Ракеты Страны восходящего Солнца

shiro

🚀 🪐 🛰️
Осилим еще одну тему? )

21 декабря 2021 г. с Танегасимы запланирован довольно необычный запуск – ракета H-IIA должна вывести на орбиту спутник связи Inmarsat-6 F1.

Что необычного?

1) «коммерческие» запуски из Японии – большая редкость;
2) полетит ракета с 4-мя твердотопливными ускорителями – сам по себе редкий вариант H-IIA, да к тому же последний (оставшиеся пуски H-IIA будут с двумя ускорителями)

Спутник (массой 5470 кг) – уже в Японии:


Ракету собирают в цехе вертикальной сборки на космодроме:

 

В конкурсе на самый необычный багаж побеждает представитель JAXA, который привез образцы грунта с астериода Рюгу недавним рейсом All Nippon Airways из Токио в Хьюстон. Пробы были доставлены на Землю аппаратом Хаябуса-2 год назад.
 
4 твердотопливных ускорителя смонтировали на первой ступени ракеты. Подготовка к запуску Inmarsat-6 F1 проходит по плану:



 
Вышеупомянутый запуск британского спутника Inmarsat-6 F1 ракетой H-IIA 204 – завтра в 17:33 МСК.
Ракету вывезут на площадку завтра рано утром. Тайфун «Раи», бушующий в районе Филиппин, не должен помешать запуску.

В Танегасиме, как и всегда, мило:


 
Трансляция пуска (обновлённое время – 18:32 МСК)

.
Подтверждают успешный вывод и отделение аппарата:

 
Последнее редактирование:
А что там горело на пусковой площадке после старта?
 
JAXA хочет отправить своего астронавта на Луну во второй половине 2020-х на одной из миссий Artemis.

 
Первый запуск ракеты H3 (в котором сразу будет коммерческий спутник в качестве полезной нагрузки) откладывается на несколько месяцев (однако все равно собираются успеть стартовать в первой половине 2022-го). В качестве причины названа необходимости доработки водородных двигателей LE-9, при испытаниях которых были выявлены нештатные вибрации турбонасоса.
 
Сегодня по второй половине дня на стартовую площадку №2 космодрома Танегасима выкатили первую ракету H3.
Завтра около 4:40 мск (10:40 местного времени) она должна отправить на солнечно-синхронную орбиту высотой ≈670 км аппарат ALOS-3. Это спутник дистанционного наблюдения за поверхностью Земли по заказу космического агентства Японии массой порядка 3-х тонн.


H3 – ракета, разработанная Mitsubishi Heavy Industries для замены H2, используемой Японией в настоящее время. Как и ее предшественница, H3 использует две водород-кислородные ступени, к первой из которых при необходимости добавляются твердотопливные ускорители. В стандартной версии ракеты их два, но предусмотрены варианты носителя как с 4 ускорителями, так и вовсе без них. Максимальная заявленная грузоподъемность Н3 – 28 тонн на низкую околоземную орбиту, что позволяет сравнивать ее с Ariane 5 и Falcon 9. Одной из целей создания новой ракеты было удешевление ее эксплуатации по сравнению с H2 за счет использования более дешевых технологий, в особенности при производстве нового двигателя LE-9; озвучивалось даже стремление сравниться по стоимости с Falcon 9. С тех пор много воды утекло, Falcon 9 доказал свою многоразовость, а MHI сорвали не один дедлайн («внезапно» оказалось, что водород не очень любит удешевление и упрощение компонентов). Ценник на запуск пока не известен, но если этот старт пройдет успешно, то следующий запуск H3 ожидается уже в течение этого года.

Трансляция запуска будет здесь:

 
Отмена запуска за секунды до старта.
Двигатель первой ступени на тот момент уже работал.
 
а как они поняли что пороховики не запустились?
там есть запалы которые поджигаются заранее но еще можно вынуть?
 
Armadillo, я не думаю, что поджиг реально был.
Скорее, по какой-то причине не прошла команда на старт ускорителей.
На пресс-конференции сказали только, что параметры LE-9 (двигателей первой ступени) после их включения были в норме, поэтому проблема должна быть где-то еще. Либо пошли какие-то отклонения по показателям датчиков на первой ступени, и циклограмма был остановлена автоматически. Либо проблема в параметрах самой циклограммы. В конце концов, эта первая попытка запуска этой ракеты (когда что-то водородное улетало с первого раза? )
 
В японском отряде астронавтов, наконец, пополнение:
 
Как сообщили в JAXA на сегодняшней пресс-конференции, повторная попытка запуска ракеты Н3 запланирована на 6 марта (как и в прошлый раз, в районе 4:30 мск).

При этом были обнародованы некоторые технические детали касаемо причин отмены первого запуска. Тогда в короткий временной промежуток (60 мс) между выдачей разрешения на старт твердотопливных ускорителей и непосредственной командой на их запуск, в блоке управления первой ступенью ракеты произошел скачок напряжения. Его возникновение совпало по времени с переключением блока управления на внутреннее электропитание перед отсоединением кабеля с наземным питанием от ракеты. Результатом скачка напряжения стала «физическая ошибка в цепи контроллера», из-за которой процедура запуска была автоматически прервана. Чтобы избежать таких скачков напряжения в будущем, процесс переключения источников питания блока управления ракетой был скорректирован по времени.
 
Реакции: SDA
Сабж снова выкатили, запуск Н3 – завтра утром (перенесли с 6 на 7.03 из-за погоды):


Источник.
 
Ой братцы, жесть.
Ракета улетела, первая ступень отработала, а вот вторая – кажется, даже не включилась. Ракету подорвали, чтобы оно на кого не упало целой тушкой. Двигатель второй ступени на Н3 – небольшая модификация того, что стоит на Н2А/В. Летал множество раз.
С Mitsubishi Heavy Industries – беда.

Видео пуска (нет, сам бабах там не показан):

 
Сегодня прошла пресс-конференция, на которой озвучили некоторые данные телеметрии неудачного запуска.
Согласно им:
  1. блок управления ракеты выдал сигнал на запуск двигателя 2-й ступени
  2. этот сигнал даже был получен электроникой, управляющей двигателем 2-й ступени!
  3. однако открытия клапанов подачи горючего/окислителя не произошло (как и последующего зажигания, запуска двигателя и проч.)
Соответственно:
а) сам двигатель ни при чем
б) вновь появляются подозрения на «проблемы с электрикой» (как это было при неудачной попытке старта в конце февраля).
Параллельно JAXA столкнулось с жесткой критикой решения отправить в первом запуске новой ракеты дорогостоящую полезную нагрузку – стоимость спутника ALOS-3 составляла порядка $280 млн.