Офф... Прошу помочь по давней катастрофе
Катастрофа близ Хомутово /12.11.79/
Прошу помочь разобраться в событиях по катастрофе, произошла которая в Хомутово (Ю.-Сахалинск) 12 ноября 1979-го, с пограничным Ил-14 (Ан-26). Противоречия даже по метео…
Просит помочь сын одного из погибших тогда. Вот что он сообщил после знакомства в ЖЖ:
«Напишу, что знаю о этой катастрофе. Мне было только 7 лет, поэтому знаю только то, что говорили мне мама и старший брат.
Мой отец, Васильев Виталий Иванович, полковник, начальник 52 сахалинского погранотряда (в/ч 2067), 12.11.79-го возвращался с совещания из Владивостока вместе со многими офицерами. Пассажирами самолета отдельного авиаполка погранвойск также были многие офицеры – командиры и замполиты почти всех дивизионов морских сил ПВ Сахалина, вышестоящее начальство отца (кто не знаю, но из КТПО кто-то, кажется генерал). Отец должен был возвращаться гражданским рейсом из Владивостока, у него еще были дела там, но начальство его уговорило лететь на том самолёте.
Огни самолёта я лично видел в окне (выходило на север, жили на пр. Мира). Погода была хорошая, так как я выходил потом на балкон. Время было вечернее – часов наверное 20-00 или 21-00. Мы ждали отца и мама показала нам огни подлетающего самолёта. Она знала точное время прилёта – работала в том авиаполку в отделе кадров . МЫ обрадовались и ожидали встречи. Потом я лёг спать, мы нервничали, что нет отца до сих пор. Около 24-00 приехали и сообщили, что отца больше нет…
Точное число жертв я помню со слов брата и матери – на прощании с телами в гарнизоне было 28 гробов.
Слышал потом, что у самолёта при первой попытке посадки не вышла стойка шасси. Он пошёл на второй круг и при второй попытке посадки разбился. Вроде как ошибка пилотов плюс порыв сильного ветра.
Ещё отмечу, что командир экипажа и ещё один его пилот погибли от разрыва сердца, а не от последующего взрыва. Мама читала это заключение своими глазами.
Расследовал (до появления комиссии из Москвы) эту катастрофу нач. особого отдела, кажется Гаршин. Мама была дружна с его женой. Жена Гаршина говорила, что тот через три дня после катастрофы был чем-то ужасно потрясён. Мама пыталась у Гаршина при личной встрече выяснить причины катастрофы, на что он ответил: «То, что ты будешь это знать – мужа тебе не вернет. А правду сможешь узнать только лет через 20».
Спустя некоторое время Гаршин непонятным образом умер в военном госпитале. Также погиб в автоаварии ещё один офицер, принимавший участие в расследовании.
По поводу марки самолёта: я вспомнил, как провожали мы в аэропорту Ю.-Сахалинска семью офицера, который летел во Владивосток. Год 1978й, раньше катастрофы. Мне разрешили подняться на борт- заходили через аппарель заднюю – точно помню. Это тоже был самолет ПВ. Кажется, не ИЛ-14, а более был похож на АН-26.
На форумах пограничных тоже офицер бывший писал про АН-26, прикрепленный к начальнику особой группы КТПО по Сахалину . Может, это и был АН-26, а не ил-14.
Еще скажу, что по городу были слухи, мол, не авария это, а диверсия… Но то слухи.
И есть у нас в семейном архиве фото, мама его откуда-то тайно выдернула и принесла. На ней труп отца лежит не в поле, а на ВПП, а вокруг много обломков. Но никак не в 7000 м от ВПП.
Отец был единственный, кого хоронили в открытом гробу. Его перед взрывом выкинуло из самолёта. Остальных собирали по фрагментам. Часы с его руки у меня есть – там только трещина на стекле появилась.
Прошу прощения за сумбурное написание. Но я последнее время начал искать любые сведения об отце и о той катастрофе. И почти ничего не нашел… Нет сведений ни о нём, ни о самолёте (только о 5-ти погибших)
Вот пару фрагментов из интернета:
«Предыдущий командир бригады Долин и начальник политотдела Тихомиров погибли в авиационной катастрофе 10 ноября 1979 года. Этот трагический случай потряс всю бригаду. Они возвращались с Владивостока с Военного совета на пограничном Ил-14, погибли все. Еще погиб начальник 52 пограничного отряда и экипаж конечно. Несколько месяцев бригадой командовал начальник штаба, все уже считали, что будет командовать он и вот, пожалуйста.»
Из книги: Владимир Сысун.
«Пограничная одиссея ч. 2 гл. 6. Ваша правда тов. Комбриг».
»Начальником 52 пограничного отряда погибшем на этом самолете (АН-26, ИЛ-14 в полку уже на вооружении не состояли, возможно я и ошибаюсь, но сразу сообщали именно про АН-26, который обслуживал зам. Командующего КТПО, начальника Сахалинской ОГ округа) был подполковник Васильев Виталий Иванович, прибывший на эту должность из Мукачево (начальник ПО). Кроме того, на борту самолёта погибли и другие командиры и экипаж самолёта. Это была настоящая трагедия.
Капитан 2 ранга Долин командир Корасковской 9-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей, капитан 2 ранга Тихомиров начальник политотдела этой бригады.
Погода также внезапно изменилась, как и с погибшим МИ-8 в октябре 2010 года... Сослуживцы Виталия Ивановича хранят память о своем командире!»»
О погоде я знаю точно – сам свидетель – была хорошая. Отцу знание полковника присвоили буквально накануне его гибели. 10 ноября – ошибка. В свидетельстве о смерти отца стоит именно 12 ноября.
Очень буду рад, если чем сможете помочь. Мне это очень важно, а с поиском информации я почти не умею пользоваться, не знаю где и что искать. От авиации тоже, увы, далёк. Да и неправильные данные везде – это белые пятна…
Заранее Вам спасибо! Я если вспомню или расспрошу у матери (хотя возраст ее уже очень почтенный) – напишу еще. До свидания, Вадим.»
Такое вот письмо… В Вики значится: Ил-14, 12.11.1979. без №. На борту и погибших – 5. Борт погранвойск. Разбился при посадке в снежной буре.»
http://war.airdisaster.ru/database.php?id=83
Нашёл по той катастрофе тот самолёт погранцов: потерял скорость и упал в поле в 700 м от ВПП в районе пос. Новотроицкое при заходе на посадку в условиях снежной бури. Самолёт погранвойск. На Ил-14 погибли 5 членов экипажа.
Как видно, самое странное, что вроде как и не летел никто в том Ил-14, только 5 человек экипажа. Откуда же тогда 28 гробов?
Кто что знает/видел/слышал/помнит? Прошу ответить! Вплоть до слухов… Естественное право сына – знать правду о смерти отца.
Надеюсь на помощь.