RomanS
Местный
Эта штука называется клиновоздушный ракетный двигатель. Такая конструкция, как уже написал AlexF, призвана сделать двигатель более-менее эффективным для всего диапазона внешнего атмосферного давления от поверхности до орбиты.что такое "двигатель с центральным телом"?
Проблема здесь в том, что для классического ракетного двигателя наиболее оптимальным условием работы является состояние, когда давление газа на срезе сопла равно внешнему давлению. Давление в свою очередь зависит от длины сопла - чем сильнее оно расширяется, тем меньше давление на срезе. Суть здесь в том, что и слишком длинное, и слишком короткое сопло приводят к потере эффективности двигателя по разным причинам.
Для ракет это создает трудности, ведь двигатели в процессе полета работают при разном внешнем давлении воздуха, и невозможно подобрать длину сопла, оптимальную для всего. На многоступенчатых ракетах эта проблема частично решается установкой разных сопел на разных ступенях. Например, на Falcon 9 обе ступени используют практически идентичные двигатель Merlin, но с разными соплами.
Помимо этого есть идеи с выдвижными сопловыми насадками, увеличивающими длину сопла по мере набора высоты, или наоборот, низковысотные вкладыши внутри основного сопла, отделяемые в полете. Ну и еще одна довольно радикальная идея - аэроспайки, вообще отказывающиеся от традиционного сопла. Чтобы очень грубо представить себе, как они работают, можно вообразить, что будет, если обычное сопло распилить пополам вдоль, оставив только одну боковую стенку. Газ, выходя из камеры сгорания, начнет расширяться, упираясь в эту половинку, а с противоположной стороны его расширение будет ограничиваться наружным воздухом. "Жесткость" этой воздушной стенки будет зависеть от давления воздуха, тем самым такое воображаемое сопло будет само регулировать свой размер по мере падения атмосферного давления, подстраиваясь под оптимальные условия. Обычно такие двигатели делают либо линейными, насаживая в два ряда камеры сгорания вокруг центрального клина, либо тороидальными, как на картинке выше. Прототипов таких двигателей было уже сделано множество, причем полноразмерных, а не крошечных, как в посте выше, так что Маску нет никакого резона посылать сюда шпионов, лучше уж сразу пытаться стибрить XRS-2200 у Рокетдайнов.
Но реально эксплуатируемых вариантов пока нет. Это такие двигатели "широкого профиля", работающие на всех высотах одинаково средненько. Пока для многоступенчатых ракет эффективнее делать разные двигатели для разных ступенях, чем один универсал. Другое дело одноступенчатые проекты, там такие двигатели любят. Но пока все SSTO на стадии картинок, аэроспайки тоже никому особо не нужны. Маску в том числе, видимо.