ПМСМ, скромнее надо быть не только в оценках успехов, но и в оценках неудач. В принципе скромнее надо быть. Саркастические набросы также убоги как рассуждения, что мы обошли Эмбраер.
Для тех, у кого короткая память, напомню основные вехи истории.
Негативное отношение к проекту rrj сформировалось в первой половине нулевых в результате крайне агрессивного хедхантинга вновь образованной командой, которую мы сегодня знаем как ГСС.
Нужных специалистов Погосян и ко выцепляли часто неэтичными, а то и вовсе грязными методами, разрушая сложившиеся коллективы в других авиационных КБ и институтах. Приходят в отдел или группу, выдергивают за 2х-кратный оклад ключевого специалиста, а что без него это направление загнётся - не их проблема. И хорошо, если это 2х, а часты были и интриги, и угрозы.
Последние годы на форумах модно ругать Туполева и Ильюшина за то, что они фактически забили на поддержку гражданского направления. Горькая правда жизни в том, что после погосяновского разорения этим заниматься просто некому.
Кто помнит, в нулевых по этому поводу было много срачей. Но было и такое мнение, что, мол, а вдруг в этот раз получится что-то нормальное, вдруг судьба у самолёта сложится лучше, чем у того же Ту-204. Вдруг у Погосяна получится, вроде, дядька пробивной, опять же, армянская мафия, куча денег, все дела.
Короче, Погосян перед тусовкой морально оправдался словами "у нас всё будет по-другому" - ему и поверили.
Что можно сказать полтора десятилетия спустя?
1. "Мы будем плотно взаимодействовать с заказчиками - и будем выпускать те самолёты, которые именно им и нужны".
ЮТ, Аэрофлот и Сибирь круто вложились в 70-75-местную модель. Всем был нужен новый Ту-134. В итоге компания без консультаций с потенциальными заказчиками решает увеличить фюзеляж в жертву графику загрузка-дальность. Сибирь и ЮТ от заказа отказываются, Аэрофлоту выбирать не приходится.
2. "Мы не будем лезть в нишу конкурентов" (Ту-334).
Без комментариев.
3. "Ситуация с Ту-204, когда первые 15 самолётов быстро встали к забору из-за нетиповых конструкций, недопустима".
Из первых 15 ssj сегодня в регулярной эксплуатации самолётов - ноль.
4. "Ситуация, когда производитель сосет деньги за индивидуальное продление ресурсов, недопустима. Наш самолёт будет эксплуатироваться по текущему состоянию, и назначеного ресурса у него не будет, совсем не будет, как у иномарок".
Ага, щаз. Смотри сертификат типа (4500 часов), дополнение N13 (9000 часов), N36 (15000 часов)...
Смотри вынесенное отдельной строкой примечание (для воздушных судов с порядковым номером до 22...)
И самое обидное здесь то, что у ГСС был реальный шанс прогнуть и МАК, и ГосНИИГу, и РА на самую настоящую ТЭС, но ГСС сама от этого отказалась. А чо, если оператора можно доить, почему бы и не да.
5. "Поддержка эксплуатанта. Она у нас будет. Оператор не останется один со своими проблемами (см. Ту, Ил, Як, Ан)."
Что эту задачу также не получилось решить, стало ясно где-то в эпоху Red Wings.
В эпоху Якутии выяснилось, что ситуация реально даже ещё хуже, чем с Ту-204 - туполя хоть как-то вместе решают вопросы с производителем движков. А ГСС позорно слились со словами "проблема не у нас, мы сделали хороший самолёт, а что движки говно, поставщики комплектухи говно - так это сами решайте свои проблемы".
Отчаявшиеся операторы начали массово жаловаться в СМИ - такого не было даже с Ту-204...
6. "Серьезная проблема наших КБ ещё заключается в том, что КБ отдельно, а завод отдельно. Много геморроя на этом они зарабатывают".
Не помогло. Комсомольск наступил на все те же грабли, что и Ульяновск с Воронежом. Истории про "палец в щель можно просунуть" на сборке не обошли стороной и их.
7. "Мы создадим эффективный механизм лизинговых платежей. Проблема Ту-204 и Ил-96 в том, что их очень тяжело взять в лизинг, мы её решим. Также решим проблему остаточной стоимости.".
Тут можно вспомнить отчаянные суды со всеми операторами на многие сотни миллионов: Армавиа, Московия, Ред Вингс... Некоторые (Бурятия) огребали по полной даже не начав эксплуатировать борта!
Неудивительно, что у многих сейчас возникло отношение "кто угодно, только не ssj".
А наоборот удивительно, что конкуренты таки смогли создать работающий лизинговый механизм для нашемарок. В итоге, правда, сам Рубцов этот бардак и возглавил...
8. "Тысяча самолётов за двадцать лет".
Нуу...
И эту тему долго можно продолжать, долго-долго. С десяток пунктов ещё легко можно накидать, если целью задаться. И каждый преподносится как глобальное превозмогание, и с каждым не забывают полить конкурентов...
И даже если в половине будут преувеличения и утрирования, вторая половина никуда не денется.
А вы спрашиваете, почему...
И заметьте, ни слова про Ан-148.