Музей воздухоплавания, Белград, 13.03.2018.

wetrolom, спасибо. Да, Blenheim - это я невнимательно прочитал.
Скажите, пожалуйста, "материалы музея" - это какая-то книга/брошюра или со стендов?

Физир Pajr - это не опечатка?
 
Со стендов.
Опечатка. Конечно Райт (Раjт). Причина- замечательная традиция сербов использовать и кириллицу, и латиницу...
 
Последнее редактирование:
Икарус S-49C. Создан на базе довоенного истребителя ИК-3 конструкторами К. Сивчевым, С. Зрничем и С. Поповичем. Полет прототипа в 1949 г. До 1951 г. изготовлено 45 самолетов S-49A с советским двигателем Климова ВК-105 для 2-х полков, базирующихся в Земуне. С 1952 по 1961 гг. на вооружении состояла другая модификация самолета в количестве 130 шт., оснащенная французскими двигателями Испано- Сюиза. Самолет модификации S-49С совершил первый полет 23 августа 1952 г. Выпуском занимался также и завод Соко в Мостаре.
Выставленный в экспозиции экспонат в ВВС появился 2 июля 1953 г. и летал в Любляне, Пуле и Скопье. Затем принадлежал Техническому музею Загреба и в 1981 г. обменен на F-47D Тандерболт.



Икарус 451. Двухмоторный (2 х Вальтер Минор) пикирующий бомбардировщик. Первый полет 22 сентября 1951 г. (л.- и. Радивое Главичич). Разработка КБ-9, шеф Драголюб Бешлин. Неудачная попытка решить проблему борьбы с перегрузками, уложив летчика на живот. Построено два самолета, летавшие до 1957 г.
В экспозиции второй экземпляр, совершивший первый полет 26 февраля 1952 г. (л.- и. Тугомир Пребег).

 
Letov KB-6 Matajur. Двухместный туристический/тренировочный самолет группы словенских конструкторов из Любляны, возглавляемой Душаном Ценером. Совершил первый полет 4 июня 1952 г. на аэродроме Брник (Любляна). После успешных летных испытаний был запущен в небольшую серию. В следующем году появилась трехместная модификация с более мощным двигателем (построено 8 шт.) и далее следующая- LIBIS-160 (11 шт.). Оба типа могли быть использованы для акробатических полетов, буксировки планеров и парашютных прыжков.
В экспозиции- единственный сохранившийся экземпляр.



Soko 522. Создан конструкторами Шоштаричем, Марьяновичем и Чурчичем. Строительство первого из двух прототипов самолета заводом Икарус было завершено 27 апреля 1955 г. Первый полет совершен 19 июня (л.- и. п/полковник Михайло Грбич). Производство серийных самолетов было переведено на завод в Мостар. В летных учебных заведениях самолет появился 23 апреля 1958 г. Изготовлено 112 шт, летавших в ВВС до 1978 г. Некоторые летают до сих пор.
Выставленный в музее самолет изготовлен 19 января 1959 г. и перед тем, как отправиться в музей 13 апреля 1979 г., летал в Батайнице.

 
Икарус 451М. Создан на основе проекта 451 КБ-9 (Драголюб, по версии уважаемого airwar.ru Драгутин, Бешлин) путем замены поршневых двигателей на реактивные (Турбомека Палас) и изменением положения пилота на обычное. Прототип был построен на Икарусе и совершил первый полет 25 октября 1952 г. (л.- и. Тугомир Пребег), за полгода до прибытия в Югославию первого Т-33А. Из- за низкой тяговооруженности самолет уступал существующим в то время образцам реактивной техники, однако, Югославия вошла в десятку стран, проектировавших реактивные самолеты. Единственный самолет летал до 1959 г, когда был передан в музей. Совершил 141 полет, проведя в воздухе 72 часа.



Икарус T 451 ММ Hornet II. Дальнейшее развитие J 451 MM Hornet. На заводе было построено два экземпляра, первый из которых поднял в воздух майор Иосип Зубек 3 декабря 1958 г. с заводского аэродрома в Земуне. Одновременно создавался двухместный вариант без вооружения.
Самолет появился в музее в 1969 г.

 
J-20 Kraguj (Перепелятник). Легкий штурмовик, сконструированный, исходя из опыта Мировой войны и войны в Корее, для борьбы с вертолетами и наземными войсками. Разработка Авиационно- технического института в Жарково. Производство налажено на заводе в Мостаре. Первый полет прототип совершил 21 ноября 1962 г. Самолеты первой серии из 14 самолетов появились в ВВС в марте 1967 г. В 1974 г. производство было возобновлено серией из 27 самолетов, поставленных в ВВС с апреля по июль 1977 г. Состоял на вооружении ВВС Югославии, Сербии и Хорватии. Военную службу закончил в 1989 г.
Самолет в экспозиции поставлен в ВВС 4 марта 1967 г. Летал в Церкле, Брник, Тузла и Лучко. В марте 1985 г. был списан и доставлен в музей.

