SLS / Artemis к Луне

биологические отходы на Луне
Не думаю, что Дрим Чайзер сделан из биологических отходов и палок. Думаю из него можно наковырять некоторых ценных химических элементов. На Луне, насколько я понимаю, с разнообразием полезных ископаемых не очень из-за отсутствия типичных для Земли геологических процессов ведущих к дифференциации, концентрации и выносу материалов ближе к поверхности
 

Дык, биологические отходы на Земле тоже ведь не продукт геологических процессов...
 
Что-то вспомнилось, что когда первые космические аппараты планировалось куда-то отправить, всегда разговоров было о том, что их надо по возможности так дезинфицировать, чтобы не занести соседям чего-то чужеродного для них. Чтобы не испортить первозданность того мира, который намереваемся исследовать.
А нынче - ну прямо как дикие шашлычники на природе. Нагадить, намусорить, оставить автограф типа: "Здесь был Вася!", и слинять...
А может уже появилась уверенность, что одни мы во Вселенной? Что все прочие разумные уже извели себя на корню... А вредить самим себе - дело привычное.
 
Реакции: SDA
Галоперидольцы Галапагосцы знают как надо!
#Можно смело в кротовник ))
 
На Луне давно известно, что ничего нет, а к Марсу и прочим астероидам, насколько я знаю, все по прежнему очень строго.
 
Правильно понимаю, что к рождеству и Новому году планируют запустить на Луну лунный посадочный модуль Peregrine?
 
Да, если взлетят с космодрома утром 24 декабря, то посадка на лунную поверхность должна произойти 25 января, в день земного полнолуния. Это дает им 7-10 дней на работу, а затем наступит лунная ночь и сапсан превратится в тыкву.
 
На пресс-конференции подразделения НАСА, занимающегося планированием пилотируемых космических миссией (HEO Committee of the NASA Advisory Council), прошедшей на прошлой неделе, был подтвержден тот факт, что производство ICSS (Interim Cryogenic Propulsion Stage) – вторых ступеней для SLS Block 1a – прекращено. Первый экземпляр этой ступени был использован для испытательного полета Artemis-1, еще два были построены для пилотируемой миссии вокруг Луны Artemis-2 и высадки на Луну Artemis-3.

Дальнейшие запуски SLS должны использовать более мощный вариант второй ступени – EUS (Exploration Upper Stage), которую в настоящее время разрабатывает Боинг. Она войдет в состав ракеты SLS Block 1b с увеличенной грузоподъемностью (+ ≈ 60%). Оба варианта второй ступени используют различные варианты кислород-водородных двигателей RL10, но существенно отличаются по объему топлива и габаритам. Ну и на EUS два движка вместо одного.


Источник

Фактически ICSS – верхняя ступень Delta IV с минимальными изменениями, а EUS проектируется сразу для SLS.
 
Чтобы поднять эту более тяжёлую вторую ступень, нужно ведь и тягу первой ступени увеличить.
Они будут модернизировать шаттловские двигатели или они сейчас в пол силы работают?
 
Для Block 1b модернизации двигателей первой ступени проводить не планируется.
Ее там сейчас хватает с запасом: поверх мощной первой ступени – довольно слабая вторая ICSS, которая серьезно ограничивает потенциал ракеты. Собственно, этот вариант ступени всегда был временным решением, когда стало понятно, что к первым запускам EUS подготовить не выйдет.
 
Строго говоря, планируется, но для другой цели: удешевление производства двигателя, ставшего одноразовым. Тягу увеличивать не планируется.
 
К ответу shiro добавлю, что история с непропорционально маленькой верхней ступенью ракеты далеко не нова. Не раз бывало, что на ракету ставили меньшую ступень, чем можно было бы, за неимением другой или по прочим техническим причинам. Атлас-Эйбл, Сатурн-1 (не "б")... Да тот же носитель "Восток" выводил где-то 4.5 тонны на орбиту, а "Союз" - уже почти 7 тонн за счет втрое (!) утяжеленной верхней ступени. А "Спутник" без верхней ступени вообще едва вытягивал тонну при почти такой же стартовой массе, как "Восток". Вообще для ракет есть определенный оптимум соотношения масс ступеней, при отклонении от которого относительная масса полезной нагрузки падает. Для SLS старую ступень позаимствовали с куда более легкой "Дельты-4". Новую делают уже под SLS специально, с нормальной для такой ракеты массой.
 
То есть нынешней тяги двигателей первой ступени хватит, чтобы поднять потяделевшую на 20 тонн конструкцию?
 
Да. И в этом нет никакого подвоха: первая ступень изначально рассчитана именно на эту «потяжелевшую конструкцию».
 
Смотря что имеется в виду под "поднять". Если имеется в виду "оторвать от земли", то стартовая масса у SLS - примерно 2600 т, а стартовая тяга - примерно 4000 тс. То есть ракету можно загрузить дополнительно на 1000 тонн с лишним, и она все равно взлетит. Другой вопрос - куда долетит.

Если имеется в виду "сможет ли первая ступень закинуть потяжелевшую вторую на то же расстояние, что и старую более легкую", то, разумеется, нет. Но это и не требуется. Первая ступень отделится на меньшей высоте и скорости, чем раньше, но увеличенные возможности второй ступени эту разницу перекроют с запасом.
 
В общем да. Важно, куда долетит. Гравитационные потери растут при снижении тяговооруженности и можно понапрасну сжечь всё горючее, если перегрузка на старте будет немногим более единицы.
 
Последнее редактирование:
Люди на Луне - это круто! Но НАСА имеет планы по изучению Луны автоматами, и с привлечением искусственного интеллекта. А для этого как минимум нужно отправить на эту Луну мощный микропроцессор и большого объема память, стойкие к радиации.
 
constructor, VIPER – вообще, возможно, самый интересный из предстоящих лунных аппаратов, настоящий долгоживущий луноход, который отправляют для исследования областей вечной тени. Вот только не угрохали бы его новички из Astrobotic при посадке…
 
Планы полета человека на Луну уточняются. Скорее всего, полет состоится не ранее 2027 года. Тогда как пилотируемый облет Луны может состояться в конце 2024 года или в начале 2025.