О космосе - общая ветка

Несмотря на нелюбовь к пиару Маска и на сомнения в целесообразности возвращения бустеров на данном этапе развития, я за любой прогресс в космонавтике, потому что "человечество не останется вечно на Земле". И естественно, хихикать с дивана проще, чем пилить даже сомнительный проект.

А ведь многие выдвигают полуконспирологическую теорию о том, что весь этот проект с посадкой - просто способ за гос. деньги, прокачанные через якобы "частную и коммерческую" компанию отработать технологию посадки где-нибудь не на земле :)
 
Реклама
А ведь многие выдвигают полуконспирологическую теорию о том, что весь этот проект с посадкой - просто способ за гос. деньги, прокачанные через якобы "частную и коммерческую" компанию отработать технологию посадки где-нибудь не на земле :)
Мне кажется куда вернее более простая теория о том, что все это чтобы через приватную компанию, не раскрывающую отчетность, прокачать гос.деньги.
Мопед не мой - но вот веселый разбор с элементами здравого смысла и большим цинизмом
МАКАРОННЫЙ МОНСТР ИЛОНА МАСКА

Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе интересно, почему же русские инженеры ржут аки кони с этого канадского поца Илона Маска – в инженерном смысле, а не в смысле ловкого жулика, по плечо запустившего Невидимую Руку Рынка в американский бюджет. (И оставался бы он в американском бюджете, как и его покровители из Конгресса, и бог бы с ними, с голубыми (во всех смыслах) воришками, но мы поговорим о, собственно, инженерных нюансах, о которых не принято помнить в эпоху квалифицированных потребителей).

Сначала скучно.

Ракетостроение, как отрасль машиностроения, вбирает себя знания и технологии металлообработки, материаловедения, приборостроения, математического моделирования, дефектоскопии и проч., каждый писк в этой индустрии защищён патентами, зачастую зонтичными, все детали, узлы и изделия многократно испытываются на сверхдорогостоящих стендах, со своими требованиями, ограничениями, допусками и посадками, эти знания накапливаются годами и десятилетиями, весь этот комплекс стоит даже не сотни миллиардов, но триллионы долларов, государственные триллионы, триллионы из кармана американского народа.

Но если у вас, как государственного лоббиста, есть триллионная НАСА, которая, как государственная организация, подотчётна куче строгих докторов-аудиторов, а воровать вам ну очень-очень хочется, то надо придумать какой-то сверхдорогой проект, который, как жабу через соломинку, можно будет раздувать на бирже, попутно выкачивая деньги из бюджета.

Для этого вы:

- нанимаете болтливого чувака с блестящими глазами,

- нанимаете команду пиарщиков, дезигнеров и прочих сколь энергичных, столь и беспринципных,

- регистрируете частную компанию в Калифорнии, причём эта private company не обязана раскрывать нюансы своего финансового здоровья (гыгы),

- сливаете в эту шарагу: патенты, технологии, готовые проекты, техническую документацию (тысячами томов и сотнями тысяч чертежей – но поскольку это есть самая бесстыжая приватизация государственной интеллектуальной собственности на сотни миллиардов долларов из народного кармана, то вы объявляете болтливого чувака супер-пупер Изобретателем) и готовые трудовые коллективы настоящих изобретателей (это важно – целыми командами) напрямую из НАСА,

- проталкиваете через Бюджетный комитет Конгресса идею, что таким образом вы снижаете нагрузку на бюджет НАСА, особенно на его пенсионные статьи (мы же помним, что персонал НАСА – самые крутые инженеры – постепенно стареет?),

- вы обеспечиваете новорождённой шараге техническое, технологическое, патентное сопровождение, подключаете военных, разведку и контрразведку, затыкаете рты сотням и тысячам владельцев патентов, вы затыкаете рты десяткам и сотням журналистов, которые внезапно понимают, куда лучше никогда в жизни не пытаться «копать», иначе уволят нахер с волчьим билетом, вы подключаете к Гениальной Компании Уникального Вдруг Внезапно Из Ниоткуда Возникшего Гениального Изобретателя десятки и сотни первоклассных медиа,

- вы обеспечиваете Уникальному Гениальному Коллективу Молодых И Дерзких десятки и десятки заказов на рынке спутниковых услуг (ага, каждый, любой желающий может зайти туда, где пасутся четырёхзвёздные генералы и загорелые конгрессмены с благородной сединой),

- вы договариваетесь с биржевиками, брокерами, рейтинговыми агентствами, банкирами, со всей этой волчьей стаей, чтобы они «куда надо смотрели, а куда не надо не смотрели, снег башка попадёт, совсем плохо будет, докторов пришлют, из окна можно случайно выпасть, подавившись маслинкой, изнасиловать в полёте горничную – услуги джеймсбондов на выбор»,

- но вы же не можете развернуть производство ракет непосредственно на мощностях НАСА, поэтому вы помогаете новоиспечённой команде найти заводы (целую кооперацию – это десятки и десятки частных, полу- и полностью государственных компаний, зачастую из ведомства Пентагона) с аэрокосмическим бэкграундом, где можно будет клепать ракеты по проектам, слитым (безвозмездно, т.е. даром) из НАСА),

- и – вишенкой на торте – вы всем обещаете, что вы не просто делаете ракеты (это же может делать НАСА – и ради чего городить огород?) – вы обещаете, что вы делаете Уникальную Программу, ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ!!11одинадын – многоразовые ракеты с посадкой на планету Земля! Ура, победа, Голливуд ловит множественные оргазмы.

Если вы это всё можете провернуть в течение нескольких месяцев, то вы – из команды хозяев Америки, не меньше. Итак, всё готово к разводу лохов, все готовы, заряжены, разряжены и возбуждены.

Но это же, мать их, ракеты! Это же факиншит, планета Земля! А на ней гравитация, законы природы и разные мелкие инженерные ограничения.

Какие же?

Это геостационарная орбита, куда надо «вешать» спутники.

Это орбита МКС, куда пролоббирована (ну, это же каждый может, да?) доставка грузов грузовиками и, в перспективе, астронавтов – живых человеческих людей. (При этом государственной НАСА предложено покупать услуги частной private company, которая – см. выше – не обязана отчитываться о структуре финансовых потоков, акционерах и проч. – какая прелесть, не правда ли?).

Это габариты и средняя масса телекоммуникационных и военных спутников - несколько тонн, как минимум (не микроспутниками же заниматься? Все серьёзные люди, работаем по-серьёзному).

Следовательно, от забрасываемой орбитальной массы на геостационарную орбиту и от массы грузовиков (и кораблей с людьми) выплясывается энергетика ракеты.

Естественно, что вы не можете просто из кармана достать готовый насовский двигатель, потому что все удивятся – а в чём же уникальность и изобретательность? Поэтому вы у себя в кармане случайно находите отработанные насовские чертежи старого движка от американского лунного посадочного модуля (кто сказал – патенты? кто сказал – стенды?) – и берёте этот движок в качестве основного маршевого. Но таких маломощных движков нужно много, девять штук на старте – но вы громко кричите, что это Прорыв в Будущее – и пипл хавает.

Естественно, что технология мягкой посадки на планету отработана уже более 60 лет, поэтому вы берёте те же идеи из лунного посадочного модуля, и приделываете посадочные опоры к ракете. Но тут начинается инженерный анекдот – нормальные одноразовые ракеты достигли такого совершенства, что стенки их конструкции настолько тонки, насколько возможно, поэтому нормальными инженерами учитывается даже упрочнение материалов при заливке баков жидким кислородом. А вам говорят, что к этим тонким стенкам просто невозможно присобачить посадочные опоры – поэтому нужно городить опорные пояса, утолщения по всей обечайке, упрочнение конструкции, ставить приводы для «ног» - а это всё тяжело, это всё конструкция, сопромат, и постоянное утяжеление конструкции, и совсем не так, как на красивой презентации, которую вы показывали в Конгрессе (или не вы, а ваш загорелый покровитель с благородной сединой – и зачем ему эта вся головная боль? Решай, деревенщина, тебе деньги дали!) – и вы раком ставите уникальные (я не шучу) инженерные коллективы (которые вам дали, как рабов, скопом) – и они делают невозможное – отрабатывают несчастные раскладные посадочные опоры, делают это прекрасно, как могут настоящие американские инженеры… но вся подлость ещё не закончилась.

