Укрепление узла
Холдинг «Новапорт», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и правительство Новосибирской области планируют создать на базе аэропорта Толмачево мультимодальный транспортный комплекс, включающий железнодорожный и автовокзалы. Общая стоимость проекта может составить около 6,5 млрд рублей, сообщил владелец «Новапорта» и глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко журналистам в минувшую субботу.
По словам Романа Троценко, этот проект, трехстороннее соглашение о реализации которого планируется подписать до конца 2010 года, обсуждался на его встрече с полпредом президента в Сибирском федеральном округе Виктором Толоконским. А в целом идея возникла еще четыре года назад, ее вписали и в стратегию развития Толмачево. Но в кризис проект был «заморожен». В целом он выглядит логично. Его суть — в создании вблизи Толмачево сопутствующей транспортной инфраструктуры, способной усилить и так лидерские позиции самого крупного аэропорта за Уралом.
Прежде всего речь идет о строительстве напротив аэропорта железнодорожного вокзала скоростных путей сообщения, с которого, как рассказал Роман Троценко, поезда наподобие «Сапсана» будут курсировать в Барнаул, Кемерово, Томск, Омск и другие близлежащие от Новосибирска крупные города. «Люди будут быстро приезжать на поезде сюда, чтобы улететь из международного аэропорта», — сказал Троценко. Сроки реализации проекта при определении источников финансирования могут составить три-четыре года. Причем «Новапорт» готов построить вокзал за свой счет, несмотря на то что он обойдется в 500–600 млн долларов. «Земля, автомобильные дороги, развязки и подъезды будет делать регион», отметил Троценко; это может вылиться в 1 млрд рублей. А РЖД должно взять на себя прокладку железнодорожного полотна. «Думаю, это будет вместе с поездами миллиардов пять рублей. Это большой проект, но зато он свяжет все воедино. Он долгоокупаемый, и, конечно, Владимиру Якунину нужно на это решиться», — отметил глава «Новапорта».
При всей кажущейся фантастичности проекта он имеет право на существование. Пассажиропоток в Толмачево в докризисный год приблизился к 2 млн человек, а международный статус аэропорта, подкрепленный постоянным ростом количества летающих через него авиакомпаний, ставит его фактически в монопольное положение на местном рынке. Аэрогавани Барнаула и Томска (кстати, также управляемые «Новапортом») вряд ли смогут составить Толмачево особую конкуренцию, как и аэропорты Омска и Кемерово. Кроме того, в Толмачево уже запущена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП), что выводит новосибирский аэропорт в элитную группу «двухполосных» гаваней. И даже планируемое закрытие первой ВПП на реконструкцию не повлияет на положение Толмачево. Поэтому тесная связь аэропорта с близлежащими региональными центрами — самый оптимальный способ укрепления статуса Толмачево как крупнейшего авиаузла в Западной Сибири.
Второй аспект: действующий автовокзал Новосибирска, функционирующий на отдельной площадке (в районе Южной площади города), планируется перенести в район железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Это самый оптимальный путь: сегодня автобусы курсируют на излучине главной магистрали города — Красного проспекта, что приводит к постоянным пробкам. Еще один автовокзал планируется возвести вблизи Толмачево. «Там есть логика: вышли из автобуса и пошли на железнодорожный вокзал. И здесь будет логика: вышли из автобуса и идете в аэропорт. А также, если хотите, сели на скоростной поезд и уехали, например, в Барнаул. С темой автовокзала мы за два года справимся. Хороший автовокзал стоит примерно 1 млрд рублей», — рассказал Роман Троценко. Вкупе с железнодорожным общая сумма затрат и выливается в 6,5 млрд рублей.
«Для строительства железнодорожного вокзала и автовокзала этих инвестиций может хватить, а если хватать не будет, то участники смогут добавить средств. Проблема скорее в другом: нужно не только строить два вокзала, но строить и модернизировать существующие пути сообщения. Потому что какой толк в современном вокзале, если ехать к нему надо будет по разбитым автодорогам или загруженным железнодорожным путям. А ремонт и строительство автодорог и расширение пропускной способности железных дорог стоят совсем других денег. Но еще более существенной проблемой представляется следующая: практически все регионы в России намерены активно развивать авиаперевозки в/из региона. Те регионы, где уже есть аэропорты, намерены их расширять, те, где аэропорты находятся в не очень удовлетворительном состоянии, намерены их реконструировать и возобновить рейсы оттуда. Аэропорты в Томске и Барнауле — действующие, там осуществляются международные рейсы, есть планы по их расширению. Поэтому совсем непонятно, что должно пассажиров в/из Томска и Барнаула подвигнуть на то, чтобы улетать / прилетать не из своих городов, а ехать несколько часов в Новосибирск и улетать оттуда. Поэтому к данному проекту, по крайней мере в таком описании, есть множество вопросов, в том числе и о сроках его окупаемости», — считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент».