Реестр Ту-134

Виноват, надо бы дополнить. Не цепляйтесь вы так пристально к цифре 3 в указании типа на борту. Вот она-то как раз вторична. Не успели вы полюбоваться свежим снимком с надписью без тройки, как вышел из строя один из двигателей Д-30 2-й серии (поймал птичку). В запасе оказались двигатели только 3-й серии. Пришлось поставить пару их, заменив и исправный (разнотипность недопустима). После этого на борту дорисовывается заветная цифра 3 - и назавтра взволнованные любители имеют повод для дискуссии. Может иметь место и обратная перестановка - тогда цифра закрашивается. Создатели западных ежегодных авиационных каталогов на первых порах замучили вопросами о правильном указании типа, и, кажется, поняли, что цифра эта нестабильна и может исчезать так же внезапно, как появляться - за ней не угонишься. Я не говорю об эксплуатантах: для них-то тройка весьма важна и желанна. С 3-й серией самолет приобретает ряд важных преимуществ, особенно летом. А вот внешняя оценка менее значима. Справедливости ради, сегодня 2-й серии остается все меньше, но в 90-е сборная солянка в парке большинства предприятий была типичной.
Pardon за нудные длинноты - они из хороших побуждений :)
 
Реклама
Кстати, кроме тройки какие есть официальные модификации? Можно и единичку, и двойку встретить.
 
oldeng, никакой детской игры здесь нет, и большое спасибо за ваше сообщение. Для меня лично буква "К" давно не давала покоя, потому как я с ней тоже ранее не встречался.
А что касается Ту-134А с "Грозой" - в документации по своему названию она ничем не отличалась от "стеклоносого"? Тоже Ту-134А?
 
Aleck

да это тот же "А", просто в тех. документации есть дополнение поскольку место штурмана перенесено в другое место. Вот по "Б" идет отдельная книга поскольку изменения очень существенные. Кстати все УБЛки строились на основе "Б" варианта, я подозреваю что изначально "Б" и разрабатывался для военных
 
Вообще, не касаясь Ту-134, есть три вещи: обозначение самолета, конструкция самолета (в смысле устройство - конструкция планера, тип двигателей, состав вооружения и оборудования и т. д.) и конкретно построенные экземпляры самолета.

Единственное, что можно утверждать, это то, что у каждого экземпляра самолета есть какая-то конструкция. Все остальное может существовать практически в любых вариантах: один экземпляр в течение службы может иметь несколько конструкций и несколько обозначений, одно обозначение может присваиваться разным конструкциям и т.д. Может быть конструкция без построенных экземпляров (проект) и без обозначения, может быть обозначение, которому не соответствует ни одна конструкция, может быть экземпляр без обозначения.

Поэтому попытка описать соответствие в тройке обозначение-конструкция-экземпляр простым способом заранее обречена на неудачу.

Что касается Ту-134, то получается, что есть несколько различных конструкций, не имеющих специального обозначения. Наличие синек говорит, что конструкция с задней дверью внутри фирмы обозначалась как Ту-134АК. При этом все экземпляры самолета имеют обозначение Ту-134А.


Хотя ничто не мешает некоторому кругу людей договориться вместо слов "Ту-134А с задней дверью" говорить просто: "Ту-134АК", понимая, что это сделано только для удобства общения.

Насчет того, как лучше обозначать в литературе, главное - чтобы не возникало путаницы, что обозначается - сам самолет или его конструкция.
 
Обозначение Ту-134АК видел лично в 1992 г. на фирменных туполевских синьках компоновок пассажирского салона, на которых были чётко обозначены задняя входная дверь и встроенный трап у "салонных" машин, построенных как таковые.
Ну, в таком случае "Soviet Transports" оставит это обозначение в базе данных.
Хотя ничто не мешает некоторому кругу людей договориться вместо слов "Ту-134А с задней дверью" говорить просто: "Ту-134АК", понимая, что это сделано только для удобства общения.
Именно так и сделаем... ;)
 
Spotter, спасибо! Это же справедливо и для старых Ту-134 (Ту-134К)?
Да. Правда, у Ту-134К, в отличие от Ту-134АК, задней двери с трапом нет (хотя ничто не мешало её сделать), так что внешне он неотличим от линейного Ту-134 "без буквы".
 
