Провальный вояж.

Morane- Saulnier 230, февраль 1929 г. Учебно- тренировочный самолет начального (без вооружения) обучения. Широко применялся в ВВС/ ВМФ Франции и гражданских летных школах в 30-е гг. Отличался надежностью и простотой управления. Построено более 1 000 шт. Существовал десяток вариантов с различными двигателями, в том числе и с радиальным дизелем Пьера Клерже. Летал в 12 странах Европы и Америки. Строился также в Португалии и Бельгии. Выполнял также задачи связи, наблюдения, буксировки мишеней и планеров…3 самолета летали в составе пилотажной группы Patrouille d’Étampes в период со дня ее основания в 1931 г. лейтенантом Аморо и по 1938 г. В 1953 г. преобразована в Patrouille de France.
В 1933 г. Мишель Детруа выиграл приз Мишелин на MS 234 (MS 230 с Испано- Сюизой 250 л. с., построено 2 шт., один из которых для американского посла), показав среднюю скорость 222, 537 км./час на дистанции 2 902 км.
В 1935 г. его заменил MS 225. Оставался в строю до 50-х.
Самолет в экспозиции построен в 1937 г. По 1950 г. нес военную службу и до 1980 г.- гражданскую в Бриве. В мире с десяток таких самолетов (из которых два- второй в Ле Бурже- во Франции). Но в летном состоянии только F-AZAK.

 
Бурундук, Вы правы! Трудно себе представить сколько ошибок, опечаток, разночтений встречается, когда начинаешь пытаться вникать в суть вопроса...И это встречается буквально на каждом шагу. Приводить в постах нестыковки- муторно. Высказывать свои сомнения - неинтересно... Поэтому оставляю как есть. Просто исхожу из того, что я, скорее всего, не все знаю...В данном конкретном случае определение " первый... массовый" взято с пояснительной таблички у экспоната. Ну а ошибок и опечаток в данном музее значительно больше, чем в среднем по другим. Похоже в музее не все профессионалы...
 
Morane- Saulnier 317, 1960 г. В октябре (по другим данным в апреле) 1932 года совершил первый полет самолет первоначального обучения MS 315. Изготовлено 356 шт. (по другим данным 315). До 1953 г. оставался основным в ВВС и гражданских авиашколах. Эксплуатировался (по некоторым данным) в ВВС Перу. В период с 1960 по 1962 гг. (по другим данным с 1962 по 1967 гг.). на 40 самолетах (по другим данным 45) MS 315 были заменены двигатели Сальмсон (134 л. с.) на Континенталь (220 л. с.), изменена конструкция хвостового колеса и тормозов. Самолеты получили новое обозначение- MS 317. Оба самолета, находящиеся в музее, использовались для подготовки пилотов и для буксировки планеров.



 
Morane- Saulnier 185, 1930 г. Одноместный спортивный самолет, вариант MS 180 с двигателем 46 л. с. Построено 185 шт. Здесь очередная непонятка- на табличке обозначена регистрация F-AZAJ, а она принадлежит MS 138, но речь в табличке о MS 185…Скорее всего опечатка- речь о F-AZAZ. Построен в 1930 г., летал и у частных владельцев. Был куплен Жаном Сали в Этампе. Отреставрирован в 1978 г.

 
Morane- Saulnier 502, 1944 г. Fieseler Fi 156 Storch строился (по "лицензии") во Франции с 1943 году. На заводе в Пюто (северо- запад Парижа) были построены также два прототипа Fi 256, который был сконструирован Физилером в 1941 году как гражданский самолет. Внешне они выглядели как "Аист" с расширенным фюзеляжем. Самолеты, построенные на заводе в Пюто, получили обозначения MS 500-506.
Главным вариантом, построенным в больших количествах, был MS 502 со звездообразным мотором Salmson 9Abc. Все эти варианты прослужили долгое время в ВВС и в ВМФ. Во Вьетнаме бывшие французские самолеты летали до конца 50-х гг. Всего было построено 925 экземпляром французского "Аиста", последний из которых был списан в 1965 году.
F-AZCP был построен в 1944 г. Сначала использовался ВМФ Франции, а в 1946 г. стал таскать планера в Сен- Сире. Впоследствии заменили двигатель на 300-сильный Якобс и самолет превратился в MS 505. В 1983 году вернули двигатель Сальмсон и сменивший пол снова стал MS 502. В 2000 г. его купил Жан Сали. Единственный оставшийся экземпляр.

