Реестр Ан-72

Почитал тут про аварии Ан-72 Пограничников.
Нашлась такая:
23 декабря 1996 г. полковником В. Талановым была произведена сложнейшая вынужденная посадка на аэродроме «Нагурская». Самолет Ан-72П выполнял плановый транспортный полет по маршруту Воркута — Нагурская по замене военнослужащих на самой дальней полярной пограничной заставе Арктической пограничной группы ФПС России. На борту были 8 человек экипажа, 16 пассажиров, а также продукты, запчасти, техника.
В невероятно трудных погодных условиях захода на посадку на занесенный за считанные минуты снегом аэродром экипаж при выходе из облаков поздно и немного в стороне увидел полосу, довернул на нее, приземлился, но затормозить не успел и выскочил за пределы полосы. Полковник Таланов сумел спасти людей — всех до единого, но самолет остался без шасси, на пробеге разбил посадочные фонари и, пробороздив на «брюхе» в конец полосы, остановился. Четверо, в том числе командир, получили тяжелые травмы, пятеро — легкие. Глубокой полярной ночью ФПС и МЧС России, а также береговая охрана Норвегии организовали первую необходимую помощь с участием МИД России и Норвегии. На самолете береговой охраны Норвегии полковник В. Таланов и бортовой механик самолета прапорщик Ю. Баранов (с переломом позвоночника) были доставлены в госпиталь норвежского г. Тромсе.

Интересно что за борт это был. И был ли он восстановлен.

Пишут что:
декабре 1996 г. на Нагурской потерпел аварию самолет Ан-72 Шереметьевского отдельного авиаотряда специального назначения ФПС России.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Российскую авиабазу Хмеймим в Сирии обстреляли из минометов радикальные исламисты. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на двух военно-дипломатических источника. Они не уточнили название группировки, к которой принадлежат боевики.
Источник «Ведомостей», близкий к Минобороны, подтверждает эту атаку.
В результате фактически могли быть уничтожены семь самолетов: четыре Су-24, два Су-35С и один Ан-72.
 
Уважаемый Ярослав!

Методом исключения (что поставлено в ПВ СССР/РФ, что летает и что потеряно) определил, что в декабре 1996 г. на Нагурской потерпел аварию самолет Ан-72 Шереметьевского отдельного авиаотряда специального назначения ФПС России
зав. 365 720 90805 (сер. 09-06).

В Шереметьево передан из Ставрополя (Шпаковское), где имел бортовой номер "2".

Возможно, по аналогии с сер. 09-08, получившего в 1995 году вместо бортового "4" номер "04", и "2" стал "02" (правда, всего на год).

С уважением.
Сергей

P.S. Думаю теперь Ваш реестр Ан-72/74, уважаемый Ярослав, стал полным...
 
aviafan, Сергей, спасибо за уточнение. А известно ли, когда он был передан в Шереметьево?
Почему-то полагал, что в Шереметьево было всего три Ан-72 (нынешние 72010, 72011, 72012).
 
Уважаемый Andrew88!

Всегда - пожалуйста!

По поводу "Шереметьевского отдельного авиаотряда специального назначения ФПС России" это уважаемый Ярослав выше написал. Просто его процитировал.

Но вот что интересно - за два года полковник В. Таланов побывал в двух авариях на Ан-72:

https://www.litmir.me/br/?b=168952&p=65
Первое летное происшествие, информация о котором стала доступна благодаря находившимся на борту самолета журналистам, произошло 23 октября 1994 года. В тот день самолет Федеральной пограничной службы с бортовым номером 960 (командир корабля подполковник Владимир Таланов) должен был вылететь из Воркуты в Москву. Вскоре после взлета отказала гидросистема самолета, и решили вернуться в Воркуту. Шасси и закрылки не без труда выпустили с помощью аварийной гидросистемы, но после посадки отказали тормоза и механизм поворота передней стойки шасси, и на пробеге пришлось сохранять прямолинейное направление (если его можно так назвать) с помощью поочередного включения устройств реверса тяги левого и правого двигателей. Однако машина все же сошла с ВПП, подломив носовую и главные опоры шасси, расположенные с правой стороны фюзеляжа. Серьезные травмы получили четыре члена экипажа, а пять пассажиров — ушибы разной степени тяжести.

http://www.mk.ru/social/2012/06/19/716306-to-led-to-posadka.html
В 96-м не долетел до Северного полюса «Ан-72», за штурвалом которого был полковник Владимир Таланов. Самолет в сложных условиях заходил на посадку, стал уходить на второй круг и в полете столкнулся с землей. При этом все на борту остались живы.
Двумя годами раньше, по воспоминаниям летчиков, Таланову судьба уже подавала знак: в 94-м его «Ан-72» потерпел аварию в Воркуте. Отказала гидравлика, комиссия выяснила, что «гидрашку» — спиртовую гидравлическую смесь — техники здорово разбавили водой, она замерзла и разорвала трубопроводы. Таланов принял решение садиться без реверса и без закрылков. Самолет выкатился с полосы, у лайнера отвалились крылья, стойки шасси, как в масло, вошли в салон, но опять же никто не пострадал. Экипаж наградили орденами Мужества. Понимая, что третьего чуда не будет, летчик-инструктор ушел с летной работы.