Vala сказал(а):
Вообще насколько я знаю "К" это "конвертируемый" и в принципе любой Ту-134 вполне может быть "К", но фактически он как был "А" так и остался
Отнюдь. У Ту-134К и Ту-134АК, равно как и у Ту-124К-28 и Ту-124К2-22, буква К означает "(повышенный) комфорт". А вот у ВМСовскиз Ту-134УБК и Ту-134УБКМ буква К означает "комплекс (вооружения)" по аналогии с морскими ракетоносцами, для тренировки экипаже которых они предназначены.
 
Насчёт окон, зашитых металлом, у Ту-134ЛК и Ту-134ЛК-2 (для тренировки лётчиков-космонавтов): изначально там было специальное кварцевое стекло особо высокого качества, чтобы космонавты могли тренироваться в фотосъёмке различных объектов. Такие же окна были и в потолке, между штатными аварийными выходами. Но со временем спецоборудование с этих двух машин сняли и спецокна именно зашили металлом (я видел борт 02-синий вблизи - там реально приклёпаны поверх проёмов кругляши из листового металла).

Кстати, та же история произошла с Ту-154М-ЛК1 СССР-85655: в 1992 г. он был с такими же спецокнами, а сейчас они заделаны и самолёт используется как "салон".
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вообще странно, что самолёты имеющие впринципе заметные отличаи имеют одно и тоже обозначение модификации А. Ведь правда удобнее когда у машины со стеклянным носом и радаром есть свои индексы..
 
Slava,
c Ту-134 не самая плохая ситуация)

А вообще, насколько я понимаю, каждая буква в обозначении - это свой сертификат типа, что, конечно, делать лениво.

ЗЫ Еще такая мысль. Индексы идут от главного конструктора, а для него новый лонжерон имеет гораздо больше значение, чем какое-то дополнительное оборудование, которым является радар. ;)
 
Последнее редактирование:
Придираясь к словам, 134-й не имеет сертификата типа, он из числа имеющих аттестат летной годности. Знающие подтвердят, что это большая разница. Любой самолет в процессе серийного производства претерпевает существенные изменения конструкции, компоновки, состава оборудования. Иметь в парке самолеты первых и последних серий весьма обременительно: это порождает большие проблемы и для экипажей, и для ИАС. Например, у 134 было несколько вариантов топливной системы, в т.ч. с принципиальными различиями; системы управления полетом БСУ-ЗП и АБСУ-134; самописцы МСРП-12 и МСРП-64; разные компоновки приборных досок; разные радиолокаторы и пр. Букв не хватит, дифференцируя машины по особенностям. Количество переходит в качество, то-бишь, приводит к смене буквы в индексе, лишь при существенной сумме особенностей. Занимаясь больше 35 лет этим типом, я мог бы обратить внимание споттеров на уйму чисто внешних отличий однотипных самолетов по сериям или по объему выполненных на них доработок, по ТУ заказчиков (а они были разные) или по наличию дополнительного оборудования. Но, слава Богу, их интерес не уходит дальше количества окон, наличия задней двери, фонаря кабины штурмана или глухого обтекателя МРЛ "Гроза-134"!
Справедливости ради, далеко не все бортмеханики сегодня имеют уверенные познания в нюансах серийных отличий, если они не создают особенностей в технологии работы экипажа, так что для любителей и ценителей авиации это и вовсе не порок.
 
Последнее редактирование:
Торги по продаже имущества ОАО Авиакомпания Башкирские авиалинии (из сегодняшнего "Коммерсанта"):
Лот № 8. Ту-134 А б/н RA-65040 дата выпуска 21.10.1976 г. (непригоден к использованию в связи с исчерпанным эксплуатационным ресурсом). Цена 370 000 руб.
Лот № 9. Ту-134 А б/н RA-65028 дата выпуска 14.07.1976 г. (непригоден к использованию в связи с исчерпанным эксплуатационным ресурсом). Цена 370 000 руб.
Никому в огород не надо?
 
в монографии с "фул калор схем" упоминается только 030, с 039 я ошибся, про две оставшиеся не указано...может и правда это 030ая:|
 
Реклама
Назад