О космосе - общая ветка

Роскосмос:
10.02.2020 09:00
20 лет успешной работы «Фрегата»
Процесс создания нового поколения разгонных блоков начался еще в начале 90-х годов в НПО Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Новый разгонный блок «Фрегат» должен был увеличить массы полезных нагрузок, выводимых ракетами-носителями на различные орбиты, повысить точности выведения, расширить перечень орбит, доступных для средств выведения, обеспечить высокую надежность с самого начала его эксплуатации.

В создании разгонного блока «Фрегат» совместно с НПО Лавочкина приняли участие: ФГУП «Научно-производственный центр Автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (система управления), конструкторское бюро «Химического машиностроения имени А.М. Исаева» (маршевый двигатель, двигатели ориентации и стабилизации), Российский научно-исследовательский институт Космического приборостроения и акционерное общество «Ижевский радиозавод» (радиотелеметрические системы и система траекторных измерений); инженерная фирма «ОРИОН-ХИТ» (химические батареи), государственное научно-исследовательское предприятие «ОКБ «Вымпел» (технический комплекс на космодроме), конструкторское бюро «Общего машиностроения имени академика В.П. Бармина» (стартовый комплекс).

Первый полет разгонного блока состоялся 9 февраля 2000 года с космодрома Байконур в составе ракеты-носителя «Союз-У». Полезная нагрузка состояла из имитатора полезной нагрузки и устройства «Демонстратор», предназначенного для проведения эксперимента по спуску на землю надувной конструкции.

Этим пуском была начата серия летно-конструкторских испытаний с целью подтвердить правильность конструктивных решений, принятых при проектировании разгонного блока. После проведения первых запусков, с целью улучшения тактико-технических характеристик разгонного блока «Фрегат», была проведена его поэтапная модернизация.
Базовый разгонный блок «Фрегат» положил начало целому семейству высокоэффективных разгонных блоков, которые созданы и создаются на его основе. Применение на разгонном блоке «Фрегат» дополнительных топливных ёмкостей и сбрасываемого блока баков («Фрегат-МТ» и «Фрегат-СБ») позволили существенно увеличить массу заправляемого топлива и, тем самым, повысить эффективность разгонного блока.

Первые запуски «Фрегатов-СБ» в составе ракеты-носителя «Зенит» состоялись в 2011 году. На геостационарную и высокоэллиптическую орбиты были успешно выведены космические аппараты «Электро-Л» и «Спектр-Р». В настоящее время разрабатывается еще одна модификация разгонного блока «Фрегат-СБУ» для использования в составе ракет-носителей «Союз-5». Это позволит еще более прочно укрепить лидирующие позиции Российской Федерации на рынке космических запусков.

В результате своей работы «Фрегат» по своим тактико-техническим характеристикам не уступает мировым аналогам и обладает следующими особенностями:
  • автономный, т.е. обеспечивает весь процесс выведения полезной нагрузки без вмешательства с Земли;
  • логика работы предусматривает выход из возможных нештатных ситуаций;
  • он обеспечивает практически абсолютную точность выведения космических аппаратов на целевые орбиты;
  • впервые в России в контуре управления применена аппаратура спутниковой навигации, работающая от навигационных систем Глонасс и GPS, за счёт чего значительно повышена точность выведения космических аппаратов на целевые орбиты;
  • возможность многократного включения МДУ и обеспечения выведения нескольких полезных нагрузок на различные орбиты в рамках одного запуска;
  • «Фрегат» заправляется компонентами топлива до установки на СК, что делает его универсальным по отношению к любым ракетам-носителям;
  • длительное время (до 2-х суток) активного существования;
  • возможность обеспечения запусков с четырех космодромов: Байконур, Плесецк, Восточный и Гвианского космического центра (Французская Гвиана).
Начиная с 2000 года, осуществлено 82 запуска разгонного блока «Фрегат», на различные орбиты выведено более 300 космических аппаратов как российского, так и зарубежного производства.
 
Реклама
dbms, думаю, будет правильным написать пару строк о предназначении этого зонда :)

Solar Orbiter можно считать «наследником» зонда Ulysses. «Улисс» был запущен в 1990-м году и изучал Солнце более 15 лет. Та миссия также была проектом Европейского космического агентства, реализованным в тесной кооперации с НАСА.

Находясь на Земле, мы не можем увидеть полюса Солнца. Это связано с тем, что наша планета постоянно вращается в так называемой «плоскости эклиптики» - как бы вокруг солнечного экватора. Мы можем наблюдать солнце со всех «боков», но не в состоянии взглянуть на него сверху или снизу. И «Улисс», и Solar Orbiter запущены на орбиты ВЫХОДЯЩИЕ за пределы плоскости эклиптики (в случае c Solar Orbiter наклон составит 24 градуса), а поэтому они могут изучать полюса Солнца. Ожидается, что Solar Orbiter сможет впервые сфотографировать эти регионы звёзды («Улисс» в своё время не был оснащён фотокамерами). Хотя основные данные будут получены не с помощью камер, а при измерениях магнитосферы, частиц солнечного ветра и т.п...

