О космосе - общая ветка

Повторяю здесь (вслед за чужим постом https://politclub.com/threads/rossijskij-kosmos.287/page-44#post-325373 ) комментарий А.Г.Ионина (40 лет учебы и профессиональной работы в ракетно-космической отрасли, последние годы - главный аналитик Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» и член Совета по внешней и оборонной политике) к недавней встрече нового руководства ГК Роскосмос с Президентом. Рекомендую всем внимательно прочитать и сделать выводы по констатирующей части - ИМХО, она бесспорная (а вот предложения, ИМХО, спорные). Не буду здесь разводить "политику", но многим известно мое отношение (более чем негативное и весьма обоснованное) к госкорпорациям (выстраданный взгляд изнутри), монополизации, госуправлению, вообще госэкономике РФ и лично Рогозину. Этот список весьма неполный, но его расширение - уже чистая политика.



Сергей Жуков
6 ч. ·
ЧТО-ТО ИДЕТ НЕ ТАК

Эксперт Андрей Ионин комментирует заявления руководителя Роскосмоса

"Привет!

Долго (неделю) не комментировал встречу новой команды Роскосмоса с Президентом - ибо, признаюсь, был в прострации. Да и что тут сказать?

Всё плохо, на мой взгляд. Итак, что мы имеем?

После 2 месяцев интенсивной штабной работы - причем в полностью закрытом режиме - новая команда Роскосмоса представила по сути новую стратегию развития (заметим: предыдущая стратегия была утверждена Наблюдательным советом ГК всего год назад).

1. Эта стратегия сразу исходит из посыла, который вложили и в уста Президента, что в отрасли сохранился достаточный производственный, технологический и кадровый потенциал, надо лишь его пересобрать по-новому и правильно им руководить.

Это ИЛЛЮЗИЯ! Большинство нынешних проблем Роскосмоса (аварии ракет и спутников, технологическое отставание) связаны именно с тем, что потенциала больше нет: всё больно, всё истончилось, везде рвется, всё здоровое уже только очагами, людей с компетенциями надо выискивать, как иголки в стоге сена. Это касается всех космических активов: заводов, КБ, институтов.

И НИКАКОЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ТУТ НЕ ПОМОЖЕТ. НУЖНА ПОЛНАЯ ПЕРЕСБОРКА ОТРАСЛИ.
Отсечение же больных частей в нынешней ситуации неизбежно приведет к тому, что в конце концов будет "вырезан" весь организм.

2. Реформы в отечественной ракетно-космической отрасли надо было проводить еще в 1990-х, как это сделали США и ЕС. Создать в стране 2 сильные конкурирующие вертикально-интегрированные структуры. Это и масштаб бизнеса, и сохранение конкуренции за национальный космический бюджет, и минимум потерь на дублировании затрат. Оптимальная схема на тот момент.

Но известно, почему этого в России 1990-х не случилось.
И время для ЖИЗНЕННО необходимых реформ было потеряно.

Следующий шанс провести реформу отрасли был в начале 2000-х, когда в стране вновь стал расти космический госзаказ, и появилась политическая воля к развитию страны.

Но с подачи отрасли наверху решили пойти самым простым путем – "дать денег", то есть, кратно увеличить бюджет Федеральной космической программы, а там как-нибудь само выздоровеет и без реформ.

А в Китае, как раз в начале 2000-х, создали 2 ракетно-космических вертикальных холдинга - и сейчас вона где они - и технологически, и по перспективным программам. В России же все двухтысячные годы ситуация в космонавтике только ухудшалась, ибо пожар проблем тушили бензином бюджетных денег. И время для ЖИЗНЕННО необходимых реформ опять было потеряно.

В итоге, через 10 лет, когда в 2011 году к руководству Роскосмосом пришел Владимир Поповкина и вновь поднял вопрос реформ, шансов собрать 2 холдинга в отрасли, на мой взгляд, уже не было. Здоровых активов осталось только на один, да и эти активы надо было наскребать по сусекам.

Тут вроде начало срастаться: создали комбинацию "Роскосмос + ОРКК". Казалось бы, можно развиваться, пусть без внутринациональной конкуренции, но с грамотным Заказчиком (Роскосмосом), который проследит за Исполнителем (ОРКК).

