самолет Каталина октябрь 1944 года

Kyle

Местный
Обелиск с парящей чайкой
(по рассказам очевидцев)

Была осень 1944 года.

Гидросамолеты «Каталина» возвращались с авиабазы острова Новая Земля, после продолжительных патрулирований акваторий Баренцева и Карского морей, проводки караванов судов и выслеживания немецких подводных лодок. Самолеты летели через город Нарьян-Мар, где делали заправку, мелкий ремонт, техническое обслуживание самолетов. В Нарьян-Маре в сороковые годы было подразделение Беломорской военной флотилии: 16-й аэродромный транспортный отряд 3-й авиационной группы, которая базировалась на территории Нарьян-Марского морского порта. Здесь же была небольшая гостиница для ночевок и отдыха экипажей.

Река Печора, в устье которой самолет-лодка «Каталина» производила посадку, покрывалась льдом. Для того чтобы произвести взлет, нужно было с помощью буксира-ледокола пробить во льду канал, вывести самолет на чистую воду.

Летчики 1-й авиаэскадрильи 44-го смешанного авиаполка ВВС Беломорской военной флотилии улетали из Нарьян-Мара попарно. Последними покидали Арктику экипажи капитана Сокола и лейтенанта Ветрова. Сокол, как старший по должности и званию, утверждал, что надо лететь на Архангельск по береговой черте. Это лучший вариант маршрута. В случае необходимости можно сесть в море, на воду. Но и Ветров не новичок в Арктике. В полк он был откомандирован из полярной авиации, в которой пролетал около трех лет. До этого проходил службу в 68-м отдельном разведывательном авиаотряде Амурской флотилии. Позже работал пилотом и начальником группы гражданской авиации в Хабаровске, Актюбинске, Красноярске.

При обсуждении перелета он молчаливо соглашался с Соколом, но в мыслях держал свой прямой короткий маршрут Нарьян-Мар – озеро Холмовское, который сокращал время перелета. Ранним утром 29 октября Ветров взлетел первым. Он полетел своим коротким путем. В составе экипажа 7 человек: командир экипажа – Ветров Иван Иванович, второй летчик – Дорофеев Владимир Федорович, штурман – Сорокин Алексей Иванович, второй штурман Гапонов Николай Иосифович, радист Дубошин Николай Степанович, воздушный стрелок – Мелехин Василий Прокопьевич и бортмеханик – Федоровых Михаил Васильевич.

Когда радист сообщил Ветрову, что район перелета закрыт туманом, Ветров усомнился и решил удостовериться сам. Влез в туман и теперь, крутясь в нем, осмысливал происходящее.

По расчетному времени они были в острогах Тиманского кряжа. Летчик понял, что они попали в каменный мешок. Он стал набирать высоту. Натужно ревели моторы, винты молотили туман. Стрелка высотомера медленно скользила по шкале прибора, показывая 100 – 150 – 200 метров.

«Каталина» зацепила днищем за вершину сопки. Страшной силы удар в считанные секунды разрушил самолет, выбросив из кабины бортмеханика Михаила Федоровых. Столкнувшись с землей, самолет стал бороздить ее и разваливаться на части. При ударе летчиков выбросило, а самолет загорелся. Стали взрываться патроны. Бортмеханик катался по снегу, сбивая с себя огонь. Вокруг слышались стоны и возгласы других летчиков.

Михаил Федоровых очнулся от пронизывающего холода. По всей округе валялись исковерканные обломки разбившейся «Каталины». В 30 метрах от самолета лежали мотор и крылья. Дальше бесформенной грудой металла темнел разорванный фюзеляж. Еще дальше – хвостовая часть. Михаил направился к груде металла, еще недавно бывшей самолетом, и остановился как вкопанный, увидев изуродованные тела товарищей.

А впереди неизвестность и запорошенная снегом тундра. Еще из школьной географии он знал, что почти все поселения людей располагаются по берегам рек, поэтому он шел, надеясь, что все равно выйдет к людям. Через несколько дней набрел на маленький незамерзший ручеек. С тех пор он шел вдоль берега.