В отличие от Солнечного зонда Паркера (американской миссии, улетевшей к Солнцу в 2018-м), Solar Orbiter не будет подлетать к Солнцу особенно близко, оставаясь примерно на расстоянии орбиты Меркурия. В периоды каких-либо солнечных событий (например, мощные вспышки) ученые смогут координировать работу двух зондов, чтобы получить максимум данных.
 
А может ли мне кто-нибудь на пальцах объяснить, почему наклон орбиты зонда к плоскости эклиптики всего 24 градуса?
Почему бы не запульнуть строго перпендикулярно. Сразу со старта отправить "вверх", а не в бок?
У Земли ведь есть спутники, летающие через полюса. Почему бы так же и вокруг Солнца не летать?
 
А может ли мне кто-нибудь на пальцах объяснить, почему наклон орбиты зонда к плоскости эклиптики всего 24 градуса?
Почему бы не запульнуть строго перпендикулярно. Сразу со старта отправить "вверх", а не в бок?
У Земли ведь есть спутники, летающие через полюса. Почему бы так же и вокруг Солнца не летать?
Бензину не хватает.
 
в тему бюджета НАСА, тут вот вкратце доступно изложено куда они просят деньги

интересно будет посмотреть как сенаторы вот от этого отобьются:
Proposes to launch the Europa Clipper on a commercial launch vehicle to save over $1.5 billion compared to using an SLS rocket.
 
А может ли мне кто-нибудь на пальцах объяснить, почему наклон орбиты зонда к плоскости эклиптики всего 24 градуса?
Потому что скорость Земли по орбите - 30 км/с. А у зонда отлётная на порядок ниже. Так что хорошо хоть столько осилили.
ночью улетел Солар Орбитер
Опять на Солнце ночью полетели... :lol:
 
Чем бы РобоДИтАчкО не тешилось - лишь бы не вешалось... :D:D 8-)8-)

Космонавт рассказал о научившемся «вытирать пот» роботе «Федоре»

Российский космонавт Александр Скворцов заявил, что научил робота «Федора» (FEDOR — Final Experimental Demonstration Object Research) «вытирать пот» полотенцем на борту Международной космической станции (МКС). Об этом он сказал на послеполетной пресс-конференции в Центре подготовки космонавтов в понедельник, 10 февраля.

«Он вытирался полотенцем. В принципе, это мое такое предложение. Типа пот вытереть», — цитирует слова Скворцова «РИА Новости». Россиянин добавил, что сам потел в другом отсеке в модуле «Звезда», а Алексей Овчинин следил за роботом в МИМ-2 в модуле «Поиск».


Скворцов назвал работу с «Федором» в некотором плане абсолютно новой.

«На Земле мы просто не успевали отработать всевозможные варианты работы с ним. Поэтому иногда даже проявлялось на экспромте», — отметил он.

Космонавт признался, что сотрудники космической станции «все-таки уже подустали» в работе с роботом, поэтому при расставании «помахал ему, но без сожаления».

Скворцов вместе с итальянцем Лукой Пармитано и американкой Кристиной Кук вернулись с МКС на Землю 6 февраля на пилотируемом корабле «Союз МС-13». На МКС Скворцов вместе с Пармитано и американцем Эндрю Морганом отправились в июле 2019 года.

«Федор» отправится на МКС 22 августа. Он провел в космосе 14 дней, где выполнил ряд заданий под управлением космонавтов.

 
Четыре астронавта Индии начинают обучение в российском Центре подготовки космонавтов

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Обучение четырех представителей Индии в российском Центре подготовки космонавтов (ЦПК) начинается 10 февраля. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в понедельник на сайте центра.

"В Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина 10 февраля 2020 года в рамках международного сотрудничества начинается подготовка четверых представителей Индийской организации космических исследований (Indian Space Research Organisation, ISRO) в качестве кандидатов для полета в космос", - сообщили в ЦПК.

 
Запуск к МКС ракеты-носителя Antares с грузовым кораблем Cygnus перенесен на 13 февраля
Он должен доставить на МКС около 3,6 тонны груза

ВАШИНГТОН, 10 февраля. /ТАСС/. Запуск ракеты-носителя Antares с грузовым кораблем Cygnus к Международной космической станции (МКС), отмененный в воскресенье менее чем за три минуты до старта, перенесен на 13 февраля. Об этом сообщается на сайте Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

"(Корпорация) Northrop Grumman (компания-производитель Cygnus - прим. ТАСС) и NASA назначили следующую попытку запуска не ранее 13 февраля в 16:06 по времени восточного побережья США (00:16 мск 14 февраля - прим. ТАСС) с учетом неблагоприятных погодных условий в течение ближайших двух дней, а также времени, необходимого для решения проблемы с наземным оборудованием" - сказано в сообщении.

