О космосе - общая ветка

Так 30.04 (перенос с 16.04) и он запустит изделие для U.S. National Reconnaissance Office. Это будет его первый запуск для этого ведомства
 
Как запустит, так обязательно порадуемся за него. А пока радуемся его коммерческим успехам - например, увеличению стоимости запуска спутника для Пентагона с 82,7 в 2016 до 96,5 млн. у.е. в 2017.
#автоудаление
 
Аппетит приходит во время еды )))
ну аппетит может приходить сколько угодно, но пока у вас на выбор только 2 ресторана - жрать придется либо в первом, либо во втором
если у Безоса все пойдет ок, то может в относительно недалеком будущем добавится Нью Гленн, тогда, вероятно, можно ожидать дальнейшего снижения цен

хотя емнип для EELV сертификации требуется возможность запуска с Ванденберга, в чем Безос судя по всему пока не слишком заинтересован
 
Баяны великих предков или инженерные проблемы модуля «Наука»
Если вы следили за злоключениями модуля "Наука", который уже много лет не могут запустить к МКС, и, по последним новостям, находят там все новые загрязнения, то вас могла возмутить эта история. Действительно, можно подумать что-то вроде: "ну промойте уже эти баки и трубопроводы или замените их и запускайте в конце концов!" На бытовом уровне это логично. Но если разобраться, то история "Науки" превращается в притчу, о том, что однажды достигнутый уровень технологии может быть легко забыт и потерян.


Модуль "Наука", фото РКК "Энергия"
новость, что "Науку" вообще могут отменить. В конце апреля истекут две недели, взятые на оценку состояния систем модуля, и может быть оглашено какое-то новое решение.

Почему на устранение загрязнения уходит столько времени, и почему баки просто не заменили? В отличие от серийных бытовых агрегатов это сделать не так-то просто. Но, чтобы понять это, надо погрузиться в историю создания "Науки".

Как грузовик станциями стал

В лучших традициях эпических повествований, наш рассказ начинается аж в 1969 году. ОКБ-52 Челомея, создатель РН "Протон", разрабатывало военные орбитальные станции "Алмаз". Главной их задачей было фотографирование Земли в различных спектрах, и, следовательно, большое количество пленки, которую нужно было возвращать на Землю. Изначальный проект 1966 года хотел использовать модификацию корабля "Союз", но даже до сих пор у "Союзов" очень небольшие возможности по возвращению груза. Тяжелый "Протон" мог поднять на орбиту двадцать тонн, в три раза больше, чем ракета-носитель "Союз", которая выводила корабль "Союз", поэтому в 1969 году было решено сделать новый пилотируемый корабль. Так родился Транспортный корабль снабжения (ТКС).


Разрез ТКС, рисунок NASA/David S.F. Portree

Большая грузоподъемность "Протона" позволила создать тяжелый корабль из двух частей - возвращаемого аппарата (ВА) и функционально-грузового блока (ФГБ). Любопытная деталь - возвращаемый аппарат планировалось использовать многократно, и за время испытаний два ВА слетали в космос дважды.


ТКС на ракете-носителе "Протон", шпиль слева - система спасения

Ни один ТКС не запускался с экипажем, главным образом потому, что токсичное топливо ракеты-носителя "Протон" требовало гораздо более серьезных мер безопасности при подготовке к старту и создавало большие проблемы в случае аварии на первых секундах полета - возвращаемый аппарат не мог улететь далеко и на земле мог быть накрыт парами не сгоревшего топлива. Но в качестве грузовых кораблей ТКС летали неоднократно. А на базе уже готовой конструкции ФГБ стали делать модули орбитальных станций. ТКС состыковался со станцией "Салют-7" и поработал ее модулем.


ТКС, "Салют-7" и пристыкованный "Союз", в большем размере

ФГБ стали модулями для станции "Мир" и служили буксирами, которые приводили и стыковали другие модули.


1 - ТКС, 2 - буксир на базе ТКС и модуль "Квант", 3 - модуль "Квант-2", рисунок Михаила Шмитова, "Техника молодежи" 2004 №9

На начало 90-х годов ФГБ осталось два. Из одного сделали ФГБ "Заря" - первый модуль МКС. Последний сначала был резервным на случай аварии "Зари", а в итоге из него стали делать модуль "Наука".


ТКС и ФГБ "Заря", схема с форума Авиабазы

Промышленная археология баянов

В оригинальной конструкции ФГБ шесть длинных и узких баков 77KM-6127-0. В двух хранится газ наддува под большим давлением, еще четыре хранят топливо и окислитель суммарной массой 2432 кг. Небольшой диаметр баков позволил разместить над ними радиаторы системы теплообмена и не выйти за максимальный диаметр 4,1 м.