Естественно, что для мягкой посадки ракеты вам нужно много топлива и окислителя – это та самая «мёртвая» масса, которая бесполезна для вывода спутника на орбиту, но вам надо возить эту тяжесть, чтобы гарантированно посадить вашу ракету на платформу в океане (тут вы орёте диким криком, потому что на каждый лишний килограмм конструкции вам надо брать дополнительное топливо – или уменьшать заявленную, обещанную орбитальную массу).

Естественно, что, имея лунные технологии, кучу лунных двигателей, вы пытаетесь хоть как-то сэкономить на конструкции. Самое главное – вы не можете производить свою ракету на самом космодроме – там банально нет этих факиншит технологов, рабочих, сварщиков, металлургов, слесарей и всего этого сброда, который хочет есть и трахать баб, поэтому вы, стараясь хоть как-то сэкономить, должны доставлять ракету по частям на военную базу Вандерберг (кто сказал – Пентагон?) – а как это сделать, кроме как по железной дороге??

И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.

ТРИ ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДЕСЯТЫХ факиншит метра. Это всё, что вы можете. Понимаете? Вы, властелин США, раком поставивший всех, вынуждены считаться с железнодорожным габаритом.

Оу Кей, ковбои, так что же получается с нашими девятью «Мерлинами» и железнодорожным габаритом 3.7 метра? И тут получается дикий, липкий ужас инженера – чтобы запихнуть столько топлива и окислителя, чтобы вам вытащить на орбиту обещанный груз, вам нужно сделать ракету высотой… высотой… (поднимите расчётчицу, она некрасиво валяется в обмороке) – 70 (прописью – СЕМЬДЕСЯТ) метров.

Вам дурно. Вам реально дурно – при диаметре 3.7 метра вам нужно обеспечить полётную прочность «макаронины» длиной 70 метров (делим 70 на 3.7 и получаем отношение 18.9 – один к девятнадцати!). Самое страшное – вам надо обеспечить устойчивость первой ступени этой «макаронины» на платформе в океане (кто сказал – волны?!) – колонны, высотой 55 метров, - и удержать её при нормальном бризе (кто сказал – давление ветра?!). Вам очень плохо – вам нужно увеличивать «ноги». Они банально должны быть длиннее. При их габаритах, их нужно делать толще, прочнее (кто сказал – мы режем по массе?!). На каждый лишний килограмм «ног», на каждый лишний килограмм «макаронины» - вам нужно дополнительное топливо и кислород.

Факиншит. Рили факиншит.

Вы пытаетесь улучшить инженерное качество этого макаронного монстра. Вы, совершенно случайно, достаёте из широких штанин технологию переохлаждения керосина и кислорода - так хоть на несколько процентов топлива и окислителя можно больше впихнуть в те же баки - при этом о цене такой технологии вы молчите - это же потери и затраты, это всё стоит деньги, не предусмотренные ни в какой смете, но вам уже плевать на сметы - вам надо служить "макаронному богу" и физическим законам планеты Земля.

Но вы же владелец Америки. У вас болит голова. Ваш клоун прыгает по всем СМИ, а вас спрашивают коллеги из Комитета: «Слушай, Билли, приятель, ну, как там, с дивидендами?»

Неудобно перед пацанами.

И вот ваш инженерный ублюдок, размером с ракету тяжёлого класса, зажатый железнодорожным габаритом, отягощённый «ногами» и мёртвым запасом посадочного топлива, начинает выводить на орбиту (у вас, всё-таки, первоклассные рабы, когда-то работавшие в НАСА) орбитальную нагрузку, которую может выводить ракета лёгкого (ну, хорошо, легко-среднего класса).

Под дружное ржание русских и европейцев. Даже китайцы хихикают.

Но вы же хозяин Америки. И вы, ужаленным койотом, через сотни и тысячи карманных СМИ воете на всю планету Земля, что ваша «макаронина» вот-вот сядет. Она падает раз, она падает два – но вот посадка!!! Вам удалось не уронить «макаронину»! У вас же лучшие на планете программисты.

