Ориентир – региональное развитие
02.07.2009
В изменившихся рыночных условиях авиакомпания Аэрофлот-Норд обновляет свою стратегию, концентрируя внимание на развитии регионального рынка. Об этом специальное интервью с генеральным директором авиакомпании Владимиром Коротяевым.
- Авиакомпания Аэрофлот-Норд – основной региональный перевозчик в Архангельской области. И вполне естественно, что пассажиры обеспокоены заявлением генерального директора Аэрофлота Виталия Савельева о возможном банкротстве дочерних авиакомпаний. Что вы можете разъяснить по этому поводу?
- Начну с того, что, выступая на собрании акционеров Аэрофлота, генеральный директор авиакомпании г-н В.Савельев не заявлял о своем намерении или намерении Аэрофлота обанкротить какую-либо из своих дочерних авиакомпаний Аэрофлот-Норд или Аэрофлот-Дон. Виталий Савельев упомянул дочек в общем контексте, посвященного ближайшим задачам Аэрофлота в условиях кризиса. В частности, генеральный директор материнской компании предложил Аэрофлот-Норд и Аэрофлот-Дон выйти с программами финансового оздоровления. При этом ни о какой убыточности авиакомпаний речи не шло. Более того, с целью разъяснить ситуацию и опровергнуть ложную интерпретацию со стороны СМИ сказанного на собрании акционеров, пресс-служба Аэрофлота распространила постфактум следующее заявление: «На фоне сложного положения на рынке авиаперевозок в связи с экономическим кризисом эти дочерние компании Аэрофлота стабильно работают в режиме антикризисного управления, предпринимают адекватные меры для стабилизации финансового положения».
- Будет ли каким-то образом корректироваться стратегия Аэрофлот-Норд в связи с изменившимися условиями рынка и как соотносится с деятельностью большого Аэрофлота?
- Да, и значительно. Нам предстоит серьезная модернизация всей авиакомпании.
Прежде всего – концентрация внимания на своей маршрутной сети, своем пассажире.
Стратегическое развитие авиакомпании мы видим на рынке региональных авиаперевозок Северо-Запада. Это наша зона ответственности, в этом направлении мы будем развиваться, усиливая присутствие в своем регионе и
сворачивая неперспективные направления там, где работает большой Аэрофлот.
Изменившиеся рыночные условия требуют более жестких и оперативных решений в области снижения издержек. Эта работа ведется по всем направлениям деятельности авиакомпании, но особое внимание будет уделяться двум основным аспектам – эффективности флота и эффективности персонала.
До конца 2010 года мы планируем полностью заменить парк воздушных судов на более экономически эффективные самолеты зарубежного производства Boeing-737 (110-130 кресел) и реактивный Embraer (до 50 кресел). При этом
воздушных судов будет ровно столько, чтобы обеспечить высокий экономически оправданный налет часов.
Лишние самолеты, не обеспеченные сетью маршрутов, будут попросту выводиться из эксплуатации.
Изменения к концу 2009 года произойдут в штатном расписании. Задача периода – экономически эффективный современный флот и высокопрофессиональный трудовой коллектив с высокой ответственностью и производительностью труда.
Что касается взаимодействия с Аэрофлотом на среднесрочную перспективу, то, во-первых, следует отметить, что собрание акционеров Аэрофлота одобрило сделку между ОАО «Аэрофлот» и ЗАО «Аэрофлот-Норд» о совместной коммерческой эксплуатации авиарейсов по соглашению «код-шеринг»/блок-мест на период до конца 2010 года.
Во-вторых, руководство Аэрофлота в предварительном порядке рассмотрело представленные дочерними авиакомпаниями Аэрофлот–Дон и Аэрофлот–Норд концепции разработки новой стратегии и бизнес планов на ближайшие пять лет, обеспечивающие финансово устойчивую деятельность предприятий в изменившихся условиях рынка авиационных перевозок для совместной реализации в рамках группы компаний «Аэрофлот». Дочерним авиакомпаниям предложено завершить разработку новых бизнес планов в июле. Тогда мы сможем вернуться к нашему сегодняшнему разговору более подробно.
Если же говорить в общих чертах, то направление развития нам понятно:
мы видим себя в ближайшей перспективе современной региональной европейской авиакомпанией. На этом пути без введения экономически обоснованных затрат как на персонал, так и на флот нам не выжить. Целенаправленно двигаясь по пути развития регионального рынка, мы также отчетливо понимаем необходимость соответствующего ребрендинга. При этом материнская компания является нашим коммерческим, маркетинговым партнером, и эти связи находятся в постоянном развитии в соответствии с изменениями на рынке авиаперевозок.