Вид на торец баков, фото Анатолия Зака/russianspaceweb.com


Баки под радиаторами, фото Анатолия Зака/russianspaceweb.com

Конструктивно это не просто баки, а сложные агрегаты с перегородкой в виде сильфона (гармошки) между компонентом топлива и газом наддува. Сильфон, сходясь и расходясь как меха гармошки, позволяет диафрагме перемещаться внутри бака, что дает возможность многократно дозаправлять его от транспортных кораблей уже на орбите.


Схема бака, фотография из презентации проф. В.А. Соловьева

Баки были произведены в 80-х годах, от оборудования, на котором их делали, ничего не осталось, производственные цепочки разрушены после распада СССР, и делать новые такие же баки надо будет с нуля. Когда в них попало загрязнение - неизвестно, оно вполне могло быть занесено еще в 90-х, и люди, которые совершили ошибку или халатность, уже как минимум не работают, а кого-то уже возможно и нет в живых. Просто промыть баки не получится - из-за сложной формы загрязнение будет удаляться только частями. Что же делать?

Когда ФГБ готовили к роли дублера "Зари", на него установили другие, укороченные баки. "Заря" не маневрировала активно для стыковки, ее ловили Спейс Шаттлом, поэтому объем топлива можно было сократить.


Вариант с укороченными баками, модель Анатолия Зака/russianspaceweb.com

Потом укороченные баки сняли, и одним из вариантов после обнаружения проблемы было бы поставить их снова. Этот вариант отпал, потому что в укороченных баках тоже нашли загрязнение. Косвенно это подтверждает версию, что его туда занесли еще в 90-х, но нам от этого не легче. Рассматривался еще вариант с одновременным использованием длинных и коротких баков, но и он в итоге отпал.

В России разрабатывается новый научно-энергетический модуль МКС, и у него тоже есть топливные баки. А что если поставить их?


Вариант с баками от НЭМ, модель Анатолия Зака/russianspaceweb.com

Но, увы, новые баки большего диаметра и не помещаются под радиаторами системы теплообмена. А если поднять выше радиаторы, то диаметр модуля станет больше 4,1 м, и надо будет делать еще и новый обтекатель для ракеты-носителя "Протон", потому что в существующие модуль не влезет по ширине.

Хорошо, у нас еще есть транспортные корабли "Прогресс", и можно попробовать взять баки оттуда. Баки производятся серийно, они маленькие, но их можно взять много, это не проблема.


Вариант с баками от "Прогресса", модель Анатолия Зака/russianspaceweb.com

Но и этот вариант не подошел - баки "Прогресса" больше по диаметру, и потребуют решения таких же, как у баков НЭМ, проблем с радиаторами и обтекателем. Плюс, они не разрабатывались для многократной заправки, и может возникнуть проблема невозможности дозаправлять их на орбите.

В итоге, по информации Анатолия Зака, приняли решение вскрыть оригинальные баки по продольной оси и аккуратно их почистить. Эта операция должна дать доступ к сложным мехам сильфона для чистки, и не потребует новые уникальные детали - разрезать и заварить баки можно на существующем оборудовании.

Итог

Печальная история "Науки", на мой взгляд, показывает грани технологического прогресса, о которых редко задумываются. В отличие от компьютерной игры, где исследованная технология никуда не денется, в реальности очень легко после достижения определенного уровня откатиться вспять и потерять возможность делать конструкции, которые серийно производились десятилетия назад. И история "Науки" начинает напоминать потерянные технологии ракет-носителей "Энергия" или "Saturn-V"

Источник - http://lozga.livejournal.com/145264.html
 
у американцев там рекорд пребывания астронавта на орбите - 534 дня
тем временем наш рекордсмен Геннадий Падалка - 878 дней - покинул отряд космонавтов
 
Реакции: SDA
С учетом сокращения российских мест на Союзах с двух до одного (а кстати, зачем нам надо было в два раза больше космонавтов, чем американцам астронавтов?) и его возраста вероятность запуска Геннадия устремилась к нулю. Сейчас будут запускать молодых, чтобы они понабрались опыта на орбите перед полетом к Луне. Запускать рекордсмена только ради того, чтобы он обновил свой рекорд - а какой резон для именно роскосмоса, а не лично для Геннадия?Так что все правильно. Человек умный, все понимает. А что ушел, а не остался работать. В отличие от Крикалева, у Падалки образования инженерного нет, так что...
#автоудаление
 
Тогда, действительно, надо запускать очень молодых. Желательно, курсантов. Чтобы они до российского полёта к Луне не ушли на пенсию.
#автоудаление
 
Последнее редактирование:
Я бы начал с подбора молодых здоровых родителей для будущих российских космонавтов, для полётов на Луну ))
 
Роскосмос:
 
Еще в тему промархеологии и забытых технологий предков. У NASA осталось 11 скафандров для выхода в открытый космос. Всем уже по 40 лет и у всех множество мелких проблем (например, в 2013 году из-за протечки системы охлаждения скафандра астронавт чуть не захлебнулся жидкостью).

