с чего массой льда пренебрегли.
Не было раньше возможности ответить более подробно.
Некоторые цифры на примере ЯК-42. Представим самолет массой 50 тонн ( без учета льда) на скорости 275 км/ч ( скорость уборки закрылков) . Представим что на нем наросла еще тонна льда, вопрос - насколько должен увеличиться угол атаки чтобы сохранить ту же высоту ? Ответ таков - на 0,2 градуса. Всего! Если же наросло 5 тонн льда , слышится закадровый смех
,то угол атаки необходимо увеличить на 0,2*5=1 градус. Всего 1 градус. ( Понятно это без учета нарушения профиля крыла и его обтекания отложениями льда). А вот для того чтобы сохранить ту же высоту при уборке закрылков , при условии постоянной скорости , необходимо увеличить угол атаки на крыле без механизации на целых 5 !! градусов. Как говорится почувствуйте разницу. Если взять АТР - конкретные цифры могут быть другие - но качественные соотношения те же самые.
Под рукой нет конкретных данных насколько отложения льда уменьшают критический угол атаки из-за нарушения профиля крыла ( да и такие конкретные данные сугубо индивидуальные и сильно зависят от степени обледенения в данный момент ), но совершенно очевидно что это никак не 0,2 градуса , а намного, в разы больше , как минимум несколько градусов и более .Из вышесказанного очевиден пренебрежимо малый эффект отложений льда на приближение к критическому углу атаки именно как от эффекта увеличения веса самолета из-за отложений льда по сравнению с уборкой закрылков или нарушением профиля крыла из-за отложений льда.
Tanita,относительно Тюмени. В принципе конечно при уборке закрылков увеличение скорости полета ( в том числе и вследствие уменьшения лобового сопротивления) может вообще полностью отменить необходимость увеличивать угол атаки для поддержания той же высоты или угла набора высоты. Но при уборке закрылков подъемная сила уменьшается мгновенно пропорционально механическому движению закрылков и автопилот для поддержания высоты горизонтального полета или заданного угла набора высоты тут же увеличит угол атаки , а вот скорость изменяется ( увеличивается) гораздо медленнее чем угол атаки ( таковы инерционные характеристики самолета) . Поэтому постоянство требуемой в данный момент подъемной силы в первую очередь компенсируется увеличением угла атаки и только потом , с дальнейшим увеличением скорости можно этот угол атаки уменьшить. Но было уже поздно - он достиг критического значения (значительно уменьшенного из-за нарушения профиля крыла отложениями льда ) , произошел срыв потока и сваливание.
ПС. Если и дальше будут стоять такие погоды - в Самаре сегодня льет ливень и скоро фраза - шел обычный декабрьский ливень может стать расхожей, то тема обледенения может стать менее актуальной.