Запуск Antares с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния) в Атлантическом океане был запланирован на 17:39 по местному времени воскресенья (01:39 мск 10 февраля), однако сначала он был перенесен на пять минут, а вскоре отменен. Как пояснила в своем "Твиттере" Northrop Grumman, соответствующее решение было принято "из-за нештатных показаний наземного оборудования".

Cygnus должен доставить на МКС около 3,6 тонны груза: продовольствие, предметы первой необходимости, оборудование для станции и приборы для проведения научных исследований. Стыковка корабля со станцией планировалась на 11 февраля.

Этот полет Cygnus должен стать вторым в рамках нового контракта NASA с Northrop Grumman. До 2024 года, согласно договоренностям, будет осуществлено минимум шесть запусков грузовых кораблей. В рамках предыдущего контракта было проведено 11 запусков к станции, еще один оказался неудачным.

 
Реклама
А может ли мне кто-нибудь на пальцах объяснить, почему наклон орбиты зонда к плоскости эклиптики всего 24 градуса?
Почему бы не запульнуть строго перпендикулярно. Сразу со старта отправить "вверх", а не в бок?
У Земли ведь есть спутники, летающие через полюса. Почему бы так же и вокруг Солнца не летать?
Немного добавлю к сказанному выше. Со старта можно отправить спутник "вверх", но это будет вверх относительно Земли. Земля же сама летит вокруг Солнца, поэтому спутник относительно Солнца будет лететь примерно в том же направлении, что и Земля. Как человек, выпрыгивающий из поезда на полном ходу. Чтобы от Земли улететь на полярную орбиту, нужно погасить всю "горизонтальную" составляющую скорости и набрать нужную "вертикальную". Требуемая скорость по правилу сложения векторов будет совершенно нереальной для существующих носителей. Это, вообще говоря, не значит, что на полярную гелиоцентрическую орбиту совсем никак не улететь. Упомянутый здесь зонд Улисс это провернул за счет гравитационного маневра у Юпитера. Он так свою орбиту вывернул даже больше, чем на 90 градусов - немного навстречу вращению планет. Правда, из-за того, что орбиту пришлось вытянуть до высоты Юпитера, период обращения получился долгим, большую часть времени зонд висел далеко от Солнца, что затягивало миссию. Зато заодно и Юпитер поразглядывал.
 
МОСКВА, 11 фев — РИА Новости. Перебазирование плавучего космодрома "Морской старт" из порта Лонг-Бич, штат Калифорния, на Славянский судоремонтный завод в Приморье начнется 22 февраля, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
В пресс-службе группы S7, которой принадлежит комплекс, отказались от комментариев.
Ранее гендиректор Славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук рассказал агентству, что ожидает прибытие "Морского старта" в начале марта.


В декабре 2019 года S7 сообщила, что Госдеп дал разрешение на перебазирование комплекса в Россию. Новым портом приписки плавучей платформы станет поселок Славянка южнее Владивостока.

Перебазирование самой платформы и сборочно-командного судна было намечено на 2020 год.
По словам гендиректора Славянского судоремонтного завода, заключенный с S7 договор сроком на один год предусматривает ремонт платформы и ее стоянку до тех пор, пока компания не найдет себе базовый порт или не построит его.
 
Поздно они. Надо было это делать в начале проекта Crew Dragon.
Ну или поняли, что все настолько плохо, что ...
 
Поздно они. Надо было это делать в начале проекта Crew Dragon.
Ну или поняли, что все настолько плохо, что ...
:ROFLMAO:

угу, все настолько плохо, что старт уже планируется и основной вопрос - удлинять ли миссию с одной до 6-12 недель
 
Поздно они. Надо было это делать в начале проекта Crew Dragon.
Ну или поняли, что все настолько плохо, что ...
или вариант: пилотируемая программа НАСА уже не интересна, и чувак решил пойти туда, где по его мнению, есть перспектива ;)
 
или вариант: пилотируемая программа НАСА уже не интересна
ну его как бы летом считай выперли из НАСА
несколько неожиданно, что при всем многообразии вариантов он выбрал Спейс Икс, а не скажем Боинг
 
Реклама
dbms, почему же выперли? Вполне достойно проводили, на мой взгляд.

Обычная практика медленного выхода в retirement. Был человек на серьезной должности в государственной структуре, занимал ее очень долго, настала пора дать дорогу другим. Тем не менее, авторитета, связи и сил ещё более чем достаточно, чтобы поработать консультантом и лоббистом в частной сфере. По-моему, вполне себе win-win ситуация для всех причастных.

не скажем Боинг

Думаю, Герстенмайер понимает, что сейчас не лучшее время, чтобы идти сейчас в Боинг на руководящую должность ))
 
Назад