Но тут бац - ГОСКОРПОРАЦИЯ! Все роли сложили в одну корзину – Визионера, Заказчика, Исполнителя, Эксплуатанта. И всё (внутри России) в единственном, монопольном, лице. А в такой ситуации, каким бы ни был хорошим руководитель Госкорпорации, его объективно тянуло тратить бюджетные деньги по модели "затраты+".
Тут уж вовсе не до реформ.

3. Важно понимать, что сегодня стартовые условия для реформы отрасли много хуже, чем 25 лет назад, в девяностых. Нет того технологического и производственного задела перед конкурентами, нет запасов ракет и спутников, доставшихся даром от СССР, и, главное, НЕТ КАДРОВ, воспитанных в СССР и прошедших школу крупных советских проектов восьмидесятых («Зенит», «Энергия-Буран», «Воевода»). Тем, кто что-то знает и умеет, уже за 60, а то и за 70 лет.

А посему сегодня для СПАСЕНИЯ (именно, спасения!) отрасли нужны экстраординарные меры. Я УВЕРЕН В ЭТОМ НА 100%. А именно, объединение Роскосмоса с чем-то бОльшим, технологически близким, но относительно здоровым и глобально рыночным. Такой кандидат в стране единственный - это Алмаз-Антей. То есть, необходимо создание суперхолдинга, что позволит сохранить ракетно-космическое производство и испытательную базу. А квалифицированным и строгим Заказчиком для остающейся важной части космических военных программ станет Минобороны – как это и было в СССР, и есть до сих пор в США и Китае, и что было утрачено у нас в 1990-е.

Гражданские же направления по наиболее прорывным темам, таким как многоразовые транспортные системы ближнего и дальнего космоса, надо развивать вместе с частным бизнесом, который, вслед за Маском, пришел в космос и у нас. И который ЛУЧШЕ ВСЕХ понимает, какие технологии и по какой цене ему нужны.

Пилотируемый космос, как априори затратный и априори общечеловеческий, следует развивать только в международной кооперации. Как есть уже сейчас. И никак иначе.

Это и есть на полстраницы суть Стратегии российской космонавтики, необходимой для того, чтобы Россия оставалась ЛИДЕРОМ МИРОВОЙ КОСМОНАВТИКИ.

4. Однако, что мы видим в предложенной Стратегии?

- НОЛЬ технологического развития.
Новые технологии в речах просто отсутствуют как класс.
Никаких многоразовых ракет.
Никаких ядерных буксиров – необходимого условия для освоения дальнего космоса – и одновременно единственного технологического шанса обеспечить России на 30-50 лет роль ведущей космической державы.

- НОЛЬ частного бизнеса - даже мысли нет. Ни одна компания и ни один проект не упоминаются.

- НОЛЬ международной кооперации - никто из партнеров не упоминается, ни один международный проект.
Будут ли партнеры (США или Китай) умолять Россию одуматься? НЕТ. Потом, когда всё рухнет, купят по дешевке её остатки, как это сейчас происходит на Украине с великим советским наследием в авиации и ракетостроении.

5. По заявленным «Большим проектам», коротко.

- Ангара-5. Как собираются конкурировать с Маском, если даже не известна себестоимость этой ракеты? Да и как добиться конкурентной цены, действуя в рамках старой производственной модели (огромная кооперация с невозможностью контролировать цену и качество ракеты)? - У Маска минимум кооперации, в результате чего он сам создает и контролирует 90% стоимости.

Если для запуска серийных и дешевых спутников предлагать одноразовые, традиционно высоконадежные и потому относительно много более дорогие одноразовые ракеты, рынок их не примет. Ангара-5 на рынке обречена.

- Союз-5. Это опять ракета не для рынка, а как часть некой сверхтяжелой ракеты, для запуска, в том числе, космонавтов. А значит, сверхнадежная, неоптимальная, как двухступенчатая, и технически совершенная (энергетики тут не хватает всегда, а на Фальконе 9 она такая, какая есть). Рыночных шансов нет.

- Союз-5 как Байтерек. Старт на Байконуре (принадлежит Казахстану с этого года) надо переделывать. Сейчас он создан под ракету диаметром 3.9 м, а будет 4.1 м, и масса больше на 25%. И казахи денег не дадут, нет у них таких денег. А российские инвестиции де-факто пойдут в создание казахстанской собственности.