Семнадцатое утро, как и все предыдущие, было пасмурным и пугающе тихим. Но вот до обостренного слуха Федоровых донеслись детские голоса и лай собаки, они долетали с противоположного берега ручья. Михаил приблизился к берегу. Он уже почти полз. Это был уже не ручей, а целая река – Сойма.

От Коткино до реки Соймы, где обычно рыбаки ставили ловушки из жердей с сетями, было три километра. Жерди были шестиметровой длины. Так вот он дошел до этого места, а на реке была полынья. Он достал эти жерди, уложил их и по ним переполз через полынью. Собака первая учуяла незнакомый запах и с громким лаем бросилась к месту, где упал человек. На лай собаки прибежали ребятишки, увидели человека в военной форме с оружием на портупее и немного испугались. Он им крикнул: «Не бойтесь, ребята, я свой! Помогите мне!» И даже выбросил на снег наган, но от сильной усталости снова потерял сознание. Среди ребятишек был и Павел Гаврилович Коткин. Ему и другим ребятам было тогда по 9–10 лет, они сбегали за взрослыми и сообщили об этом председателю колхоза Ивану Алексеевичу Елизарову.

Трое мужчин взяли ружья, запрягли две пары оленьих упряжек и поехали на берег. Федоровых лежал на берегу. От долгого пребывания на ветру, на холоде лицо его задубело, стало темно-коричневым, обросшим. Глаза покраснели и постоянно слезились. На него было страшно смотреть. Мужики, долго не раздумывая, повезли его в чум. В чуме было тепло. Топилась печка. В котле булькало – варилась оленина. Раздевая «находку», они увидели на кителе погоны с двумя звездочками, достали из кармана документы, удостоверяющие личность. Сомнения отпали.

Федоровых долго растирали, массажировали, приводя в чувство. Поили теплым мясным отваром из оленины. Завернули в оленьи шкуры. Спал он долго. Хозяин чума за это время съездил на большое стойбище в поселок Коткино, где был фельдшерский пункт, привез фельдшера. Фельдшер, женщина лет 30-ти, внимательно осмотрела его, прослушала и вынесла вердикт: «Немедленно переправить в фельдшерский пункт, там есть медикаменты и условия для лечения».

Председатель сразу дал лошадь, и летчика привезли в поселок, в дом Евдокии Васильевны Каневой. Ранен он не был, только сильно обморозился и обгорели руки. В этом же доме жила вдова Раиса Павловна Шумовская. А во второй половине дома был медицинский пункт. Лечила летчика медсестра Екатерина Александровна Гусева. Рая также помогала в лечении летчика, она смазывала ему руки гусиным жиром. Иван Иванович Коткин пришел с фронта весной 1942 года и частенько приходил к Рае, а заодно и навещал спасшегося летчика. Они часто общались. Когда летчик пришел в Коткино, люди говорили, что он родился в рубашке. За несколько дней до его прихода в тундре в окрестностях Коткино был обнаружен мужчина, загрызенный волками.

Пока Михаил лечился в Коткино, к нему приезжали из НКВД и допрашивали. Затем ездили раза три в тундру с оленеводами и его брали с собой, но он так и не смог им показать место гибели самолета и экипажа, не сумел вспомнить. Разбившийся самолет искали на По-2 и на Як-12. Но все безрезультатно.

На прощание связала ему Рая Шумовская шерстяные носки. И его увезли в Нарьян-Мар. Ехали они на лошадях до села Великовисочного. Там ему сделали перевязку и немного подлечили. Лечила его Ольга Александровна Смирнова – она в то время была зубным врачом. Из Великовисочного с почтовым обозом направились в Пылемец. Там была небольшая остановка и конечным пунктом была морская часть Нарьян-Мара. Когда привезли в Нарьян-Мар, в военно-морской госпиталь, у него были забинтованы по локоть обе руки.