А что дальше? А дальше – самое скучное – вам надо заново всю «макаронину» дефектовать и обследовать – может ли она, космическая конструкция, торжество материаловедения и инженерной мысли, стартовать ещё раз – надо изучить, как пережил сверхнагрузки, температуры и вибрации каждый элемент, каждая факиншит прокладка, нет ли в каждой детали, в каждом сварном шве микротрещин, нет ли дефектов в каждом информационном кабеле. А у вас – ма-ка-ро-ни-на – с девятью допотопными лунными движками, состоящая из сотен тысяч деталей, узлов и механизмов. И каждый узел должен сработать безотказно – после посадки - и снова работать на сверхперегрузках.

И вы, почти хозяин Америки, гениальный промоутер, раком поставивший сотни тысяч специалистов, – от сраного инженера до четырёхзвёздных генералов, от девки из пиар-службы до ушлого банкира из Банка О Котором Лучше Забыть – вы понимаете, что вам надо дотерпеть до конца президентского срока того слишком смуглого парня с усталым взглядом, не получить пулю, не выпасть из окна, не подавиться маслинкой и, боже упаси, не изнасиловать горничную.

А что же ваш бойкий пацан с наглыми глазами? А он сегодня вынужден прилюдно объявить, что удачно севшая ракета – по результатам обследования - непригодна для повторного пуска.
 
И это, заметим, двигатели, которые летали на машине, которую делали настоящие инженеры, прекрасно представляющие себе условия полета, а не хипстеры, внезапно для себя открывшие, что бывает "a lot faster and hotter".
а у Маска сталбыть инженеры не настоящие? :D
имхо ваша довольно странная "нелюбовь к пиару Маска" застилает вам глаза

зы. хейтеры спейс икс напоминают хейтеров суперджета - не спроектируют, не произведут, не полетит, не получит сертификат, не купят... какое-то сборище унылых пессимистов :D
 
А тем временем, НАСА посмотрев на успехи Маска, заключило допник на 490 млн долларов к договору на полеты на МКС - на дополнительные 6 астронавтов США в 2018-2019 годах на Союзах.
 
а у Маска сталбыть инженеры не настоящие? :D
я не могу без сарказма воспринимать фразу "Rocket reentry is a lot faster and hotter than last time, so odds of making it are maybe even, but we should learn a lot either way".
"a lot faster and hotter than last time" - это что, сюрпризом для него стало?

зы. хейтеры спейс икс напоминают хейтеров суперджета - не спроектируют, не произведут, не полетит, не получит сертификат, не купят... какое-то сборище унылых пессимистов :D
ожидаемая реакция адепта секты Маска - записывать в унылых пессимистов всех, кто смеет выражать сомнение в божественной сути Великого Илона.
 
я не могу без сарказма воспринимать фразу "Rocket reentry is a lot faster and hotter than last time, so odds of making it are maybe even, but we should learn a lot either way".
"a lot faster and hotter than last time" - это что, сюрпризом для него стало?
где вы там сюрприз для него вообще увидели? это объяснение для читателей чего ждать от готовящегося эксперимента
 
скорее уж адепта секты великого космоса ))
Тогда мне ваша точка зрения тем более непонятна. Запуск ракетами никогда не будет массовым, 100% надежным и дешевым. Технологии тут давно уже достигли предела - 300-тонный Союз со всеми его атавизмами вытаскивает на НОО столько же, сколько 330-тонный Фалкон. Удешевлять можно двумя путями - либо бОльшей серийностью, либо через повторное использование. Но до сих пор нет гарантированного ответа, что именно второй вариант окажется дешевле. Зато шумиха создана такая, будто ракета стоимостью в 30 миллионов долларов запускается с топливом на 200 000 долларов, которое потом в неё можно снова залить - и опять в полёт!

Вот цифры из жежешечки -
Для версии 1.1 (обычная, одноразовая ракета) стоимость запуска составляет 61,2 млн. долларов. Или же, в удельных цифрах, 4 653 доллара за килограмм груза на НОО.
Нетрудно посчитать, что для версии 1.1 R, с учётом уменьшенной нагрузки на НОО, это составит в иделе 42,8 млн. долларов за запуск — или же 4 080 долларов за килограмм груза. При учёте того, что сама полезная нагрузка составит -20% или же 10,5 тонны на НОО.

Ну и, чтобы два раза не вставать, те же самые параметры для конкурентов «Фалькона-9»:
«Зенит» (Goodnight, sweet prince) - стоимость запуска от 35 до 50 миллионов долларов, 2 600-3 700 долларов за килограмм на НОО.
«Союз» (запуск с Куру) — от 40 до 60 миллионов евро за запуск, 4 600-7 000 долларов за килограмм на НОО.
«Протон» (запуск с Байконура) — 70 миллионов долларов за запуск, 2 830 долларов на НОО.
 