- Корабль Федерация. Его предлагают запускать сразу на двух ракетах (Союз-5 и Ангара) и с двух космодромов. А это не просто гигантские затраты на пилотируемые комплексы, но даже двойные. Зачем? Так в мире никто не делает. И зачем вообще нужна 4-х местная Федерация? Летать к Луне? На американскую лунную базу? А для ближнего космоса есть идеальная система «ракета Союз - корабль Союз», отработанная, дешевая и доказавшая, что спасает космонавтов на разных этапах полета. Тем более, что научились запускать к МКС за 3.5 часа – тут уже даже внутренние объемы корабля не важны.

- Сверхтяжёлая ракета. Проект без цели и задач. Сам себе Цель, и Проект, висящий в безвоздушном пространстве. То, что он позволит технологически изменить отрасль и страну - ИЛЛЮЗИЯ. Сегодня не 1950-е, все технологии для сверхтяжа не находятся на острие прогресса. Поэтому ожидать от сверхтяжа технологического рывка для отрасли и страны наивно. Это то же самое, что ждать яблок на березе. Например, зачем сверхтяжу супер-пупер электроника? Это огромная ракета, более чем в 2000 тонны массой, работающая всего 600 секунд. Или почему освоение цифрового проектирования в отрасли надо начинать именно со сверхтяжа? Легкая ракета не подойдет для этого? Многократно дешевле и быстрее, и риски меньше.

- Космодром Восточный, который задумывался как центр высокотехнологичного развития нашего Дальнего Востока. Тут все сказано фразой "бетонные работы". Это не технологический прорыв, а лишь закапывание денег в землю.

- Сфера. Это еще не проект, а лишь набросок, эскиз - а уже заявлена федеральная целевая программа (которые в стране, кажется, отменили). Но…

Не имея орбитально-частотного ресурса, который распределяется на межнациональном уровне;
не имея технологий массового (сотни штук в год) производства дешевых спутников;
не заявляя бизнес-модели космического Интернета, понятной, а лучше, согласованной с бизнес-сообществом;
не имея зарубежных и частных инвесторов;
не имея опыта глобальных продаж на массовом рынке (или Сфера создается только для России?!)
- не имея всего этого, проект больше похож на авантюру.

Не хочется верить, что такой проект будет одобрен в качестве ФЦП. Невозможно это. И по законам логики, и из-за отсутствия шальных денег в стране. А делать такой проект ради загрузки Ангары-5, только потому, что так поступает Маск с проектом Starlink, - вообще смешно. Маск для этой цели СДЕЛАЛ МНОГОРАЗОВУЮ РАКЕТУ, где, жертвуя надежностью, он добивается кратного снижения цены запуска.

P.S. И еще я понял, что теперь для Роскосмоса все внешние источники (эксперты) и СМИ – это поставщики и распространители фейковых новостей. Такого себе Роскосмос не позволял даже в те времена, когда им руководили бывшие военные.

Андрей Ионин".
 
Последнее редактирование:
Реклама
ЛевМих, мне кажутся странными некоторые мысли Ионина. Например "Создать в стране 2 сильные конкурирующие вертикально-интегрированные структуры."

Сразу вспоминается советский анекдот: "- Почему в СССР только одна партия? Потому что две нам не прокормить."

В условиях России это превратилось бы в двух Рогозиных. Мне кажется, конкурировать надо не внутри страны, а на международной арене. В конце концов, ESA одно, и Airbus один, а работают эффективно.
 
Интересно. По констатации фактов - Шеф, все пропало! По мерам - если ничего не делать, то так и получится как предлагается само-собой.
Вояки как тянули так и будут тянуть то, что им нужно, а гражданка умрет сама собой. Нужно ли для этого рисковать угробить АА присоединив к нему балласт в виде РК?
Все новые технологии только в рамках военки - ядерный реактор мегаваттного класса откатали уже под водой и в воздухе, его же приспособят и для космоса, когда руки дойдут.
Ну а чтобы реально гражданка пошла - вижу только один вариант - нужно выдать газпрому лиценцию на разработку гелия-3 на Луне.
Он подрядит стройтранснефтегаз построить "трубопровод Сила Луны", вот тут и понадобятся все технологии космического лифта и пр и пр.
Глядишь скоро суровые мужички начнут летать на вахту на Луну - может и Федерация станет востребованной.
Это конечно шутки, но по-моему, мы по другому работать не можем.
Нет никакого рынка у нас и не будет никогда. Поэтому все размышления про конкуренцию - они никуда не ведут.
#автоудаление
 