 
UTVA 65S Super Privrednik. Самолет сельскохозяйственного назначения, сконструированный в 1965 г (за 8 месяцев) Б. Николичем, М. Добиновичем и С. Котичем. Унифицирован с UTVA 60- крыло, хвостовая часть, шасси. Бак для химикатов (700 л.) изготовлен из стеклопластика, располагался перед кабиной и в аварийном случае мог быть опорожнен за 6 секунд. Показал себя надежным и экономически выгодным самолетом. Производился серийно в двух вариантах. Вариант 65С (10 шт.) имел более мощный двигатель и увеличенное крыло. Экспортировался в Турцию (8 шт.), Алжир (5 шт.), Болгарию (2 шт.). Судан 92 шт.) и Индию (1 шт.).
Последний из 66 выпущенных был списан в 1986 г. В этом же году музей получил свой самолет от Agricultural Aviation Vrsac.



UTVA 66H. Многоцелевой самолет на основе конструкций UTVA 56 UTVA 60, созданный группой во главе с Брониславом Николичем. Первый полет прототипа состоялся 2 декабря 1966 г. В ВВС, под обозначением V-51 выполнял задачи связи, медэвакуации, а также воздушной поддержки войск. Интенсивно использовался в аэроклубах для подготовки пилотов и парашютных прыжков.
Под обозначением V-52 в ВВС существовал вариант на поплавках (6 шт.). Последний из них списан в 1979 г. Построено 170 шт. различных модификаций.
В экспозиции находится третий прототип самолета, изготовленный 15 мая 1971 г. В 1968 г. поставлен на поплавки и испытывался в Сплите до сентября 1977 г. Затем снова служба на колесах в Батайнице. После выработки ресурса в 1979 г. оказался музейным экспонатом.

 
J-21 Ястреб 1961 г. Фото перед входом в здание музея. Легкий штурмовик, созданный на основе Галеба. Первый полет произведен в мае 1961 г. В ВВС находился с 1968 г. Последний самолет из ВВС списан 1996 г. На Ястребах летала пилотажная группа "Летающие звезды". Производился с 1964 по 1985 гг. Экспортировался в Ливию и Замбию.
Выставленный в экспозиции самолет изготовлен 4 июля 1970 г. в качестве штурмовика. Впоследствии был модифицирован в вариант фоторазведчика.

J-22 Orao, 1974 г. Истребитель- бомбардировщик совместной с Румынией разработки. Югославский прототип изготовляли в Мостаре, Панчево и Трстенике. Первый полет совершил 31 октября 1974 г. (л.- и. В. Славуевич). Произведено ок. 220 шт. различных модификаций (последняя в феврале 1992 г.). Был двухместный учебный вариант самолета (1976 г.). 22 ноября 1984 г. на самолете с модернизированными двигателями был преодолен звуковой барьер. В ВВС находился в период с 1978 по 1992 гг. Принимал активное участие в югославских войнах- в Хорватии, в Боснии, Косово.







МиГ-29 появился в Югославии в октябре 1989 г. Поставке второй партии помешал развал страны. Рассматривался вариант приобретения Югославией Су- 27, однако было принято решение в пользу МиГ-29Б. Югославия эксплуатировала 6 самолетов Як-40, один из которых был переоборудован в самолет РЭБ.



С 1946 по 1092 гг. Югославия построила 2221 самолетов 116 различных вариантов. Доля собственных конструкций составила 41%. В Югославии прошли летную подготовку сотни пилотов из Африки и Азии.
"Значительные средства вкладывались в строительство современных авиабаз, способных выдержать ядерный удар. Именно такой базой являлся аэродром Желява под Бихачем...Помимо, собственно, хорошо защищённого радара, центра управления, коммуникаций и связанных объектов, к авиабазе относились тоннели, предназначавшиеся для постоянного базирования и обслуживания трёх эскадрилий: 124-й и 125-й истребительных и 352-й разведывательной, оснащённых, соответственно, МиГ-21, МиГ-21бис и МиГ-21Р.... Попасть в 3,5-километровую систему тоннелей можно было через 4 входа, закрывавшихся 100-тонными дверями с воздушным подпором, при этом, три из них предназначались для самолётов... На поверхности объекта находятся 5 ВПП. Непосредственно комплекс защищали с воздуха — многочисленные ЗРК (Куб и др.), с земли — мотопехота и военная полиция. Доступ на базу был строго регламентирован, вплоть до открытия огня по приближающимся без соответствующего разрешения."
 
