Как стало известно "Ъ", сразу три авиакомпании - "Пермские авиалинии", группа компаний "КАС" и S7 - представили в администрацию Пермского края программу развития региональных рейсов. Примечательно, что это произошло буквально через неделю после того, как губернские власти официально заявили о готовности дотировать региональные перевозки. Правда, авиаторы тщательно скрывают суммы, которые они запросили у властей Прикамья. Эксперты предполагают, что суммы дотаций составят миллионы рублей в месяц.
Вчера в администрации края "Ъ" сообщили, что на днях три авиакомпании - "Пермские авиалинии" (ПАЛ), группа компаний "КАС" (Нижний Новгород) и S7 - представили проект организации регулярных пассажирских перевозок из столицы Прикамья. Как рассказал источник в крайадминистрации, все авиакомпании предусмотрели дотационные выплаты из краевой казны. Уточнить, сколько именно попросили авиаторы за региональные рейсы, в крайадминистрации отказались. По данным источника, губернские власти должны проанализировать поступившие предложения и затем уже будут принимать какое-либо решение.
Отметим, что правительство края в 2007 году активно занялось развитием авиаперевозок из Прикамья. В частности, чиновники не раз пытались договориться с авиаперевозчиками о полетах из Перми в другие регионы. Пока же самым популярным среди авиаторов остается маршрут Пермь - Москва, которым пользуются около 70% пассажиров, вылетающих из аэропорта "Большое Савино". Стоит отметить, что освоение межрегионального рынка входило в планы нескольких авиакомпаний. Так, в феврале 2006 года ОАО "Уральские авиалинии" (УАЛ) вели переговоры с ПАЛ о совместном освоении этого рынка. Также о своем желании развивать региональные направления из Перми заявляла UTair. Но реализация проектов развивалась достаточно вяло.
Примечательно, что инициатива от ПАЛ, "КАС" и S7 поступила в администрацию после того, как буквально на прошлой неделе вице-премьер Михаил Антонов официально заявил, что краевые власти готовы помочь авиаперевозчикам в развитии региональных маршрутов, включая возможность их субсидирования на первоначальном этапе. Тогда господин Антонов заявил, что властей интересуют, прежде всего, направления на Казань, Самару, Саратов, Уфу.
Все компании вчера подтвердили, что представили план региональных перевозок, но запрошенную сумму субсидий сообщить отказались. В "КАС" заявили, что представили администрации все расчеты по программе. "Мы предусмотрели расчеты по каждому рейсу, включая прибыль и убытки от авиаперевозок", - отметили в "КАС". В программу компании входят полеты из Перми в Нижний Новгород, Пермь, Самару, Уфу, Белоярский, Надым, Усинск, Нарьянмар. Уточнить возможную сумму дотаций в компании не смогли, отметив, что по каждому маршруту она своя. Однако в компании рассказали, что уже пробовали осуществлять перевозки из Перми до Самары, Уфы и Нарьянмара в январе 2007 года, и тогда за месяц полетов убытки авиакомпании составили более 2 млн. рублей.
В "Пермских авиалиниях" комментировать план региональных полетов отказались. В компании вообще сомневаются, что чиновники выполнят обещания и будут дотировать перевозки. "В 2005 году "Пермские авиалинии" по просьбе краевых чиновников организовали рейс из Перми до Екатеринбурга. За два месяца работы убытки составили 5 млн. рублей. Администрация их выплачивать отказалась. Поэтому надеяться на какую-то помощь со стороны властей не приходится", - заметил источник в ПАЛ.
"Мы готовы и дальше развиваться в регионе, особенно учитывая инициативу краевой администрации по поддержке развития регионального воздушного сообщения", - заявили в S7. В компании сообщили, что в перспективе планируют ввести новые рейсы из Перми в соседние регионы и за Урал. Распространяться о сумме возможных убытков от региональных перевозок в компании не стали: "Что касается вопросов взаимоотношений с администрацией Пермского края, то это является коммерческой информацией. Главное, что вектор нашего развития в Пермском крае совпадает с задачами администрации, а сроки, в которые мы добьемся поставленной цели, будет диктовать нам рынок".
Эксперты полагают, что интерес авиаторов к региональным перевозкам основывается на заявлении губернских властей. Аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев заявил, что вряд ли все перечисленные компании рассчитывают использовать в своих программах современные суда, а "проекты, которые строятся на Ан-24 и Як-40, жизнеспособны только в том случае, если местные власти будут дотировать работу перевозчика". По словам эксперта, работать на региональных маршрутах дальностью не более 1,5 тыс. км, получая при этом прибыль, нереально. Это связано с отсутствием спроса на такие направления, в связи с низкой платежеспособностью населения, а также с отсутствием современных лайнеров, которые могут минимизировать затраты на перевозки. Он также отметил, что оценить размер дотаций достаточно сложно, так как необходимо проводить экономические расчеты. Однако господин Пантелеев отметил, что суммы дотаций будут исчисляться миллионами рублей в месяц.