Очередная заказуха-чернуха от Ленты
Тезисы остались без перемен:
Ангару (единственное современное СЕМЕЙСТВО рн) нужно обязательно убить, а то не дай бог полетит.
Союз-5 (который не существует и неизвестно когда полетит) - наше все и в это все нужно вложить все.
Вот из цитаты выше:
- Союз-5 как Байтерек. Старт на Байконуре (принадлежит Казахстану с этого года) надо переделывать. Сейчас он создан под ракету диаметром 3.9 м, а будет 4.1 м, и масса больше на 25%. И казахи денег не дадут, нет у них таких денег. А российские инвестиции де-факто пойдут в создание казахстанской собственности.
 
А парашют у обтекателя как-то управляется? Просто если они ловят именно кораблем (а не обтекатель направляют на неподвижный корабль или не управляют сразу и тем и тем) - то я не очень понимаю как они могут его поймать. У корабля гигантская инерция и тормозной путь в километр

Может как в старые добрые 60е - с вертолета ловить? Тогда спускаемые аппараты ловили - а они потяжелее будут
 
А парашют у обтекателя как-то управляется?
управляется

У корабля гигантская инерция и тормозной путь в километр
там не простой корабль
As an SDPO, Herbert is familiar with the types of control systems that are found on a ship like Mr. Steven. There are three primary modes.

The first mode is manual controls which can be used with “main propulsion to travel at a high rate of speed and steer like a ship.” Next, Dynamic Position (DP) mode is where “a computer system operates the thrusters and propulsion system to hold a location or make maneuvers.” The third and final method is joystick mode where “the vessel operator (captain or mate) uses a joystick to operate the thrusters and propulsion systems in unison.”

Herbert believes that the third mode is the most likely of the three to be utilized during a recovery attempt, as in his opinion “DP systems would not be able to respond fast enough to catch a moving target.”
 
необходимой для того, чтобы Россия оставалась ЛИДЕРОМ МИРОВОЙ КОСМОНАВТИКИ
оставалась?

объединение Роскосмоса с чем-то бОльшим, технологически близким, но относительно здоровым и глобально рыночным. Такой кандидат в стране единственный - это Алмаз-Антей
принимая на веру тезис о цветущем АА (я не в курсе вообще), гораздо более вероятным результатом объединения здорового пациента с больным в одну палату, мне видится заболевание здорового, а не выздоровление больного
 
Очередная заказуха-чернуха от Ленты
"Заказная статья, для очернения талантливого человека. Возможно, статью оплатили США и Израиль, потому что Рогозин борется с утечкой российских секретов в эти страны."(с) из комментариев :lol:
 
А парашют у обтекателя как-то управляется? Просто если они ловят именно кораблем (а не обтекатель направляют на неподвижный корабль или не управляют сразу и тем и тем) - то я не очень понимаю как они могут его поймать. У корабля гигантская инерция и тормозной путь в километр

Может как в старые добрые 60е - с вертолета ловить? Тогда спускаемые аппараты ловили - а они потяжелее будут
Это как с вертолета? Я про парашют спросил из-за скорости падения которое помноженное на массу должно по моим представлениям разнести этот катер в труху. И по-моему даже парашют не спасет.
 
Реклама
Это как с вертолета? Я про парашют спросил из-за скорости падения которое помноженное на массу должно по моим представлениям разнести этот катер в труху. И по-моему даже парашют не спасет.

примерно вот так

Vwf0lg1u9Xqte-Io1DPvTM05uoetsq4BzIKhnYC1AzrkRDp3RsHts9SHAOACHTnVxu1M43HMZE3crm0VVhR3r8o0GSYc4nJguxUWnoDSc94
 
А парашют у обтекателя как-то управляется? Просто если они ловят именно кораблем (а не обтекатель направляют на неподвижный корабль или не управляют сразу и тем и тем) - то я не очень понимаю как они могут его поймать. У корабля гигантская инерция и тормозной путь в километр.

