Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Реклама
vim1964, а сигнализация работает только от левого шасси? Вопрос возник потому, что как помнится из графика самолет имел правый крен на разбеге более 1 гр.
Сигнализация "Отпусти тормоза" срабатывает от гидровыключателей, а необжатие левой ООШ - одно из условий этого срабатывания.
 
Раз табло "ОТПУСТИ ТОРМОЗА" предусмотрены, значит возможность непроизвольного обжатия тормозных педалей существует.


Вот тут понять логику конструкторов не очень получается.
Если они предусматривают возможность непроизвольного обжатия тормозов в воздухе, то почему не предусматривают то же самое на земле (на разгоне)?
Разве это менее опасно или менее возможно?
Ведь ноги-то находятся в верхнем положении.

Понятно, что на разгоне тормоза могут быть задействованы в каких-то случаях для подруливания, но, думается, срабатывание в этом случае какого-нибудь табло (например, просто "ТОРМОЗА") не ввело бы пилотирующего летчика в заблуждение, так как торможение для подруливания осуществляется им осознанно.
Чтобы не нервировать в это время второго пилота - тоже придумать что-нибудь при желании можно...
---
Может быть, это табло "ОТПУСТИ ТОРМОЗА" на ЯК-42 - "отголоски" конструкторской логики в отношении "чашечных" педалей на других самолетах?
Оставили - на всякий случай...
 
Если они предусматривают возможность непроизвольного обжатия тормозов в воздухе, то почему не предусматривают то же самое на земле (на разгоне)?
Посадка с заторможенными колесами гарантирует их "разувание", а на разбеге и устойчивом пробеге работает автомат юза. Это, если не ошибаюсь, единственная катастрофа за историю этого лайнера, где протягивают непроизвольное торможение на взлете. Так, что посчитали такую вероятность очень малой.
 
Может быть, это табло "ОТПУСТИ ТОРМОЗА" на ЯК-42 - "отголоски" конструкторской логики в отношении "чашечных" педалей на других самолетах?
Оставили - на всякий случай...
Этого табло не было на первых сериях Як-42. Оно было установлено позднее, отдельным бюллетенем.
 
...непроизвольное торможение на взлете. Так, что посчитали такую вероятность очень малой.


А как Вы, как пилот, можете прокомментировать вот тот случай с Ил-76, который взлетел где-то на Севере на стояночном тормозе и даже не почувствовал этого (кажется, он так и сел потом - на стояночном. Выходит - там нет никакой сигнализации?).
Ну, понятно, полоса обледеневшая была - но не до такой же степени.
Какой-то коэффициент сцепления там же был, наверное...
 
А как Вы, как пилот, можете прокомментировать вот тот случай с Ил-76, который взлетел где-то на Севере на стояночном тормозе и даже не почувствовал этого (кажется, он так и сел потом - на стояночном. Выходит - там нет никакой сигнализации?).
Ну, понятно, полоса обледеневшая была - но не до такой же степени.
Какой-то коэффициент сцепления там же был, наверное...
По ИЛу ничего сказать не могу. "Жеребец" мощный. Думаю, что там, как и на ЯКе, есть сигнализация о включенном стояночном тормозе. Ну, а почему с ним взлетали это уже ЧФ, а почему взлетели - возможно малый взлетный вес и низкий КС. Честно, не помню такой информации. Что то на уровне слухов. Если есть подкиньте.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Что то на уровне слухов. Если есть подкиньте.


Это я у Ершова вычитал (думаю, правду пишет) - http://www.proza.ru/2010/02/11/369

Вот в Норильске вечно гололед на полосе. Сорвался там однажды и взлетел со стояночного Ил-76. За штурвалом сидел хваткий молодой инспектор из управления, недавно на этот тип переучившийся. Как уж там он чувствовал новую для него машину – не знаю, но не почувствовал. И 160-тонный самолет, скользя юзом на 16 заторможенных колесах по заснеженной полосе, взлетел. В полете никто из экипажа не удосужился взглянуть на манометры, показывающие полное давление в тормозах. И сели в Красноярске на сухой бетон. Так как посадка Ил-76 на его многоколесные «лыжи» обычно мягкая, то поняли, что произошло, только в конце непривычно короткого пробега. Как у нас водится, командир, большой начальник, отскочил, а за снесенные колеса платит бортинженер, который в полете обязан был убедиться, что колеса расторможены.
 
... как помнится из графика самолет имел правый крен на разбеге более 1 гр.
Опять крен на разбеге!
Если предположить, что самолет начал движение для взлета перед поворотом на ВПП, а правый крен означачает поворот налево? Исключено?
 
