихся в мире этой модели.

602752


NORTH AMERICAN T-6 TEXAN, 1935 г. Югославские пилоты впервые встретились с самолетом (Гарвардом) летом 1943 г. в Северной Африке при подготовке на Харрикейны и Спитфайры. Первый из 11 самолетов в Югославию был поставлен в марте 1945 г. Последние два из них были списаны в 1960 г. Все югославские самолеты были уничтожены, а в экспозиции находится самолет, полученный по обмену с французским коллекционером Жан Батист Сали.

602753
 
В рамках соглашения о перевооружении ВВС Югославии в 1945 г. начались поставки Як-3. С конца июня по июль были получены 28 шт. Впоследствии их число возросло еще на 40 шт. Самолеты активно использовались в борьбе с нарушителями воздушного пространства Югославии и Албании (по просьбе албанского Генштаба). В результате ссоры лидеров стран поставки запчастей к самолетам в 1948 г. были прекращены. К концу 1949 г. боеготовыми оставались 48 самолетов, дислоцирующиеся в Скопье и Задаре. Завершали службу Як-3 в учебных подразделениях в 1957 г. Сохранился в полной комплектации единственный- он с 1962 г. в экспозиции музея.

602770
 
Штурмовик Ил-2 с сентября 1944 г. принимал участие в освобождении Югославии, а с декабря- и в составе ВВС страны. Некоторое количество было получено из Болгарии в счет репараций за оккупацию Македонии. На службе оставался до начала 50-х гг. На них обучались пилоты штурмовой авиации. Экспонат в музее появился в 1961 г. и является единственным сохранившимся из 213 самолетов, находившихся на вооружении.

602882
 
Хоукер Харрикейн, 1935 г. Самолет Сиднея Кэмма, отвергнутый Министерством авиации и построенный в количестве 14,5 тысяч шт. Югославия получила от производителя 36 самолетов из первых 3- х партий, выпущенных до апреля 1940 г. Оставались в рядах ВВС до 1951 г. В коллекции музея с 1961 г.

602899


Супермарин Спитфайр, 1936 г. Конструкция другого английского конструктора- гения, Реджинальда Митчелла. Первая эскадрилья югославской освободительной армии была оснащена самолетами модификации Мк. V. Действовала с аэродромов Италии, Виш и Задар. В послевоенное время, до 1952 г. выполняли полеты, в основном, в варианте разведчика. Экспонат в музее с 1961 г. и является одним из нескольких существующих поныне экземпляров из общего числа 6 479 выпущенных модификации Мк. VC.

602900


Рипаблик Р-47 Тандерболт, 1941 г. Конструкция американцев российского и грузинского происхождения. Самый тяжелый одноместный одномоторный самолет Мировой войны. Применялся в Европе с апреля 1943 г. в качестве истребителя дальнего сопровождения. В ВВС Югославии находился в количестве 127 шт. в период с 1951 по 1961 гг. В музее с 1987 г.

602901
 
При нападении на Югославию использовалась авиатехника:

He-111 P
Ju-88 A
Do-17 Z
Ju-87 B
Me-109 E
Me-110 C
SAVOJA- MARKETI S.79
FIAT G.50 bis
FIAT C.R.42

602962


Им противостояли следующие типы самолетов, состоявших на вооружении ВВС Югославии:

HOKER FJURI
IK-2
IK-3
HOKER HARIKEN Mk.1
Me-109 E
BRISTOL BLENHAJM Mk.1
Do-17 K
SAVOJA-MARKETI S.79

602963
 
Реклама
C-47B, 1941 г. Военный вариант DC-3. В ВВС Югославии появился в 1947 г. Дополнительно, при посредничестве ООН, были приобретены 6 самолетов, переоборудованных для использования в JAT- национального авиаперевозчика. Интенсивное использования самолетов этого типа началось в 1953 г., благодаря западной программе военной помощи. Полеты продолжались до 1976 г. Помимо транспортных перевозок осуществлялась выброска парашютистов.

603022


603023


603024
 
Полтора.:) В рамках заключенного в ноябре 1951 г. Договора о военной помощи, югославы получили, среди прочего, 20 С-47.
 
Рипаблик F-84G Тандерджет, 1951 г. Первый американский истребитель- носитель ядерного оружия. В ВВС Югославии появились в июне 1953 г. Всего было получено 219 машин- из США и Греции. Прослужили до 1976 г., выполняя функции перехватчиков, разведчиков и учебных самолетов. Самолет в экспозиции- из первой поставки, переоборудован в разведчика (RF-84G), летал в Мостаре. Совершил последний вылет 20.02.1974 г. на авиабазе Батайница (Белград) и вскоре отправился в музей.

603077


Норт Американ F-86 Сейбр, 1947 г. Югославия получала самолеты бесплатно по программе военной помощи. Но поставки сопровождались политическими условиями и Югославия перешла к закупкам на коммерческой основе, получив 78 F-86E- дневной фронтовой истребитель (к уже имевшимся 43 шт.) и 130 F-86D (экспортная модификация с пушечным, а не ракетным вооружением).