Включение и управление крылом - это изящное и комплексное решение проблемы управления парафолио. В этом случае подрядчик SpaceX ( MMIST ), вероятно, заслуживает, по меньшей мере, некоторого кредита для нескольких почти успешных восстановлений, доставляя каждую необорудованную обтекаемую половину с высоты 110+ километров, скорости более 2 километров в секунду и параболические траектории, простирающиеся на 800 км до площади примерно 100 м на 100 м. Если точность позиционирования каждой половины может быть уменьшена на 75% от этого до площади 50 м на 50 м, SpaceX и г-н Стивен не должны испытывать никаких проблем с надежностью и обычным обхватом обтекателй Falcon 9 для быстрого повторного использования, используя аналогичный подход для восстановление орбитальных верхних ступеней Falcon 9.


 
Так и хочется прокомментировать вот эту фразу господина Ионина: "квалифицированным и строгим Заказчиком для остающейся важной части космических военных программ станет Минобороны". Но разводит холивар не буду.

Кто-нибудь может прокомментировать дважды упомянутую Иониным "низкую надёжность" Фалькона.
Откуда такая информация? Маск где-то выложил расчёт надёжности?
 
Откуда такая информация?
это не "информация", это нечто из разряда "ололо АМОС-6 пыщ пыщ"

фраза "одноразовые, традиционно высоконадежные и потому относительно много более дорогие одноразовые ракеты" подразумевает, что многоразовые - они "традиционно не такие надежные и потому много более дешевые"? ну это же бред чистой воды
употреблять это в контексте Ангары-А5 отдельный перл - традиционно высоконадежная ракета, летавшая 1 раз
 
Интересный, кстати, инженерный вопрос - как проходит дефектовка многоразовых перед повторным запуском?
 
Интересный, кстати, инженерный вопрос - как проходит дефектовка многоразовых перед повторным запуском?
В любом случае проверяют имхо магнитопорошковым методом метал, плюс все трубки, сопла просвечивают. Если все норм, не вижу в чем ухудшается надежность.
 
Плюс это действительно дешевле, чем новую ступень построить.
 
В любом случае проверяют имхо магнитопорошковым методом метал, плюс все трубки, сопла просвечивают. Если все норм, не вижу в чем ухудшается надежность.

Я не про снижение надежности, а про саму технологию проверки - не менее сложная инженерная задача, чем разработка самой ракеты... Ну и при проектировании, конечно, всё сразу закладываться должно - разъемные соединения, возможность замены элементов и т.д. Реально, крутой инжениринг.
 
Первая успешная проверка общей теории относительности Эйнштейна вблизи сверхмассивной черной дыры
26 июля 2018 г.
Наблюдения, выполненные на Очень Большом Телескопе ESO, впервые выявили предсказываемые общей теорией относительности Эйнштейна особенности движения звезды в крайне сильном гравитационном поле сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Этот долгожданный результат – высшее достижение продолжавшихся 26 лет наблюдений центра Галактики на телескопах ESO в Чили.

В 26 000 световых лет от нас, в центре Млечного Пути, скрытая плотными облаками поглощающей свет пыли, лежит ближайшая к Земле сверхмассивная черная дыра. Этот гравитационный монстр массой в четыре миллиона Солнц окружен небольшой группой звезд, которые обращаются вокруг него с высокой скоростью. Столь экстремальная среда — область самого сильного гравитационного поля в нашей Галактике — является идеальным местом для исследования физики тяготения, и в частности для проверки общей теории относительностиЭйнштейна.

Новые инфракрасные наблюдения, выполненные с исключительно чувствительными приемниками GRAVITY[1], SINFONI и NACO на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) позволили астрономам отследить движение одной из этих звезд, обозначаемой S2, когда она в мае 2018 г. проходила очень близко к черной дыре. В ближайшей к черной дыре точке звезда находилась от нее на расстоянии менее 20 миллиардов километров и двигалась со скоростью свыше 25 миллионов километров в час, что составляет почти три процента скорости света [2].

Исследователи сравнили положения и скорости звезды S2, измеренные соответственно приемниками GRAVITY и SINFONI, а также более ранние ее наблюдения, выполненные с другими инструментами, с предсказаниями, сделанными на основе ньютоновской теории тяготения, общей теории относительности и другими теориями тяготения. Полученные результаты не согласуются с теорией Ньютона, но находятся в прекрасном соответствии с общей теорией относительности.