Надо так понимать, что Бивер? Пояснений не встретилось...
Датируется 1947 г. Производился до 1967 г. Построено более чем 1600 шт. Были модификации с турбовинтовыми двигателями.





S.A.6 Sealand, 1948 г. Л.- и. фирмы Шорт Гарольд Пайпер. Югославы закупили только два самолета, которые осуществляли связь побережья с центром.
Выставленный образец анонсируется как единственный в мире оригинальный образец. Такой же самолет экспонируется в Военно- морском музее авиации в Индии.

 
А у Ивана Сарича был Блерио? Только не 11.
 
Нет, это его собственная конструкция. Хотя в 1909 г. в Париже у него была возможность ознакомиться внешне с Блерио XI.
 
Не в лучшем состоянии находится Каравелла национального перевозчика- авиакомпании JAT. В авиапарке компании находились современные самолеты производства западных стран. Парк 1957 г. состоял из 12 самолетов ДС-3, 4 Конвэр 440 и 6 Ил-14. В период 1963- 1970 гг. появились ДС-9 и 5 Каравелл. В 70-ые годы были приобретены 5 В-727, 4 В-707, ДС-10. Флот в период с1992 по 1997 гг. состоял из 4 ДС-10, 8 В-727, 9 В-737, 9 ДС-9 и 3 ATR 72.

 
Двухместный планер Кошава производства завода Икарус (1953 г.). Конструкторы Милош Илич и Адриан Кисовач. Предназначался для дальних перелетов. В чемпионате мира 1954 г. (Англия) пилоты Звонимир Райн и Божидар Комач выиграли первый приз на планере, находящимся в экспозиции музея.



Планер конструктора Илича для высшего пилотажа (1956 г.). Один из лучших в своем классе. Качество 1:21,5, минимальная скорость 62 км./ч. В коллекции музея с 1979 г.

 
Сикорский S-51 производился по лицензии фирмой Вестланд (Англия) с 1946 г. под обозначением WS-51. Являлся первым вертолетом в югославских ВВС (1954 г.), где летал до 1967 г. Первый полет вертолета выполнил 24 февраля 1946 г. Д. Винер, племянник Сикорского. Захваченный в ходе войны в Корее S-51 был доставлен в СССР для изучения.
Экспонат, один из десяти закупленных в Англии вертолетов, появился в музее в 1979 г.



Сикорский S-55 поступил на вооружение югославской армии в 1957 г. Часть вертолетов была импортирована, часть (42 шт. в период с 1957 по 1961 гг.) построена по лицензии заводом Соко в вариантах транспортного и противолодочного вертолета. Все вертолеты были списаны в 1974 г.
Экспонируемый экземпляр- из первой серии лицензионной постройки.

 
В ВВС Югославии всего находились на вооружении с 1960 по 1976 гг. 24 вертолета Ми-4.



В сентябре 1969 г. в Югославии появился первый из 15 закупленных Ми-2.
Вертолет в экспозиции принадлежал ВВС и использовался в медицинских целях. Служил в Батайнице и Нише. В октябре 1987 г был списан. В музее с марта 1989 г.





ВВС Югославии получили 6 (по российским данным 12, поставленных в 1975 г.) противолодочных вертолетов Ка- 25ПЛ (из 275 произведенных). Базировались неподалеку от Сплита.
Единственный сохранившийся экземпляр прибыл в музей из Подгорицы в 1998 г.



 
Хвостовая часть Галеба G-4, которой он словил Стингер 24 сентября 1991 г. на высоте 2 100 м при скорости 720 км./ч. Сумел сесть в Удбине. В полевых условиях был произведен ремонт/замена хвостовой части и самолет продолжал эксплуатироваться.



Бывший F-16.



F-117A.





Вторая ступень ракеты комплекса С-125, сбившей F-117А 27 марта 1999 г. в районе деревни Будяновци.

 
Так и оставшийся нереализованным проект ЗРК Р-25 "Вулкан" (1958 г.). Расчетные данные: Дальность стрельбы 30 км, досягаемость по высоте 19 км. Первый запуск состоялся в ноябре 1962 г. Изготовлено 12 шт. Сохранилась единственная. Проект закрыт в 1964 г.



Кое- что из ПВО на задворках музея. ЗРК С-75 "Двина" был закуплен Югославией в 1962 г. На 1991 г. на вооружении насчитывалось 8 дивизионов комплекса.







 
Противорадиолокационная ракета ALARM производства Бритиш Аэроспейс. Используется в барражирующем режиме. Применялись с "Торнадо" в Косовской войне. Найдена спустившейся на парашюте неповрежденной из- за отказа механизма самоликвидации около н. п. Никинцы.



MQ-1 Predator, сбит 13 мая 1999 г. "Стрелой-1М" в районе Урашевац.