Профессиональное и эмоциональное выгорание пилотов

Pani na czerwonym dywanie

Блондинка
В 2016 году на базе технического университета Эйндховена, Нидерланды было проведено исследование полностью посвящённое эмоциональному и профессиональному выгоранию среди пилотов. Авторы говорят, что это первое подробное исследование на эту тему среди пилотов.

Методология. Исследование было проведено среди пилотов, являющихся членами Европейской ассоциации профессиональных пилотов (European pilots’ professional association). Участники ассоциации получили приглашение для участия в онлайн тестировании. 12.82% или 1147 человек приняли приглашение и ответили на вопросы анкеты. Средний возраст опрошенных 46,8 лет. 82,2% состоят в отношениях. У 59,5% дома дети. Средний стаж работы в одной компании 15 лет. 97,3% трудоустроены напрямую и имеют долгосрочные контракты. 59,4% Captains, 39,1% FO, 1,5% SO.

Оценивали разные показатели:
Баланс личного и рабочего в жизни;
Уверенность в будущем;
Отношения внутри организации;
Возможности профессионального развития;
Утомление от работы;
Job crafting (не могу подобрать русского аналога, типа улучшение рабочих процессов на местах с целью получения большего удовлетворения от работы);
Ощущение счастья;
Результативность тренингов на симуляторе (этот показатель должен был добавить объективности и дать некую стороннюю оценку).

Выводов и описаний много, подробнее по ссылке внизу. Основное:

Среди опрошенных выявлен очень высокий уровень выгорания - 40%. При этом межотраслевые исследования показывают, что в среднем по профессиям эта цифра в районе 20%.

Исследователи связывают выгорание пилотов с их восприятием предъявляемых к ним рабочих требований и имеющихся у них рабочих ресурсов. Выгоревшие чувствуют себя несчастными и в личной жизни тоже.

Влияние выгорания на оценки тренинговых сессий не обнаружено. Однако, исследователи предполагают, что выгорание ухудшает результативность, так как у пилотов не хватает энергии и сил, чтобы принимать наиболее эффективные решения. (Но это не точно, формулировка оставляет место для манёвра).

Интересно, что в отличие от других профессий, выгорание у пилотов не сопровождается аналогично высоким уровнем утомления и не сопровождается самоустранением от своих обязанностей. Сознательные ребята. Продолжают пахать, а не прокрастинируют как в некоторых других профессиях.

Исследователи задаются вопросом: а может тогда выгорание это неотъемлемая часть работы пилота? Или же неоптимальные условия труда делают выгорание частым спутником профессии? И никуда от этого не деться?


Ссылка на исследование:
 
Реклама
Важное примечание: не среди пилотов вообще, а среди пилотов авиалиний. Они действительно выгоранию подвержены больше остальных.
 
Работы, связанные с длительной ответственностью, длительным сосредоточением, частым принятием необратимых (это важно) решений, на мой взгляд, очень вредны для здоровья.

Программисты не выгорают - они напишут, а потом есть возможность всё переписать после тестирования. И в любой момент можно встать и пойти кофе попить.

Но одно время я тесно общался с ребятами, торгующими на финансовых рынках. Там сделку не отменишь и до конца сессии от монитора не отойдёшь. Язвы желудка, ишемическая болезнь сердца, микроинсульты к 40 годам - скорее норма, чем исключение.

В этом плане, на мой взгляд, работы пилота авиалинии и финансового брокера похожи.
 
Важное примечание: не среди пилотов вообще, а среди пилотов авиалиний. Они действительно выгоранию подвержены больше остальных.
Про исследование лётного состава ВВС РФ тоже попадалось

Кстати, весьма интересное исследование 2006 года.
Там ещё и подробно раскрыли термин «выгорание»:

Профессиональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее57. Выгорание рассматривается как переживаемое человеком состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызываемой длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования. То есть выгорание является результатом несоответствия между высоко мотивированной личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания, как выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
 
Программисты не выгорают
Это программисты-то не выгорают? Я как раз волею судеб ИТ-директор компании со штатом 3000 человек, и программист - это самая моя большая головная боль. Средняя результативность нового человека в компании - 2-3 года, после чего ещё столько же он работает по инерции, а затем та самая прокрастинация. И ничего сделать с этим невозможно! Я работаю в нынешней компании десятый год, из программистов, с кем начинал, не осталось уже никого - никакие мотивации не помогают, выгорание в чистом виде от однотипных задач, от понимания отсутствия роста - и при этом при зарплатах намного выше своих коллег! При том что все сисадмины (так их назовём) по-прежнему на своих местах.
 
Назад