Интервью генерального директора ЗАО «Аэропорт «Храброво» Андрея Тюрина отраслевому агентству «АвиаПОРТ»
Мастер-план реконструкции калининградского аэропорта "Храброво" должен быть подготовлен в августе текущего года, предварительные работы начались в апреле. Директор "Храброво" Андрей Тюрин уверен в успехе предприятия: правительство поможет, авиакомпании найдутся. О планах развития аэропорта он рассказал в интервью "АвиаПорту".
- Что представляет собой аэровокзал в настоящее время? В каком объеме нужна реконструкция? Проект реконструкции планировался уже давно, что-то было построено. Нужно ли разбирать эти конструкции, или их возможно использовать?
- В настоящее время в аэровокзале обслуживание пассажиров обеспечивается в помещениях общей площадью 12 тысяч квадратных метров. В своем окончательном виде, после реконструкции, площадь вокзала будет составлять 50 тыс. квадратных метров. Ранее построенные конструкции разбираться не будут. Такое решение было принято на основании результатов трех экспертиз, выполненных специализированными организациями.
- Планируете ли вы наращивать пассажиропоток в "Храброво" на этапе реконструкции или будете ждать окончания процесса?
- За 2012 год в калининградском аэропорту было обслужено 1 188 442 пассажиров, практически столько же, сколько в 2011 году (1 229 017 человек). Работа по привлечению авиакомпаний и увеличению количества рейсов ведется аэропортом непрерывно. Наша главная задача - обеспечить жителям эксклава Российской Федерации, Калининградской области, транспортную доступность основной территории России.
- В настоящее время реконструкцией недостроенного здания "Храброво" занимается турецкая компания Akin Ozay. Вами было высказано пожелание, чтобы эта фирма проводила все работы в "Храброво", однако сейчас есть решение, что подрядчик должен определяться на конкурсной основе. Есть ли понимание, когда пройдет конкурс?
- Аэропорт является субъектом естественной монополии, поэтому мы не можем выбирать подрядную организацию по своему желанию. Все действия определены действующим федеральным законом № 223 от 18.07.2011г. "О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц". Качество работ строительной компании Akin Ozay заслуживает высокой оценки. Примером служит аэропорт "Минеральные воды".
- Когда появится мастер-план реконструкции аэропорта, который готовит консалтинговая компания NACO? Каковы его основные параметры? Почему была выбрана именно эта компания?
- Был проведен тендер. Из пяти консалтинговых компаний была выбрана голландская фирма NACO. Внушительное портфолио NACO включает 550 аэропортов разных размеров в более чем 100 странах и делает фирму привлекательной в области разработки и продвижения аэропортов. Недавнее сотрудничество фирмы с международным аэропортом Кампинас/Виракопос в Бразилии помогло в два раза увеличить количество пассажиров, заинтересованных в услугах аэропорта. Подобная ситуация произошла и с амстердамским аэропортом "Скипхол". После сотрудничества с голландской фирмой это аэропорт отмечен в списке "самых красивых аэропортов в мире". Концепция NACO - грамотна, привлекательна и практична. Согласно договору, мастер-план должен быть готов уже в августе месяце текущего года.
- "Аэроинвест" передает правительству 20% акций аэропорта "Храброво". С какой целью, на каких условиях? На каком этапе сейчас находится работа по передаче активов?
- На мой взгляд, правительство Калининградской области должно участвовать в управлении единственного аэропорта области. На каком этапе и с какой целью - на эти вопросы может ответить только руководство ООО "Аэроинвест".
- Согласно планам компании, после реконструкции пропускная способность аэропорта "Храброво" должна составлять 5 млн человек в год. За счет чего удастся достичь этих показателей? Есть ли какие-то расчеты, подтверждающие, что пассажиропоток будет именно таким?
- Пропускная возможность аэропорта позволит обслуживать до 5 млн пассажиров в год. Эта цифра - максимальная возможность, и к этим показателям надо стремиться.
- Начало реконструкции аэродрома намечалась на 2015 год. Теперь планируется начать работы в 2013. Связаны ли процессы реконструкции аэропорта и аэродрома? Каким образом удалось ускорить процесс получения денег по ФЦП?
- Что касается аэровокзала, этим занимается инвестор. Реконструкция ВПП проводится на средства федерального бюджета. Окончание строительных работ, которые ведутся за счет инвестора (ООО "Аэроинвест"), и никакого отношения к ФЦП не имеет, действительно, запланировано на конец 2014 года.
Сроки реконструкции полосы стало возможно перенести благодаря ходатайству губернатора Калининградской области Николая Цуканова. В изменении сроков осуществления второго этапа реконструкции аэродрома роль правительства Калининградской области трудно переоценить. Основные аргументы - интересы жителей области и, в перспективе, обеспечение проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
- После реконструкции аэропорт "Храброво", согласно вашим планам, должен стать достаточно крупным хабом. Есть ли в настоящий момент договоренности с какими-то авиакомпаниями, грузовыми или пассажирскими, о транзите?
- Модель хаба очень перспективна и желательна. Но только строительством современного аэровокзала этого не добьешься. Все определит рынок авиаперевозок.
- На какой стадии сейчас находится проект запуска режима "открытого неба" для "Храброво"?
- Эти вопросы решаются на межправительственном уровне, то есть обусловлены работой МИДа и Минтранса. Такую возможность не исключает заместитель полпреда президента в нашем округе Станислав Воскресенский, он говорил об этом ранее. По его словам, этот вопрос обсуждался с премьер-министром Дмитрием Медведевым и нужны дополнительные расчеты, чтобы режим не был в ущерб российским авиакомпаниям.