Опасаются, что до 2024 года скафандры не протянут, а замена к тому времени всё ещё не будет готова.

Разработка нового скафандра уже обошлась в 200 млн. долларов.

NASA is running out of functional spacewalk suits
 
довольно смело от прокремлевского издания

Всем спасибо, все свободны
Почему космодром Восточный оказался не нужен России.

https://lenta.ru/articles/2017/04/28/roscosmos/

"По замыслу «Роскосмоса», Восточный станет главной пусковой площадкой страны. Именно там должны стартовать наиболее амбициозные российские космические миссии, в частности разрабатываемый пилотируемый корабль «Федерация», замена советских пилотируемых кораблей серии «Союз», и лунные станции"


"Стартовые столы строятся не за один день и влетают государству в копеечку. Так что говорить о каких-либо космических программах, планируемых на период после 2025 года, в российских условиях не имеет смысла. На космодром Восточный уже потрачено 84 миллиарда рублей, недостроенную до сих пор стартовую площадку для среднего «Союза» возводили с 2012 года."

"Будущее Байконура тем стабильнее, чем меньше определенности в планах по Восточному."

"Хочу проинформировать президента Казахстана: мы приняли решение по вашему предложению о продолжении и расширении сотрудничества в космосе с использованием Байконура. Мы в ближайшее время скорректируем планы, имею в виду использование космодрома Восточный, чтобы активно работать вместе с вами по имеющимся предложениям, которые вы сформулировали», — отметил президент России Владимир Путин на саммите ЕврАзЭС в Бишкеке."

"Россия арендует у Казахстана Байконур с 1994 года. В 2004-м договор был продлен до 2050 года. За аренду Москва ежегодно платит 115 миллионов долларов. Эти средства не включены в программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годы в обеспечение космической деятельности России», откуда финансируется Восточный. Но самое главное — пока космонавты и астронавты летают на МКС исключительно на «Союзах», запускаемых с Байконура. Станция проработает как минимум до 2024 года, а пилотируемый полет еще не созданной «Федерации» запланирован на 2023-й."

Если новый корабль не удастся сделать в срок, в условиях ограниченного финансирования не имеет смысла торопиться с возведением 1А на Восточном, когда уже есть Плесецк для военных пусков «Ангары» (два старта с 1СК были произведены в 2014 году), а потребности в гражданских пусках тяжелых ракет способен удовлетворить Байконур, где запускаются более дешевые «Протоны». Активизировать работы по Восточному может либо увеличение финансирования программы, что в ближайшие годы вряд ли произойдет, либо резкое ухудшение отношений с Казахстаном, чего тоже пока не предвидится. Получается, что Россия если и будет летать, то по-прежнему в основном на «королевской семерке», которой идет уже седьмой десяток."

"Активизировать работы по Восточному может либо увеличение финансирования программы, что в ближайшие годы вряд ли произойдет, либо резкое ухудшение отношений с Казахстаном, чего тоже пока не предвидится. Получается, что Россия если и будет летать, то по-прежнему в основном на «королевской семерке», которой идет уже седьмой десяток."

"Между тем перспективы самарского ракетно-космического центра «Прогресс», выпускающего ракеты «Союз», также вызывают опасения. «Мы не трогали тогда тот куст, который связан с пилотируемой космонавтикой, это периметр кооперации самарского центра», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, комментируя перенос первого пуска с Восточного по вине научно-производственного объединения «Автоматика». «Здесь крайне важно не махать дубиной и не убирать тех людей, пусть даже возрастных, которые являются носителями определенной школы», — считает Рогозин. До этого, примерно 2,5 года назад, на ведущих предприятиях «Роскосмоса», в частности корпорации «Энергия», «Российских космических систем» и «Центра Хруничева», по инициативе коллегии Военно-промышленной комиссии было обновлено руководство."
 
Реакции: SDA
Pax, LENTA.RU регулярно делает вид, что тычет острой палкой в наше космические ведомства. Но палка не такая уж и острая и тыкают очень нежно. Например, за последние пол года у них вышло две статьи с обзорами американской космической программы с упоминанием известных "батутов" прямо в заголовке, но при этом автора опуса про батуты не упомянули
 
Шедевр, я считаю
Вот все у нас так - одни не торопятся, потому что думают, что другие не сделают в срок, а те - потому что не видят, чтобы вторые торопились.
 
интересно будет сравнить по цене, срокам и функционалу, когда Бока Чика достроится
там емнип оценка стоимости была что-то около 100 млн зеленых
 
Позорище тотальное. Но после говнослов "в центре не видят большой трагедии в уходе Падалки" я лично ничего хорошего уже не ожидал от ситуации.