На сайте Погранец в разделе
Пограничные войска. Граница. Поиск сослуживцев. Проект Погранец.ру> Пограничные округа> Отдельный Арктический Пограничный Отряд
на с. 84 имеется фото сер. 09-06 (кстати, был камуфляжным). Вернее, его обломков...

А теперь, как говорится в одной старой-доброй передаче, уважаемые знатоки - вопрос:
а были ли в Шереметьево камуфляжные Ан-72? Меня, если честно, "терзают" по этому поводу смутные сомнения - там всегда все выдавалось за самолёты "Аэрофлота".
И, учитывая камуфляжную окраску, 09-06 тоже был Ан-72П, как и его собрат 09-08?

И ещё вопрос - 4 Ан-72 поставили пограничникам в Йошкар-Олу. Где этот город, и где - граница! Что за структура могла там находится во времена СССР, которой понадобились целых 4 "семьдесятвторых" и, наверняка, не только они...
 
Ярослав, aviafan, подытожим. Скорее всего, 09-06 все же был не шереметьевской машиной. А вот разбившийся в 1994 72960 - не исключено, что московский.
 
Уважаемый Andrew88!

Первоначально, с завода, в Шереметьево поставлены 4 Ан-72:

72909 05-05 365 720 40550 (выпущен в 1987 году)
72958 11-02 365 720 92841 (1990)
72960 12-03 365 720 93865 (1990)
72961 12-04 365 720 93866 (1991).

Если В.Таланов попал в аварию на 72960 в 1994 году принадлежности Шереметьево, то, логично, что тот же КВС (уже не подполковник, а, заметьте - полковник, а такое звание для пилота характерно для только "придворного" отряда или управления авиации ПВ) через два года снова летел на шереметьевском борту. Если его, конечно, не откомандировывали в Йошкар-Олу или Шпаковское проверить кого-нибудь из пилотов...

Тогда, с большой долей вероятности, получается, что 36572090805 - шереметьевская машина (может, её туда в 1995-96 гг. передали из Шпаковского взамен потерянного 72960?). Но, всё-таки, смущает её камуфляжная окраска и модификация - Ан-72П.

Что же, всё-таки, было Йошкар-Оле во времена СССР?
Какой-то крупный учебный центр ПВ?
 
Если В.Таланов попал в аварию на 72960 в 1994 году принадлежности Шереметьево, то, логично, что тот же КВС (уже не подполковник, а, заметьте - полковник, а такое звание для пилота характерно для только "придворного" отряда или управления авиации ПВ) через два года снова летел на шереметьевском борту. Если его, конечно, не откомандировывали в Йошкар-Олу или Шпаковское проверить кого-нибудь из пилотов...
Сергей, насколько известно из доступных источников, В. Таланов совершал аварийную посадку в Нагурской в 1996 в должности старшего инспектора-летчика Управления авиации погранвойск. Поэтому вероятность того, что машина была не шереметьевская, не исключена.
 
Реклама
Уважаемый Andrew88!
В своё время пытался разобраться с парком авиатехники авиации ПВ СССР здесь:
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voina/6859-sostav-aviacii-pv-sssr-na-1991-god/

По сути нашего вопроса.
Тогда попробуем подойти с другой стороны - с бортовых номеров.

Если В. Таланов проверял в том полёте кого-то из другой авиачасти ПВ, то в 1996 году это теоретически могут быть самолёты из (указаны машины только с тактическими одно и двузначными номерами):
Елизово (номера 21-27, без 25-го) - все Ан-72П;
Йошкар-Олы (4, 3) - два Ан-72П;
Ставрополя (2) - Ан-72П;
Южно-Сахалинска (58-60) - два Ан-72П и один "грузовик".

В Шереметьево все борты - пятизначные, и все - "салоны".

Итого, напрашивается вывод, что потерянная в 1996 году машина - всё же, ставропольская.
Но где Ставрополь, а где Нагурская? Может, это объясняется, что в Ставрополе был 12 оуап авиации ПВ, который готовил пилотов к полётам во всех регионах страны?
Ещё один возможный вариант: ставропольский Ан-72 уже после распада СССР передали в ОААП (Воркута), но подтверждения, что этой частью эксплуатировались "Чебурашки", найти пока не удалось...