Оттуда полетели в эфир радиограммы, оповещая командование флота: «Нашелся оставшийся в живых бортмеханик Федоровых из экипажа Ветрова. Находится в госпитале». Как только улучшилась погода, за летчиком вылетел самолет и доставил Михаила Федоровых в Архангельск. Снова госпиталь и длительное лечение. Через полтора месяца он был выписан из госпиталя. Заключение медицинской комиссии было суровым и не подлежало переосвидетельствованию: «К летной работе не годен». Так закончилась летная карьера техника-лейтенанта Михаила Васильевича Федоровых.

В начале 1945 года Рая Шумовская получила от него письмо, в котором он писал, что находится в Сочи на лечении. Второе письмо он написал из Москвы: видел Парад Победы 1945 года. Это все, больше от него писем не было.

Выписка из архива: «Федоровых М.В. в дальнейшем проходил службу на Черноморском флоте в 30-м, 40-м авиаполках, 36-й авиамастерской ВВС (1945–1947). В марте 1947 года уволен в запас в Советский РВК».

Полярная авиация внесла неоценимый вклад в развитие нашего сурового края. Мужественные летчики осуществляли ледовую разведку, оказывали неоценимую помощь метеорологам, геологам, рыбакам, исследователям Севера. В годы Великой Отечественной войны они конвоировали суда, проводили спасательные операции, выслеживали и уничтожали подводные лодки противника, занимались доставкой пушнины, рыбы, оленины и других ценных грузов. И все это проходило в тяжелых погодных метеоусловиях, без приборов определения высоты и ориентирования. Вечная память всем полярным летчикам, погибшим на ненецкой земле!

Сергей Козлов, краевед-эколог


От себя добавлю, самолет, вернее обломки его лежат в двух километрах юго-западнее сопки Лодка Тиманского кряжа, хорошо заметны с воздуха и самой сопки.
Еще в километре южнее лежит ТБ-3 - тот сохранился лучше, но до него в этот раз мы не добрались - не знали где лежит. Следующим летом постараемся добраться. В этом районе так же лежит Р-5 - оленеводы говорят что тоже недалеко. К этим самолетам так же были экспедиции в том числе Северодвинские краеведы.
 
Реклама
Интересная история.Только где сопки,похоже в тумане просто столкнулись с землей.
 
По моему скромному мнению, они попали в обледенение и пытались сесть, поскольку курс посадки прямо противоположен курсу Нарьян-Мар -Архангельск. Там высота не более 200 -от метров - сопки невысокие.
 
По фото и номеру (BuNo 02806) тип самолета определяется как PBN-1 Номад.

В третьей серии производственных номеров ВМС и Морской пехоты США:
Постройки NAF (Naval Airctaft Factory) по контракту P.O.-42 от 16.7.41 поставлено с 2.43 по 3.45 155 самолетов (сер.№ 02791-02946) PBN-1 Nomad (доработанная версия Consolidated PBY с измененными обводами лодки, поплавков и увеличенным оперением).
Из 155 самолетов этой партии 138 были поставлены в СССР.

В СССР обобщенным наименованием "Каталина" называли поставляемые по ленд-лизу Consolidated PBY-6A и NAF PBN-1 Nomad, и даже довоенные ГСТ/МП-7 Таганрогской постройки (лицензионные Consolidated PBY-1).
По принятой в Англии системе обозначений наименование Каталина (Catalina) было присвоено используемым в RAF американским Consolidated PBY).
 
Последнее редактирование:
К сообщению Добролет добавлю, что самолет PBN-1 Nomad 02806 из первой партии самолетов поставленных в Советский Союз. Машины перегнали по маршруту Элизабет сити - о. Гандер - Рейкьявик - Мурманск для авиации Северного флота и Беломорской военной флотилии. К 16 июня 1944 г. в СССР прилетели 24 лодки из 25. Один PBN-1 Номад, п/п-ка Н.В. Романова, на борту которого находился командир спецавиагруппы по перегонке гидросамолетов из США п-к В.Н. Васильев, пропал без вести. На Северном флоте лодки получил 118-й разведывательный полк, в ВВС Беломорской флотилии по несколько машин получили 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиаполки, 20-я отдельная морская разведывательная эскадрилья.
 