Последнее редактирование:
Реклама
либо бОльшей серийностью, либо через повторное использование. Но до сих пор нет гарантированного ответа, что именно второй вариант окажется дешевле.

Причем, простите за оффтопик, но вся остальная мировая промышленность идет по первому пути - делают массовые недолговечные изделия ;)
 
AH_R, мне кажется, ваш тезис слишком общ и не всегда верен. Давайте сравним ресурсы Boeing 737NG и, скажем, Boeing 314?

Или долговечность радиоаппаратуры? Моральное старение - это другой вопрос, но вот у меня уже четверть века работает телевизор Daewoo - он меня устраивает, и никаких проблем ни с кинескопом, ни с самим агрегатом. В 70-е же годы вывеска "ремонт телевизоров" встречалась довольно часто ;)
 
Последнее редактирование:
за гарантированными ответами это вам к б-гу (которого нет)
К богу мне рано, а уж если его нет, то не стесняйтесь поминать его имя всуе))
А гарантированный ответ появится тогда, когда появится статистика повторных запусков.
 
вся остальная мировая промышленность идет по первому пути - делают массовые недолговечные изделия ;)
Тем не менее, двигатель НК-33, который стоит на современных Союзах, имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4.
Кузнецов в своё время решил это доказать, были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков и наработка составила 4 часа!!!
 
А гарантированный ответ появится тогда, когда появится статистика повторных запусков.
а откуда же она появится если так ненавидимый вами Маск не будет пытаться приземлять бустеры?
речь же как раз о том, что пусть чувак попробует, зачем заранее говном-то поливать
 
речь же как раз о том, что пусть чувак попробует, зачем заранее говном-то поливать
дубль два.
P.S. Несмотря на нелюбовь к пиару Маска и на сомнения в целесообразности возвращения бустеров на данном этапе развития, я за любой прогресс в космонавтике, потому что "человечество не останется вечно на Земле". И естественно, хихикать с дивана проще, чем пилить даже сомнительный проект.
 
Увидел вот такую картинку на astronet.ru
Это антинейтринный детектор.
Выглядит, как иллюстрация из фантастического фильма!

Нейтринный детектор DayaBay.jpg
 
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия отстает от США в космической отрасли в девять раз. Даже если повысить производительность в полтора раза, «все равно их не догоним никогда», предупредил Рогозин
Выступая на коллегии Министерства промышленности и торговли, курирующий космос и ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин критически оценил положение дел в космической отрасли.
«Мы сегодня в космической отрасли отстаем от американцев в девять раз. А все наши амбициозные проекты говорят о том, что мы должны повысить эту производительность в полтора раза. Ну повысим в полтора раза, но все равно их не догоним никогда», — сказал вице-премьер (цитата по «РИА Новости»).
«Так и будем потом смотреть за новостями НАСА или Илона Маска и облизываться, объяснять себе, почему нам это не надо — то, что они делают», — добавил Рогозин.
Чтобы исправить ситуацию, по мнению Рогозина, нужно максимально облегчить процедуры принятия решений, сократить документооборот, а также добиться того, чтобы проверки шли через одно окно.
В конце прошлого года Рогозин заявлял о необходимости удешевить запуски космических аппаратов, объяснив это тем, что «конкуренты наступают на пятки». В качестве примера вице-премьер привел Илона Маска. «Посмотрите, что миллиардер Маск делает со своими проектами. Это очень интересно, это хорошо сделано, и мы с уважением относимся к такой работе», — сказал он.
О стремлении конкурировать с проектами Маска 12 апреля заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. По его словам, Россия придет к созданию многоразовых ракет-носителей, но при этом затруднился сказать, когда это произойдет.
http://www.rbc.ru/society/27/05/2016/574826239a7947eab5725d0c?from=newsfeed
А как же батуты с которых по его словам американцы скоро будут запускать в космос?Что это с ним? Скрытно дали выпить сыворотку правды?:)
Сократить документооборот. Ага. Да он только увеличивается. Так что не выйдет "товарищ" Рогозин.)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад