О космосе - общая ветка

А это что за программа?
Это программа НАСА и ЕКА, по которой в грузовом отсеке "Шаттла" выводились неотделяемые модули, построенные ЕКА. Модули были переданы НАСА в обмен на полеты европейских космонавтов. Был даже полет "Спейслаб-Мир", когда шаттл пристыковался к "Миру", имея на борту модуль "Спейслаба".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Спейслэб
 
пишите лучше про ракеты вообще и про ЖРД в частности.

Ну про ЖРД, так про ЖРД.
Как-то было собирался ответить, да руки не доходили.


Решением «сверху» было: «двигатель не годный, посему всю матчасть уничтожить (за ненадобностью), а КБ перепрофилировать с работ по ракетной тематике (за недостатком компетенций).
Техдокументация на ЖРД и сама матчасть, естественно, для НПО «Энергомаш» была доступна. Но без проектных и технологических ноу-хау полезность информации типа, «размер – такой-то, покрытие - такое» весьма относительная. РД170 таки существенно отличался от НК33 по масштабу). Главное же в таких вещах: расчетные методики и технологический опыт (что и почему нельзя делать) обычно за пределы КБ-разработчика не выходят.
В случае НК-33 никаких передач в НПО «Энергомаш» не было: ни проектно-расчетных методик, ни технологий производства.

Помимо «агиток», в сети сейчас можно найти достаточно много воспоминаний от непосредственных участников разработки. Например:
http://www.lpre.de/resources/articles/Energia.pdf
http://scilib-avia.narod.ru/ZhRD/Trofimoff.pdf

Почитайте, достаточно познавательно. Там достаточно рассказано об «оппозиции» со стороны ведущих специалистов к техническим решениям РД170, которая была отнюдь не на пустом месте и не из желания потешить свое ЧСВ.
Конкретно по основным проблемам при разработке РД170 - обзор у Губанова (главный конструктор «Энергии») http://www.buran.ru/htm/07-3.htm
«За весь период разработки жидкостных ракетных двигателей в КБ Энергетического машиностроения характеристики двигателей росли довольно плавно. При переходе к двигателю РД-170 впервые характеристики выросли "скачком": по тяге в 5 раз, по мощности турбонасосного агрегата в 10 и по трудоемкости в 9,5 раз. Однако, как потом оказалось, задела в разработках двигателей такого класса было недостаточно, чтобы произошел скачкообразный рост характеристик, который был запроектирован.
Двигатель создавался далеко за пределами освоенной области характеристик».

Более чем исчерпывающий комментарий к вопросу о надежности РД170. Выражаясь медицинской терминологией: «применение крайне высокотехнологичных решений было интенсивной терапией для реанимации изделия с крайне неблагоприятным прогнозом».

Вообще, при Союзе разработки с затянувшимися «детскими болезнями» такого рода останавливали. Н-1 далеко не единственный пример подобных решений в ракетной технике. В 1969 году, например, на завершающей стадии был остановлен проект МБР подвижного базирования 8К99.

Настоятельно рекомендую внимательно (не так, как по метановым двигателям ) прочитать вот эту статью: http://rusrocket.narod.ru/strainengines.html

Очень приличный обзор по надежности РД-170 и схожих с ним ЖРД.

А двигателя для перспективной пилотируемой системы действительно нет. РД107 – сильно ветеран, и маломощный к тому же. По имеющимся новым и мощным – см. выше. И вполне естественно, что пилотируемая система должна быть многоразовой, приближаясь к авиации. Другое дело, что одномоментно этот переход от одноразовых ракет к «космической авиации» невозможен, но проектная мысль в этом направлении работать просто обязана.


Интерес к метановым двигателям существенно более давний. Просто в силу определенных обстоятельств эту тему как бы не развивали.

Метановые ЖРД явно лучше по энергетическим характеристикам и надежности (за счет возможности применения восстановительного газогенератора) чем керосиновые. Плюс ракетный керосин – тоже проблема (в РФ делают из нефти только одного месторождения, которое уже истощено, заменители – уже синтетические) – сжиженный метан существенно дешевле ракетного керосина, запасы его велики, а само топливо весьма стабильно по химсоставу.
Правда, ракета на метане получается хуже чем на керосине – жидкий метан менее плотный чем керосин, и увеличение веса конструкции ракеты «съедает» выигрыш от повышенной энергетики двигателя – в итоге получим примерно ту же грузоподъемность что и для ракеты на керосине. Эксплуатационные заморочки также минус – они где-то сродни заморочкам с водородными ракетами. Например, утечки метана на старте (а куда же без них), мягко говоря, весьма нежелательны. Вот, собственно, почему ракеты на метане и не делались.

Но сейчас тренд, типо, меняется. Если раньше приоритетом была энергетическая эффективность, то сейчас акценты смещаются в сторону надежности и эффективности, но уже экономической.

PS (Для ЛевМих)

"АБСОЛЮТНОМ непонимании природы светового луча"

А что «природа светового луча понятна»?

Формально она, конечно же, описана, но вот как насчет «наглядного физического смысла» светового луча? Скажем, такого, как у акустической волны? (в оптике и в акустике – масса подобных между собой эффектов). Просто физический смысл, сформулированный с помощью «пространственно-временного континуума» не очень наглядный, однако

Это к тому, что уровень освоения электромагнетизма (да и полей вообще) современной наукой вполне сродни освоению огня древними людьми: формализованный эмпирический опыт без корректно сформулированной сущности. (не сочтите за проповедь, всего лишь лично моя оценка )

Кстати, одно из прорывных обобщений в этой области – уравнения Максвелла как раз связано с попыткой формализовать сформулированную сущность (пусть даже не вполне адекватную реальности, но все же не совсем в корне неверную, раз попытка оказалась такой успешной). В то время неудачи с другим обобщением, «единой теорией поля» (по моему скромному мнению, конечно же) как раз и связаны с отсутствием корректно сформулированной сущности «предмета обобщения» то бишь «наглядного физического смысла» полей.
 
Сейчас придёт Бурундук и полетят клочки по закоулочкам
 
оооооо, да это жёсткий троллинг от Imkas завсегадаев этой ветки:
"Это к тому, что уровень освоения электромагнетизма (да и полей вообще) современной наукой вполне сродни освоению огня древними людьми: формализованный эмпирический опыт без корректно сформулированной сущности. (не сочтите за проповедь, всего лишь лично моя оценка )"

Щас начнётся.....
я уже взял пиво и чипсы
 
оооооо, да это жёсткий троллинг от Imkas завсегадаев этой ветки:

SDA, троллинг - понятие весьма условное и очень отностительное, аднака!

На тусовке астрономов критика специальной теории относительности - вполне себе салонные беседы
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,26687.msg485371.html#msg485371

:confused2:
 

Есть две сковородки.
"Красный литейщик" чугунная, надежная, многоразовая, но тяжелая, малоэффективная и морально устаревшая.
"Тефаль" современная, эффективная, но очень напряженная, боится посторонних частиц, требует культуры в обращении и постоянно прогорает.
30 лет решается вопрос:
Какую сковородку производить, если разработчик "Красного литейщика" уже ушел в мир иной, а разработчик "Тефаля" живет за границей, и плевать хотел на наши планы?

И тут в ученом совете кто-то расслабился, и всех осенило.
- Будем делать двигатели на метане.
Сейчас поднадергаем цитат из мемуаров. Не хватит - из сводок новостей, статей анонимных авторов в интернете и закатим обсуждение еще лет на 30, ибо это и есть самый экономически эффективный путь, а выводы всегда можно подогнать в зависимости от того, куда дует ветер, поскольку первоисточники многочисленны и разнообразны.
Создание НИИ, производства, экспериментальной базы, проведение испытаний, поиски энергетической эффективности, независимые комиссии опять же (да в России сейчас проще инопланетян найти) - на это придется выбросить огромные средства. Вы что, хотите, чтобы домохозяйка, оторвавшись от просмотра очередного сериала, высунулась из окна и размахивая сковородкой вслед улетающей ракете, кричала:

- Вот смотрите! Смотрите куда наши деньги то уходят!

Есть другой путь. Тихо переправить те же средства в обшоры. Все довольны. Домохозяйка продолжает смотреть рекламу и сериалы, в ученом совете обсуждаются пути дальнейшего развития отечественной космонавтики. Пиво и чипсы в любом ларьке. 100% экономической надежности. Все тихо, цивилизовано, культурно.


Вот и отлично. Пусть создадут, тогда мнение этих писателей что-то будет стоить.
 
ra3vii, А в категориях объектов ракетно-космической техники Ваши мысли выражаемы?
 
Безобразие...

 
Чего-то глюкнуло.
Не попали с первого раза.
Стыковку «Союза» с МКС перенесли на двое суток

 
А в это время, околица нашего оргорода существенно отодвинулась !

http://www.astronet.ru/db/msg/1306328

Наибольший интерес у меня вызвала последняя фраза этой заметки. Было бы очень круто найти нечто тяжёлое в облаке Оорта!
 
Рогозин назвал стратегические задачи России в космосе: колонизация Луны и Марса .

http://www.vedomosti.ru/politics/ne...zval-strategicheskie-zadachi-rossii-v-kosmose
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин опубликовал статью в «Российской газете», в которой назвал три основные стратегические задачи страны в космосе: расширение присутствия на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию; освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства; подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы.
Ближайшая перспектива полетов на Луну, как пишет Рогозин, заключается в создании посещаемой лунной и первой инопланетной лаборатории. Там будут размещены «инструментарий изучения глубин Вселенной, лаборатория изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита». «Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 г… Срок может показаться далеким, однако здесь мы не преследуем временные рекорды. Постепенно здесь будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Это должно напоминать освоение нового материка», — пишет вице-премьер.
По его мнению, сейчас нужно создавать не отдельные корабли, модули, привязанные к тому или иному сценарию развития, а взаимосвязанные системы таких средств. «В частности, мы говорим о перспективной пилотируемой транспортной системе, а также перспективной системе средств обитания. Первая должна выполнять транспортные функции, вторая — обеспечивать пребывание человека в требуемой области космического пространства», — отмечает Рогозин. После этого, по его словам, можно достичь не только Луны, но и реализовать полеты к астероидам и к Марсу.
Рогозин подчеркивает, что Луна является важнейшим объектом для фундаментальных научных исследований и ближайшим к Земле источником внеземного вещества. Луна также может стать платформой для технологических исследований и испытаний новой космической техники. Поэтому Россия намерена «прийти на Луну навсегда». «Луна — не промежуточная точка на дистанции… Вряд ли целесообразно сделать 10-20 полетов на Луну и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды», — заключил вице-премьер.
По мнению Рогозина, Россия «была обречена стать великой космической державой с самого рождения нашей государственности». Но сегодня космос перестал быть лишь предметом гордости и престижа государства. Из дорогой игрушки он превратился в такую же отрасль производства, как, например, судостроение, автомобилестроение или авиастроение, где есть свои нормы рентабельности, амортизации и прибыли. Все действующие и перспективные космические программы должны рассматриваться через призму их рентабельности, в том числе и программа научных работ на российском сегменте Международной космической станции, считает вице-премьер.
По его мнению, недавнее прекращение сотрудничества NASA с Россией в области космоса может поспособствовать формированию независимой стратегии развития отечественной космонавтики. «Заметим, что американцы при объявлении санкций специально отметили, что ограничения не коснутся совместных работ на МКС. Видимо, в США осознают, что в этой области у нас накоплен уникальный опыт», — подчеркнул вице-премьер
 
25 июня планируется первый запуск самой маленькой "Ангары".
Очень надеюсь, всё будет успешно и в результате мы получим более дешёвый носитель... но гложат меня смутные ожидания, что на горизонте появился очередной кандидат на грандиозный провал и распил бабла в космических масштабах.

А в это время в интернет-комментах уже во всю работают проплаченые комментаторы, которые рисуют радужные перспективы проекта. Это плохой признак для проекта
 
Последнее редактирование:
Тем временем Elon Musk очень удачно, на мой взгляд, двигает свой основной бизнес проект Dragon Space - коммерческого освоения космоса. Как мы знаем, он параллельно еще и CEO Tesla Motors и совладелец Pay Pal.
Очередной запуск Космоса 3х доставит на ISS 5000 фунтов груза и оборудования для 150 экспериментов. Что то мне подсказывает что Роскосмосу нужно чесать репу поактивней.

http://youtu.be/yi09XN3NaeI
 
Что то мне подсказывает что Роскосмосу нужно чесать репу поактивней.

А зачем напрягаться?
Сочинят очередное сопливое письмо о защите интересов отечественого производителя и о необходимости подержки стратегической отрасли.. Направят это письмо в Кремль, там проникнутся ситуацией и дадут ещё 100500 хренеярда наших денег. А Роскосмос продолжит ездить на Р-7 и регулярно лажаться!
 
Видео Pax-а, натолкнуло меня на более глубокое знакомство с программой SpaсeX и Dragon. Прочитал про Red Dragon и проект Mars One.
https://www.mars-one.com/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Mars_One
Очень оптимистичные планы у них - уже в 2025 году первые люди на Марсе.
 
А Роскосмос продолжит ездить на Р-7 и регулярно лажаться!
Вот не понимаю, зачем смешивать всё в кучу.
На Р-7 ездит не только Роскосмос, но и НАСА. И будут ездить, как минимум, еще пару лет. Да и "регулярных лажаний" с Р-7 я не припомню.
 
Туркменистан, вообще-то, что еще более экзотично
 
Туркменистан, вообще-то, что еще более экзотично
Наоборот, более понятно. Туркмения - газовая держава с олигархами из семьи Туркменбаши. Так что деньги на игрушки есть. А Таджикистан - что-то среднее между Афганистаном и Узбекистаном.
 
На Р-7 ездит не только Роскосмос, но и НАСА.

Вы, наверное, Арианспейс имели в виду?

"регулярных лажаний" с Р-7 я не припомню.

Больше 1600 запусков. Более отработанного и надежного носителя в мире пока еще нет.