И возникает вопрос: а "грузовики" в советской погранавиации были тоже камуфляжными или, армейскими, "серыми", или летали в аэрофлотовской окраске?
 
В Шереметьево все борты - пятизначные, и все - "салоны".
Сергей, мне кажется, информация о "салонности" шереметьевских Ан-72 не соответствует действительности.
02-24-3.jpg

167.jpg
Попросить бы модераторов эту переписку перенести в ветку ОАО СН.
https://aviaforum.ru/threads/flot-oao-sn-fsb-rf.38769/
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Andrew88!

По поводу "салонности" имею в виду, что все 4 машины имеют тип изделия "72 10 с", а не "72 04 гр" или "72 06 П".

А из "салона", как известно, "грузовик" всегда легче сделать, чем наоборот...
 
И ещё вопрос - 4 Ан-72 поставили пограничникам в Йошкар-Олу. Где этот город, и где - граница! Что за структура могла там находится во времена СССР, которой понадобились целых 4 "семьдесятвторых" и, наверняка, не только они...
aviafan, Откуда Вы это взяли? С russianplanes что-ли?

Есть же более серьезные источники. Например, я тут прочитал интересную книгу, называется "Крылья границы", автор В.С. Новиков
http://bezogr.ru/kniga-krileya-granici.html
Вы эту книгу читали? Прочтите, есть много интересного, например, Вы узнаете, оттуда, что в 1987 году первые Ан-72 поступили в авиацию погранвойск в Тбилисский авиаполк, а не в Шереметьево, как у Вас, и затем в годы СССР Ан-72 погранвойск поступили в Петрозаводск, Воркуту, Камчатку, Москву. И, кстати, в этой же книге указано, что разбившийся в декабре 1996 г. Ан-72 был именно Шереметьевским.
 
Уважаемый Striker!

aviafan, Откуда Вы это взяли? С russianplanes что-ли?
Хотя Вы и не любите этот сайт, но что-то очень часто к нему апеллируете. Делаете ему рейтинг на антирекламе?:)...
Ради интереса, попробуйте найти там Ан-72 с зав. 36572090805 (сер. 09-06) - за 8 дней пока так и не внесли...
Или сделать тоже самое на каком-нибудь другом сайте.
Так что Ваша версия с russianplanes - это совсем "холодно"...

Есть же более серьезные источники. Например, я тут прочитал интересную книгу, называется "Крылья границы", автор В.С. Новиков
Читал другую не менее интересную книгу по этой теме - А. Кулеба. Крылья спецслужбы России, М. 2009.
И с книгой уважаемого Владимира Сергеевича, упомянутую Вами, конечно, тоже знаком, равно как и с воспоминаниями других авиаторов-пограничников.

что в 1987 году первые Ан-72 поступили в авиацию погранвойск в Тбилисский авиаполк, а не в Шереметьево, как у Вас,
А почему Вы решили, что я указывал, что Шереметьево - первый эксплуатант Ан-72 в авиации ПВ?

Первоначально, с завода,
и "первые" - это совсем разные вещи...
В первом случае идёт речь о т.н. заводских поставках (т.е. напрямую с завода), а во втором - об очерёдности поставки эксплуатантам.
 
А почему Вы решили, что я указывал, что Шереметьево - первый эксплуатант Ан-72 в авиации ПВ?
Ну вот же:
Первоначально, с завода, в Шереметьево поставлены 4 Ан-72:

72909 05-05 365 720 40550 (выпущен в 1987 году)
А в упомянутой книге, "Крылья границы" указано, что в июне 1987 году первый Ан-72 поступили в авиацию ПВ в Тбилиси, потом в Петрозаводск, Воркуту, Камчатку, Москву.
 
Striker, не знаю, что видите вы, а я вижу, что в Шереметьево поставлены 4 Ан-72 напрямую с завода. При чем здесь Тбилиси?..
 
Andrew88, то есть за 2-ю половину 1987 года Ан-72 поступили сразу в Тбилиси, Петрозаводск, Воркуту, Камчатку, и наконец в Шереметьево? Не многовато-то ли?
 
Striker, да что ж такое-то... Да ничего я про Тбилиси и иже с ними не говорю. 72909, который вас так возмущает, выпущен на бумаге 30.12.87, по факту поступил наверняка позже. То, что машина московская, не вызывает никаких сомнений. Что вас не устраивает?
Вот вам Новиков:
в 1987 г. в штаты отдельного авиаотряда специального назначения было введено четвертое подразделение — отряд вертолетных постов на вертолетах Ми-8. ...немного позже в штатах отдельного авиаотряда специального назначения появился авиационный отряд на самолетах Ан-72, предназначенный для решения вопросов оперативной доставки людей и перевозки грузов на воздушных линиях средней протяженности, на удалении до 3000 км от аэродрома вылета.
 
Реклама
Назад