ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО АВИАБИЗНЕСА В ТОМСКЕ.
Известия, 24.12.2007
Сон разума
Несколько дней назад в ходе "круглого стола", проведенного ТПП России совместно с Фондом "Партнер гражданской авиации", весьма представительная группа экспертов в очередной раз озаботилась ценами на авиационное топливо. Другие, не менее авторитетные представители авиационной общественности, постоянно говорят об устаревших воздушных судах, которыми в массе своей оснащена российская авиация. Таможенная политика, нормативное регулирование, монополизм... Да, тяжела жизнь российских авиаторов. Но жить-то надо. Вот и пытаются авиаперевозчики справляться с проблемами в соответствии с умением и воспитанием - по-разному. Кто-то повышает тарифы, кто-то урезает расходы. А некоторые применяют ноу-хау, хорошо забытые остроумные технологии родом из начала 90-х. По одной из этих технологий бедный авиаперевозчик делает себя еще беднее по своей собственной инициативе. Искусный руководитель для сокращения расходов не платит по долгам предприятия, а чтобы кредиторы не приставали, выводит имущество на другую фирму. И, надо полагать, делает это совершенно бескорыстно. Как, во всяком случае, следует из некоторых документов.
К примеру, совершенно фантастическая история развивается сейчас в Томске. Жило-было федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Томское производственное авиационное объединение". В соответствии с духом времени и государственной политикой в экономике его преобразовали в ОАО "Томск Авиа", включив в уставный капитал имущественные комплексы аэропортов "Томск", "Колпашево", "Стрежевой", ну и по мелочи - все воздушные суда бывшего ФГУПа. Ни много ни мало, а 57 (!) единиц, способных подниматься в воздух и перевозить пассажиров. Были среди них и старички АН-2, но были и вполне достойные Як-40, АН-24, АН-26 различных модификаций и вертолеты МИ-8. Которые, кстати, до сих пор являются основой вертолетного парка наших могучих Вооруженных сил.
Ясное дело, чтобы на всем этом зарабатывать, на нем надо летать. Стало быть, проводить обслуживание, ремонт, платить зарплату экипажам, но в первую очередь - заправлять топливом. Новое ОАО "Томск Авиа" не стало менять старого партнера, с которым сотрудничало по поставкам топлива предшествовавшее ему ФГУП, и продолжило торговые отношения с "Торговым Домом "Топливное обеспечение Аэропортов" (ТД ТОАП). Кстати сказать, отношения у ФГУП с ТД ТОАП были прекрасные.
Но вот как только с июня 2005-го партнером ТД ТОАП стало ОАО, авиаторов словно подменили. И на 1 января 2006-го они задолжали за поставленный керосин более 21 млн рублей. Поставленный ребром вопрос об оплате авиаперевозчик обещал уладить, и действительно вскоре оплата пошла. Но опять же не в полном объеме. К 31 июля долг подрос уже почти до 25 млн рублей. А теперь внимание! С августа заправку ОАО "Томск Авиа" перевели на новое предприятие - ООО "Авиакомпания "Томск-Авиа".
Оказалось, что еще в феврале 2006 года во исполнение решения выездного совета директоров ОАО "Томск Авиа" организовало дочернее профильное предприятие. И не одно. Следующие цифры прошу читать внимательно и не забывать, что речь идет не о беспредельном начале 90-х, а о прошлом годе! Когда рубль демонстрировал чудеса стабильности, все платили налоги, инфляция была самой низкой, а экономика уверенно шла вперед семипроцентными шагами. Уставный капитал ООО "Авиакомпания "Томск-Авиа" составил аж 20 тысяч рублей. Из которых 19 999 ОАО внесло не деньгами, а сформировало имуществом. А именно теми самыми 57 воздушными судами. При средней арифметической цене за единицу в 350 рублей и почти 86 копеек. Нет, конечно, Як-40, например, наверняка оценили побольше. Или АН-24, на одном из которых предлагают VIP-перелеты. Может, даже рублей в 500. Ну а трудяга Ан-2 явно больше, чем на 100 рублей при таком раскладе не потянул.