Один PBN-1 Номад, п/п-ка Н.В. Романова, на борту которого находился командир спецавиагруппы по перегонке гидросамолетов из США п-к В.Н. Васильев, пропал без вести.
По ОБД-Мемориал п-к Васильев Виктор Николаевич и п/п-к Романов Николай Петрович пропали без вести 18 июня 1944 г.
Самолет был с бортовым номером 02826
 
Реклама
Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Если уж разговор зашел о ОБД "Мемориал" - то вот один из документов по погибшему экипажу "Каталины".
При необходимости, можно поискать более подробные сведения по экипажу. Кстати, места службы, в разных документах - разнятся. Например у Дорофеева - 2-я эскадрилья 54 САП.
 
Заводской номер ТБ-3 - 22294, бортовой № "10" белая. Интересно было бы про судьбу его узнать...
zarodiny.com
 
Интересные сведения опубликовал на сайте Полярной почты ЧАЙКА СВ
Справка Центрального военно-морского архива, от 10.01.2002 за № 25337.

"Самолет "Каталина" № 02806, обнаруженный Юношеской поисковой экологической экспедицией "Следопыт" в верховье р. Сулы, входил в состав 1 авиаэскадрильи 44-го смешанного авиаполка ВВС Беломорской военной флотилии. На самолете были установлены двигатели типа "Пратт-Уитни" правый " 46205/22669, левый 45801/21309.
Во время перелета из Нарьян-Мара в Архангельск 29 октября 1944 г. самолет попал в плохие метеоусловия и потерпел катастрофу в районе Тиманского хребта. Он ударился на землю и сгорел. Весь экипаж, за исключением бортового техника самолета техника-лейтенанта ФЕДОРОВЫХ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА, погиб.
Весь в ушибах и обожженный Федоровых самостоятельно направился от места катастрофы в северо-восточном направлении. 10 ноября в обессиленном состоянии он было обнаружен и доставлен в д. Коткино Нижне-Печорского района. После излечения он продолжал службу в ВВС Беломорской флотилии. В апреле 1945 года, переведен в ВВС Черноморского флота, в апреле 1947 года, уволен в запас.
На самолете погибли:
а) командир экипажа лейтенант ВЕТРОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, 1904 г.р., русский, уроженец д. Шаборшино Емельяновского района Калининской области, призван Красноярским ГВК, награды - орден Красного Знамени.
б) второй летчик сержант ДОРОФЕЕВ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ, 1921 г.р., русский, уроженец г. Черкассы, призван Черкасским ГВК (ныне Украина).
в) штурман лейтенант СОРОКИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ, 1913 г.р., русский, уроженец д. Антипово Муромского района Горьковской (ныне Владимирской - И.И.) области, призван Конеляровским РВК (такого не было, вероятно, искажение, возможно, Кологривский или Ковернинский, они были в Горьковской области в то время - И.И.), награды - орден Красной Звезды.
г) второй штурман младший лейтенант ГАПОНОВ НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ, 1921 г.р., украинец, уроженец д. Григорьевка Днепропетровской области Украины, призван Октябрьским РВК г. Днепропетровска.
д) радист сержант ДУБОШИН НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, 1917 г.р., уроженец села Скворечное Пензенской области, призван Мурманским ГВК, награды - орден Красной Звезды, медаль "За отвагу".
е) воздушный стрелок, моторист сержант МЕЛЕХИН ВАСИЛИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ, 1920 г.р., уроженец г. Архангельска, район Соломбала, призван Соломбальским РВК, награды - медаль "За боевые заслуги" (в Книге Памяти Архангельской обл. не значится, будет внесен, на днях будет подано объявление с целью розыска родственников - И.И.*).

Основание:
ф.12, оп.1, д.1145, лл.198-207.
ф.787, оп.2, д.139, лл.414, 461; д.148, лл.38, 51, 61, 181.
ф.1067, оп.1, д.66, лл.9-10.
ф.2984, оп.22с, д.22, лл.14, 17, 94, 185, 210, 212.
послужные карты.
 
Назад