Последнее редактирование:
...Понятно, что на разгоне тормоза могут быть задействованы в каких-то случаях для подруливания...
Sibiryak, разве при достижении соответствующей скрости (60 км/ч?) не более эффективен руль направления, а опытный летчик выполняет все на автомате?
 
Sibiryak, разве при достижении соответствующей скрости (60 км/ч?) не более эффективен руль направления, а опытный летчик выполняет все на автомате?
При сильном боковом ветре может не хватить. В нормальных условиях достаточно управления ПС от педалей, далее по Вашему тексту.
 
Опять крен на разбеге!
Что делать,если он был. Полоса как будто не имеет наклона. А тут получается, возможно, подтормаживал, но не просто держал ноги, а в момент только управления ПОШ, подставляя правую боковую поверхность колеса. Возможно и "тряхнуло" так сильно (перегрузка) по-моему на 18 секунде.. ИМХО, и стес ПОШ получился из-за того, что колесо не шло вправо (предел 8,5 гр), а вынужден был сразу отворачивать влево (ОСШ правая подтормаживалась). Это хорошо видно на графике (в отчете) - вправо хода почти нет, только влево.

крен.jpg
 
Возможно, что то и было подобное, но не так литературно.


Ну не будьте так строги к словам Василь Василича (это ж не отчет МАКа)...
Сказать красиво он умеет и любит.
Хотя, может быть, кто-то скажет, что Вы, наоборот - выразились очень дипломатично.

Я не авиатор и мне как-то довольно трудно представить себе картину, описанную Василь Василичем.
Если только, действительно - на голимом гололеде...
------
Потому и интересно было услышать Ваше мнение.
 
Sibiryak, разве при достижении соответствующей скрости (60 км/ч?) не более эффективен руль направления, а опытный летчик выполняет все на автомате?


nadegda***, Вам уже ответили и добавить еще что-нибудь мне просто нечего...
 
Мне показалось, что акцент в данном эпизоде автором больше делался не на сути произошедшего, а на том, что инспектор выкрутился...


Нет - тут речь как раз о другом шла.
Вот предыдущий абзац (поставлю на АУ) -

22.05. Отпуск кончился. Слетали сегодня в Норильск, разговелись. У Леши кончился срок годовой проверки, поэтому с нами летал проверяющим Сережа Пиляев. Мы с ним вместе переучивались на Ил-18, чуть позже меня он пришел на «Тушку», получил инструкторский допуск и сейчас исполняет обязанности инструктора летного отряда.
Замечаний ко мне нет, правда, я автоматически, бездумно, поставил перед взлетом самолет на полосе на стояночный тормоз, что запрещено из-за опасности забыть и взлететь с заторможенными колесами, особенно на скользкой ВПП (случаи были). Но это я не врубился еще после отпуска – что проверяющий же наблюдает.
Вообще-то говоря, я этот запрет всегда игнорирую, и вот по какой причине. Во-первых, привык чувствовать машину, и сразу ощущаю, движется ли самолет по моей воле или помимо нее. Во-вторых, для меня принципиально важен момент страгивания, именно, плавное отпускание тормозов, я к этому готовлюсь каждый полет. В-третьих, с тормозов при даче газа самолет срывается в юз резко, а если ползет юзом плавно, то это должен быть хороший гололед, на котором пилот подобран, держит машину на тормозах и вслушивается, как она на них дышит, а чаще заранее останавливается на предварительном и ждет условий для взлета без остановки.
Зато на сухой полосе часто приходится ждать несколько минут из-за разгильдяйства диспетчера, который не учел всех факторов, выпустил самолет на полосу, а потом видит, что разрешать взлет нельзя: то ли кто-то уходит на второй круг, то ли приходится выжидать интервал взлета за более тяжелым типом, – причин много. А держать машину на тормозах, обжав изо всех сил тормозные педали носками ботинок, нелегко. Ноги же на взлете нужны мне не уставшие, а свежие, способные к тонким движениям. Поэтому я и ставлю машину на стояночный, а ноги отдыхают и готовятся к работе на взлете.
На каком виде тормоза, основном или стояночном, стоит машина – не записывается; я этим пользуюсь, правда, без проверяющих. Ну, а сегодня заклинило, забыл. Разобрались.
Короче, я не уверен в правильности этой рекомендации РЛЭ. Но кто отменит?
 
Реклама
поставил перед взлетом самолет на полосе на стояночный тормоз, что запрещено из-за опасности забыть и взлететь с заторможенными колесами, особенно на скользкой ВПП (случаи были).
Вроде как к "взлету не готов" должно быть при этом, не?
 
Назад