Первый демонстрационный полет истребителя состоялся на базе Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском. Теперь закупки Су-35 включают в планы и российские, и зарубежные заказчики. В частности, в России планируется укомплектовать этими самолетами 2–3 полка. При этом Су-35 – это не максимум возможностей российской оборонки. Военные вообще рассматривают его как переходный этап к машинам пятого поколения.
Поставки многофункциональных истребителей российским и зарубежным заказчикам начнутся в 2010–2011 годах, сообщил в понедельник глава авиахолдинга «Сухой» Михаил Погосян. Заявление было сделано после первого демонстрационного полета Су-35.
Полет продолжительностью 6 минут выполнил шеф-пилот фирмы Сергей Богдан.
Закупки этих самолетов предусмотрены государственной программой вооружений до 2015 года. По словам главкома ВВС России Александра Зелина, Министерство обороны планирует сформировать 2–3 полка, вооруженных истребителями этого типа.
«У нас большое количество заявок на этот самолет. Предусмотрены поставки для ВВС РФ и для зарубежных заказчиков. За рубеж мы будем поставлять этот самолет туда, где у нас сложились уже традиционные рынки, – в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, Ближний Восток. Поставки мы начнем в 2011 году», – цитирует Погосяна РИА «Новости».
Напомним, что летные испытания нового истребителя поколения 4++ (или, как теперь пишут в англоязычных изданиях, 4,75) начались 1 февраля текущего года, почти с годичным отставанием от первоначального графика. К настоящему времени, по информации фирмы, было выполнено 14 полетов по программе испытаний (крайний полет, состоявшейся в понедельник, был чисто демонстрационным).
«В основном проводилась оценка характеристик устойчивости и управляемости самолета, а также его маневренности, оценивались характеристики силовой установки. Кроме того, велась оценка систем самолета. Это важный момент, поскольку Су-35 – полностью новый самолет, на котором установлен самый современный комплекс бортового оборудования. Основным ядром является информационно-управляющая система.
В первых полетах оценивалось взаимодействие всех бортовых систем, их поведение в реальном полете. Важно было выяснить, насколько хорошо различные системы увязаны в единый комплекс», – рассказал летчик-испытатель фирмы Сергей Богдан.
Среди прочих характеристик самолета испытатели оценивали возможности выхода на так называемые суперкрейсерские режимы полета, когда самолет преодолевает звуковой барьер без использования форсажа.
Возможность длительного полета на сверхзвуке при номинальной тяге двигателей является признаком, характеризующим истребители пятого поколения. При этом после перехода звукового барьера самолет должен разогнаться до скорости как минимум 1,3 М (в зависимости от высоты), дабы миновать так называемый аэродинамический горб – диапазон скоростей в пределах 1,1–1,2 М, когда полет на сверхзвуке невыгоден из-за высокого аэродинамического сопротивления, приводящего к повышенному расходу горючего.
В настоящее время летать на сверхкрейсерских режимах способны только два серийных самолета: российский тяжелый перехватчик МиГ-31 и американский F-22A Raptor. Ожидается, что Су-35 также будет обладать такой возможностью.
«Для меня пока остается открытым вопрос по результатам крайнего полета. В нем проводилась оценка разгонных характеристик Су-35. Отмечена интересная особенность. Предварительный анализ показывает, что на средних высотах, при работе двигателей на бесфорсажном режиме самолет, находясь на небольшом сверхзвуке, продолжал разгоняться. В процессе разгона самолет вышел на число Маха 1,1 М. Однако я не достиг максимальной скорости горизонтального полета, поскольку вышел на границу разрешенной зоны сверхзвукового полета и был вынужден вернуться на дозвук.
При анализе крайнего полета у меня складывается впечатление, что при определенных остатках топлива, на определенных высотах самолет летит на сверхзвуке при режиме работы двигателей «максимал». Нам еще предстоит точно определить вес самолета и высотно-скоростной диапазон, где возможен суперкрейсерский режим полета», – рассказал Богдан в интервью изданию «Военно-промышленный курьер».
Некоторое представление о перспективах Су-35 в российских ВВС дают высказывания главкома Зелина, сделанные на пресс-конференции, посвященной этой демонстрации. Из них следует, что военные рассматривают его как переходный этап к машинам пятого поколения (ПАК ФА). «Су-35 создается для того, чтобы проверить, насколько верны и правильны планы по созданию самолета пятого поколения. Мы планируем обучить летать на самолетах Су-35 от двух до трех полков», – сказал Зелин. Исходя из современной оргштатной структуры российских ВВС, это означает, что будет закуплено 60–80 самолетов (плюс резерв).
«При переходе от поколений 3 и 4 к 4+ и 5 возможности многофункциональных истребителей возрастают на порядок: расширяется номенклатура оружия, появляются новые способы применения управляемых боеприпасов, использования систем прицеливания – по радиолокационной картинке, с использованием телевизионного и лазерного каналов. Это совершенно новые режимы, с которыми сталкиваются летчики, ранее летавшие на Су-27. И их надо осваивать, на что требуется время. Конечно, эти вопросы будут требовать повышенного внимания. И это будет являться более-менее серьезным вызовом для строевых летчиков, темой, которой надо будет серьезно заниматься», – считает летчик-испытатель Сергей Богдан.
При этом до появления ПАК ФА на вооружении останутся также истребители Су-27, вероятно модернизированные по программе СМ. Первые самолеты Су-27СМ, боевая эффективность которых оценивается в полтора раза выше по сравнению с базовым вариантом Су-27П, уже поступили в строевые части, дислоцированные главным образом на Дальнем Востоке.
К сожалению, пока неизвестно, когда новые самолеты поступят в войска: Зелин предпочел не касаться этого вопроса. Учитывая задержку с серийным производством на 1,5–2 года (обычное явление при освоении новых типов), вряд ли следует ожидать этого ранее 2012–2013 годов, причем насыщение полков новой техникой (учитывая производственные возможности авиастроителей) отодвигается на 2015 год, а достижения оперативной готовности подразделений, укомплектованных новой техникой, следует ожидать не ранее 2017-го.
Ожидается, что к этому времени будет выпущено несколько экземпляров истребителей пятого поколения, вместе с которыми Су-35 продолжат активную службу как минимум до 2030 года.
http://www.vz.ru/society/2008/7/7/184512.html