603078


Локхид Т-33, 1948 г. Изготовлено более 6 500 шт., летал более чем в 30 странах. В Югославии появился 10 марте 1953 г., когда на аэродроме Батайница приземлились первые из 25 Т-33. До 1957 г. ВВС получили также 22 разведчика RT-33. Впоследствии, уже на коммерческой основе, были закуплены 70 шт. TV-2 (обозначение для авиации ВМС). Задачи по буксировке мишеней выполнял по 1982 г. В экспозиции- самолет, переоборудованный для выполнения задач по фоторазведке. В музее с 1979 г.

603081
 
В 1958 г. ВВС озаботились программой строительства лицензионного легкого истребителя. Тестировался английский Фолланд "Нэт", закупленный в количестве 2 шт. Знакомство с ним, вероятно, произошло на Парижском авиасалоне 1957 г. Программа предполагала изготовление 700 самолетов различных модификаций. Однако стоимость лицензии, самолета и эксплуатационные расходы оказались настолько высоки, что решение о сделке принято не было. А вот индусы его строили. Конечно, на других условиях...
Оба самолета были переданы в Учебный центр ВВС.

603166
 
Как и во многих европейских странах собственный авиапром был не в состоянии обеспечить потребности страны в авиапродукции как по качеству, так и по количеству. Зарождался он в королевские времена, а именно в 1922-23 гг. Свою состоятельность доказал выполнением заказа на 27 комплектов крыльев для копии Ганза Бранденбург В1 владелец столярной мастерской Ж. Рогожарский, имевший опыт работы в авиапроизводстве в Будапеште. Вскоре фирма получила название Первый сербский завод самолетов Рогожарский, просуществовавший до 1945 г. Среди значительных программ по выпуску самолетов были учебный истребитель Рогожарский ПВТ (61 шт.), Физир (72 шт.), пилотажный Р-100 (26 шт.) и лицензионные Бранденбург (46 шт.) и Харрикейн Мк.1 (18 шт.).
В это же время начато авиапроизводство фирмы Икарус (Нови Сад, переехавшей затем в Белград). Она произвела, среди прочего, 220 шт. Потез 25, 41 шт. Бленхейм, 380 шт. Аеро-2.
В 1927 г. начата деятельность фирмы Змай (Земун)- с ремонта самолетов. Завод просуществовал до 1946 г. Было построено 359 самолетов, 8 типов выпускались по лицензии.
Наиболее современную авиатехнику производил, основанный в 1951 г., завод СОКО в Мостаре (ныне Босния и Герцеговина). Это Галеб, Супер Галеб, Ястреб, Орао.
Среди продукции авиазавода в Кралево, существовавшего с 1927 по 1942 гг, Бреге Br.19 (425 шт.) и Do-17 (36 шт.).
До сих пор функционирует завод Utva в Панчево, основанный в 1937 г. Ничего серьезного не производил, но НАТО его потрепало. По слухам из за производства БПЛА…
Моторный завод в Раковице выпускал Турбомека Палас 056А тягой 150 кг.
 
Аэро-2. Первый самолет югославской конструкции ( Борис Циян и Дордже Петкович) послевоенного времени. Прототип совершил первый полет еще до войны- 24 апреля 1940 г. (л.- и. Василий Стоянович). Строился заводом Икарус. Общее число выпущенных самолетов 380. Использовались и в ВВС (в учебных эскадрильях и полках, разведывательном полку и эскадрилье связи) и в ГА. Существовали варианты с/х и гидро. В музее с 1961 г. находится самолет Аэро- 2D, с чешским Вальтером Минором и закрытой кабиной.

603679


Утва 213- 3. Конструкторы КБ- 2: И. Шоштарич, С. Чурич, С. Маринкович, М. Добинович. Первый полет прототип совершил 14 октября 1948 г. На заводе в Панчево в период с 1951 по 1955 гг. было изготовлено 256 самолетов. Вооружение- 2 пулемета и бомбы: 4 х25 кг или 2 х 50 кг. Прослужили в ВВС до ноября 1960 г. В экспозиции музея находится единственный сохранившийся экземпляр.

603681
 
wetrolom, а откуда данные о выпуске самолётов в Югославии? Всё-таки Fizir это не Rogozarski, а Zmaj. А Blenheim строили не в Кралёво, а на фабрике Ikarus. И достроили только 16, остальные незаконченными сожгли в 1941. И так далее...
 
Реклама
Данные по выпуску из материалов музея.
Рогожарский выпустил Физир Майбах (1928-29 гг.), Физир Райт 1 шт. (1929 г.), Физир Титан и Кастор по 1 шт. (оба в 1931 г.) и Физир ФН 40 шт. (1935-37 гг.).
Змай: Физир Pajr 15 шт. (1930 г.), Физир Юпитер (гидро) 5 шт. (1932-33 гг.), Физир ФН 33 шт. (1930-31 гг.) + 85 шт. (1933-1937 гг.) + 10 шт. (1944-45 гг.).
И вопрос- где я утверждал, что Blenheim строился в Кралево?
 
Назад