- Означает ли это, что есть возможность смены названия компании?
- Не исключено. Но главное – региональная принадлежность, выраженная в названии Норд, сохранится в любом варианте.
- В чем конкретно отразится усиленное внимание со стороны Норда к региональным рынкам?
- Те, кто внимательно следит за деятельностью нашей авиакомпании, могут отметить, что мы уже работаем в этом направлении. Так недавно, Аэрофлот-Норд принял участие в восстановлении платежеспособности и сохранении аэропорта Мезень. В наших планах поддержка действующих аэропортов Архангельской области, куда традиционно летает наша авиакомпания Котлас, Лешуконское, Соловки.
Изучаем возможность поддержать возрождение «замороженного» аэропорта в Каргополе.
Мы готовы вести активный диалог с властью в Мурманске, Архангельске, Петразоводске, Нарьян-Маре по вопросам расширения и возрождения межрегиональных полетов, связывающих столицы регионов между собой. Это очень важно с точки зрения развития транспортной инфраструктуры на Севере. Без взаимодействия между базовым авиаперевозчиком, базовыми аэропортами и администрациями регионов эти вопросы не решить.
И, конечно же, мы продолжим активную работу по укреплению сети маршрутов в Москву, Санкт-Петербург, в южные города. Здесь и увеличение частот, и появление новых направлений. В общем, это целая программа по развитию региональной сети.
- В начале июня в связи с деятельностью Аэрофлот-Норд прокатилась еще одна волна слухов, связанных с ограничением международных чартерных рейсов авиакомпании. Разъясните, пожалуйста, эту ситуацию.
- Отвечу кратко. Пассажиры могут не беспокоится: летняя чартерная программа Аэрофлот-Норд будет выполнена в полном объеме. Так что летайте себе на здоровье в Анталью из Архангельска и Мурманска. Любые заявление турагентств, продающих турпутевки и билеты на эти рейсы, об их отмене не более чем глупость или провокация.
- Согласитесь, о стабильности работы компании лучше всего говорят цифры, отражающие производственные и финансовые показатели. Каковы результаты работы Аэрофлот-Норд за прошлый непростой 2008 год и что уже преподнес не менее сложный год нынешний?
- Аэрофлот-Норд ранее уже распространял информацию об итогах 2008 года, который авиакомпания закончила с прибылью. Прирост также достигнут по всем основным производственным показателям, в том числе, налет на воздушных судах увеличился на 16% и составил более 55 тыс. часов. При этом общий объем работ по перевозке пассажиров, почты и груза вырос на 24%. Общая численность пассажиров, перевезенных Аэрофлот-Норд в 2008 году на собственных рейсах, составила более 1 млн. пассажиров.
Что касается работы авиакомпании в условиях кризиса, то результат финансово-хозяйственной деятельности по итогам января-марта 2009 года оказался лучше запланированного. В 1 квартале 2009 года предприятием увеличен объем перевозок: перевезено 186 тысяч пассажиров (прирост 5%), пассажирооборот вырос на 18% и составил 262 млн. пкм. Доходы авиакомпании за квартал превысили уровень прошлого года и составили 1,1 млрд. руб.
- И все же, почему так много и порой так противоречиво говорят сегодня об Аэрофлот-Норд? Вы не усматриваете в этом некий умысел?
- Вы знаете, «усматривать» что-то в чем-то – дело неблагодарное. Надо просто работать, давая объективную оценку своим возможностям и обстоятельствам. И не забывать при этом адекватно реагировать на вызовы этих обстоятельств. Как известно на мертвого льва не лают. Наш коллектив трудится в авиакомпании, входящей в десятку ведущих в России. За нашими плечами десятки лет традиций Северной авиации. В 2010 году в феврале мы будем отмечать 80-летие нашей авиакомпании, рожденной в день первого регулярного полета на линии Архангельск - Усть-Cысольск (Сыктывкар). А в этом году, осенью, исполняется пять лет со дня получения сертификата эксплуатанта в качестве Аэрофлот–Норд. Так что нам есть, что беречь, и есть, к чему стремиться.
- Значит, пассажирам на Аэрофлот-Норд могут рассчитывать?
- И не просто рассчитывать. Нам можно доверять.
Беседовал
Александр ЦВЕТ
http://www.aeroflot-nord.ru/news/?file=2601090207200915