 
DH-60M Moth, 1925 г. Английский учебно- тренировочный и спортивный биплан. От базовой модели отличался металлическим силовым набором. Предназначался для заокеанских покупателей. По лицензии строился в Австралии, Канаде, США, Норвегии. Моран- Солнье произвел 40 "Мотыльков". Самолеты этого типа в настоящее время не редкость- только в Англии в 2011 г. были зарегистрированы 31 шт. Самолет в экспозиции построен в 1931 г.



 
SV-4a, 1933 г, в серии с 1947 г. Бельгийский двухместный учебно- тренировочный самолет, строившийся по лицензии во Франции. Очередной вопрос: на киле обозначена модификация SV-4a, а SNCAN строил по лицензии модификацию SV-4c…Вместе с фирмой на территории Алжира французы произвели в общей сложности 940 самолетов. Они частые участники авиашоу и в настоящее время.

 
Bücker Bü 131, 1934 г. Немецкий учебно- тренировочный биплан (последний биплан из построенных в Германии). Оказался очень удачным самолетом, несмотря на то, что спроектирован и изготовлен фирмой, основанной за 2 года до этого, вернувшимся из Швеции Карлом Бюкером. Пользовался большой популярностью и за рубежом. Румыния закупила 150 шт., Венгрия 100 шт., а Япония по лицензии изготовила 1 037 шт. Лицензионное строительство вели также Швейцария, Испания, Венгрия. В предвоенные годы под обозначением Tatrа T.131 его строила Чехословакия. Пражская Аэро выпускала самолет в военное и послевоенное (до 1954 г.) время под обозначением С-4 (С-104). Хотя в списке выпускавшихся на фирме самолетов такой не числится…

 
PT-22, 1941 г. Является вариантом Райана ST ("Sport Trainer", 1934 г.), сконструированного Клодом Райаном. Американский учебно- тренировочный 2-х местный низкоплан. Изготовлено 1 048 шт. Главный эксплуатант- США. Летал также в Австралии, Китае и Эквадоре. Заказавшие его голландцы (25 шт.) были оккупированы до выполнения заказа. Находится в статической экспозиции многих музеев США, ну а у нас он катает желающих. Звук его мотора трудно с чем-нибудь перепутать…

 
Skyote Aeromarine Skyote, 1976 г. США. Одноместный спортивный биплан, предназначенный для самостоятельной сборки. Сконструирован инженером- энтузиастом Отто Барто. Проектирование вел используя руководство 30-х гг. с исходными значениями по перегрузкам +9/-6, но с применением возможностей компьютерного проектирования 70- х гг. Что привело к трудностям домашней сборки самолета.
Возможность приобретения существовала до 1986 г. после которого владельцы могли заказать наборы крыла. С октября 2004 г. набор для сборки снова появился в продаже. Какое отношение имеет к Франции- загадка. Похоже, просто зашел погреться…

 
CАР 20, 1976 г. Французский пилотажный самолет. Произведено с ноября 1976 г. по июль 1979 г. всего 12 шт. Другой источник дает другую расфасовку производства: CAP-20 9 шт. (1 CAP-20, 3 CAP-20A, 4 CAP-20B, 1 CAP-20E), CAP 20L-180 1 шт. с Авко Лайкоминг и CAP 20LS-200 12 шт. с 200- сильным Авко Лайкоминг.
На них летала пилотажная группа ВВС "Команда воздушных вольтижеров"- 4 капитана (один из них- Александр Орловский). Вольтижер здесь не артист цирка, а легкий пехотинец наполеоновских времен. А сейчас летают на Экстрах…

 
В музее находятся экспонаты многих владельцев: Amicale Jean- Baptiste Salis, Collection Salis, Les Casques de Cuir- Collection Salis, Memorial Flight, Les Retroplanes d'Argenteuil, двух частных персон. Обращаться с вопросами к мадам, продающей билеты и сувениры, посчитал бесполезным. А пара развеселых французов в ответ на вопроc "Почему в музее нет реактивных самолетов?" ответили "No jets- no problem!".





 
Ну и последний прокол в злосчастной поездке- Musée de l’Aviation de Melun Villaroche. Находится в городке с простым названием Монтеро сюр ле Жар. Place de l’église (что- то вроде Церковной площади), номера дома нет...Местные загнали меня к самолету. По их мнению это и есть музей...К сожалению нет...Кстати, кажется для его посещения надо предварительно заполнять формуляр.

 
BONJOUR ! Après tout ce que vous avez vu et que vous nous avez montré ici, il est insensé d'appeler ce voyage comme "provalny"!
Il serait donc raisonnable de mettre son titre entre guillemets
MERCI !