Наблюдения сверхвысокой точности были выполнены международной группой под руководством Рейнхарда Генцеля (Reinhard Genzel) из Института внеземной физики Макса Планка (MPE) в Гархинге (Германия), при участии специалистов всего мира: из Парижской обсерватории (PSL), Альпийского университета в Гренобле, CNRS, Института астрономии Макса Планка, Кельнского университета, Португальского Центра астрофизики и гравитации CENTRA и ESO. Эти наблюдения стали кульминацией 26-летнего цикла высокоточных наблюдений центра Млечного Пути с инструментами ESO [3].

Уже во второй раз мы наблюдаем прохождение звезды S2 в непосредственной близости к черной дыре в центре нашей Галактики. Но в этот раз благодаря усовершенствованию параметров инструментов мы смогли наблюдать звезду с небывалым разрешением”, -- объясняет Генцель. “Мы несколько лет интенсивно готовились к этому событию, так как хотели извлечь максимум информации из представившейся нам уникальной возможности наблюдать эффекты общей теории относительности”.

Новые измерения ясно демонстрируют эффект, называемый гравитационным красным смещением: очень сильное гравитационное поле черной дыры растягивает световые волны, испускаемые звездой, делает их более длинными. Изменение длины волны света, приходящего от S2, в точности согласуется с предсказаниями общей теории относительности Эйнштейна. Такое отклонение от более простой теории гравитации Ньютона в движении звезды вокруг сверхмассивной черной дыры наблюдается впервые.

Группа измеряла лучевую скорость S2 по направлению к и прочь от Земли при помощи приемника SINFONI, а сверхточные измерения изменений положения S2 для определения формы ее орбиты производились с интерферометрическим инструментом GRAVITY. Разрешение изображений, получаемых на GRAVITY, было так велико, что смещения положений звезды, находящейся на расстоянии 26 000 световых лет от Земли, в окрестности черной дыры можно было измерять от ночи к ночи.

Наши первые наблюдения S2 с приемником GRAVITY, выполненные около двух лет назад, уже тогда показали, что мы получили идеальную лабораторию для исследования черной дыры”, -- говорит Франк Эйзенхауэр (Frank Eisenhauer, MPE), научный руководитель исследований с приемником GRAVITY и спектрографом SINFONI. “Во время сближения звезды с черной дырой мы даже регистрировали на большинстве изображений слабое свечение вокруг черной дыры, которое позволяло нам точно отслеживать положение звезды на орбите. А это в конце концов и привело к открытию гравитационного красного смещения в спектре S2.

Итак, спустя более, чем сто лет после того, как он опубликовал свою статью, в которой были выведены уравнения общей теории отнсительности, Эйнштейн еще раз подтвердил свою правоту — в лаборатории, гораздо более фантастической, чем он мог предположить!

Франсуа Дельпланк (Françoise Delplancke), глава Отдела системной инженерии ESO (System Engineering Department), так объясняет значение новых наблюдений: “В нашей Солнечной системе мы можем проверять выполнение законов физики только в данный момент и при определенных условиях. И поэтому для астрономии так важно убедиться, что эти законы выполняются и в случае гораздо более сильных гравитационных полей”.

Теперь, когда S2 начинает удаляться от черной дыры, планируется продолжение наблюдений. Предполагается, что очень скоро удастся выявить и другой релятивистский эффект: незначительное вращение орбиты звезды, известное как прецессия Шварцшильда.

Генеральный директор ESO Хавьер Барконс (Xavier Barcons) подводит итог: “ESOсотрудничает с Рейнхардом Генцелем, его группой и его сотрудниками из других институтов стран-участниц ESO уже более четверти века. Разработка уникальных мощных инструментов, необходимых для выполнения тончайших наблюдений, и установка их на телескоп VLTна Паранале была труднейшей технической и научной задачей. И открытие, о котором мы рассказываем сегодня, является великолепным результатом этого партнерства”.
https://www.eso.org/public/russia/news/eso1825/?lang
 
Реклама
Я не про снижение надежности, а про саму технологию проверки - не менее сложная инженерная задача, чем разработка самой ракеты... Ну и при проектировании, конечно, всё сразу закладываться должно - разъемные соединения, возможность замены элементов и т.д. Реально, крутой инжениринг.
Ну с шатлом ее по факту провалили, кстати :)
 
Назад