И что же после всех этих незамысловатых, но чудесных превращений осталось у самого должника - ОАО "Томск Авиа"? Правильно! Огромные долги, и ничего, кроме долгов. Причем не только за топливо, не надо недооценивать томских авиаторов. С пенями и штрафами за топливо томичи сегодня должны всего 45 млн рублей. Это малая толика общей задолженности, которая сегодня составляет несколько сотен миллионов рублей. Ведь платить не хотелось не только за топливо, но и за многое другое: налоги в бюджет, например. После вышеописанных манипуляций с имуществом "Томск Авиа" бюджет недосчитался 257 млн рублей. Такой вот привет учителям и пенсионерам. И стоит ли удивляться, что генеральный директор ООО "Авиакомпания "Томск-Авиа" г-н Щербаков В.В. отказывается платить по долгам г-на В.В. Щербакова, генерального директора ОАО "Томск Авиа". Скорее всего, сам господин Щербаков убежден в своем бизнес-гении. Как следует из его официальных объяснений в Следственном отделе при Томском линейном ОВД на транспорте, все эти действия по выводу активов в конце 2005 - начале 2006-го годов он предпринял по решению совета директоров. Цель этих действий г-н Щербаков не поясняет, но надо полагать, что для достижения некоего экономического эффекта, иначе для чего существуют на предприятии директор и совет директоров? Экономический эффект не заставил себя ждать. Спустя немного времени Щербаков обратился в Арбитражный суд Томской области с просьбой признать ОАО "Томск Авиа" банкротом.
Кредитор, ТД ТОАП, в свою очередь, обратился с заявлением в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства, во всем мире квалифицируемого как одно из самых тяжких финансовых преступлений. И конечно же в арбитраж с исковым заявлением, в котором потребовал признать телодвижения по созданию ООО "Авиакомпания "Томск-Авиа" недействительными и вернуть на баланс ОАО "Томск Авиа" 57 воздушных судов, переданных в качестве взноса в уставный капитал.
К слову, ТД ТОАП, как компания крупная и цивилизованная, пытался искать конструктивные способы разрешения конфликта, аппелируя к администрации области. Генеральный директор ТОАП Е. Островский даже летал в Томск на встречу с вице-губернатором, куда были приглашены помимо г-на Щербакова и ряд областных руководителей, отвечающих за транспорт вообще и авиацию в частности. К некоторому удивлению Островского, по его свидетельству эффект от визита не стоил потраченного времени.
Арбитраж приступил к рассмотрению дела по существу 19 декабря. А вот майор юстиции С.О. Григорьева, старший следователь СО при Томском ЛОВДТ, уже решила, что никакой корысти в действиях г-на Щербакова не усматривается и вообще "умышленности" в его действиях не было. И в возбуждении уголовного дела отказала. Хотя и приложила вынесенное постановление, где подробно расписана схема вывода активов. Очень, кстати, квалифицированно.
Можно было бы много еще ярких штрихов добавить в общую грустную картину, но уже не хочется. Противно.
Такая вот очередная история с волшебными превращениями в стране, которую в очередной раз умом понять невозможно. Удивительно, президент укрепляет власть в России, собирает некогда расхищенное и растащенное имущество, старается поднять экономику государства, внедрить верховенство закона, создает гигантские госкорпорации, призванные обеспечить технологический прорыв нашей Родины, а в это время кто-то на глазах у всех оценивает целый воздушный флот в цену старого компьютера и поступает с этим флотом, по нашему мнению, сомнительно. А дальше что? Будем ждать следующего банкротства и очередной реинкарнации? Финансироваться путем невозврата долгов технология увлекательная и одно время очень популярная. Вот только один раз получается.
Очередь - за судом. И от того, каким он будет, по большому счету зависит истинная цена всем усилиям государства и в первую очередь его первых лиц по наведению порядка и торжеству закона. Может быть, и Генеральная прокуратура скажет свое веское слово. Ведь от того, что она скажет, зависит, будет ли честный бизнес чувствовать себя в нашей стране комфортно или, как и раньше, больше думать о безопасности, чем об эффективности. Не хотелось бы.