SXM

Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Самое удивительное в Сен-Мартене то, что он действительно существует.

Плановая поездка в Рай.

Предисловие

Про эту поездку даже нельзя сказать, что сбылись мечты. Просто давно и сильно хотелось съездить и посмотреть - как это в живую. "Каждый мусульманин должен сделать хадж, - думал я. - Каждый авиационный фотограф должен съездить на Махо бич." Впрочем, это конечно преувеличение ;).

Собственно, поездка планировалась давно и сильно загодя и намечалась в своё время на январь 2008-го, но так случилось, что в силу ряда личных причин она была отложена на неопределённый срок, а потом срок подошёл даже как-то спонтанно и болтая ногой в ожидании билета в Питер в офисе Аэрофлота, я подумал "А не пора ли?" и забрав билет, я переместился к стоечке Аэрофлот-бонуса с твёрдым намерением обменять скопившиеся без дела баллы на дорогу в споттерский рай. Дело оказалось непростым - в суровую годину кризиса народ разобрал все бонусные бизнес-классы на 2 месяца вперёд, а низкий сезон на Карибах сократил количество рейсов. Перспектива двух ночных перелётов подряд по дороге обратно замаячила своей неприятной стороной, однако волевое решение было принято - если есть только эконом, значит судьба сэкономить баллы.

Беглый анализ гостиничных возможностей выявил однозначный выбор в пользу Сонеста Махо Бич (тем паче, что в низкий сезон цены за обычный номер с пальмами за окном снижаются с 208 до 153 енотов за номер без завтрака, завтрак отдельно - по 16.50 на человека). Изучение правил визового режима выявило ещё одну неприятность - наличие многолетней шенгенки не спасает её обладателя от необходимости получения отдельной визы. Гордый островок выторговал у Голландии некоторую степень свободы, на беду части туристов, вместе с пограничными правилами. Вобщем, пришлось идти в Голландское консульство за визами. Впрочем, критерий выдачи виз на Сен-Мартен кажется один - справка о доходах. Если она удовлетворительна - отказа, вероятно, не будет. Бронирование перелёта желательно (у меня уже билеты на руках были), гостиницы - обязательно. 4 дня, 35 евро и сбор визового центра.

При этом получив визы и выяснив что они однократные, я затеял работу по их замене на мульти, т.к. хотелось съездить и на французскую часть острова, и на соседние островки. Как выяснилось - зря. Охраняемой границы между частями острова нет, а слетать на ближайший остров Саба (тоже голландский) - 15 минут и 200 долларов с человека. Как-то расхотелось...

В общем, сделав всё необходимое, я погрузился в работу и выгрузился из неё только непосредственно в поездке (действенная связь с Родиной при 8-ми часовой разнице всё равно затруднительна). Готовиться к поездке времени не было. Даже штатив забыл... Пришлось ориентироваться на месте стрелять от бедра.

Итак, покинув гостеприимную Голландию (см. ветку про тюльпаны), мы направились к главной цели нашего путешествия - Сен-Мартену.

B744-KLM-PH-BFA-SXM-frenchside.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Полёт
Полёт удался. Хотя и не сразу. Сразу выяснилось, что барышня в московском Эр-Франсе что-то напутала и места у нас оказались не у окна, а у прохода. Пришлось изыскивать решение. В итоге взяли в разным местах - одно место у окна, а другое - в центре, в первом ряду эконома (куда я и сел в тоске и печали). Это и спасло - место для вытягивания ног удалось обменять, с помощью юной и очень симпатичной КЛМовской барышни, на место у окна, рядом с аварийной дверью - на В747, кто знает, она очень большая и "толстая" - ноги не вытянешь. Но это не важно. Важно то, что на рулении другая барышня отняла у меня камеру. Большая слишком показалась... Сказали - в полёте отдадут. Жаль - вихри в Амстердаме были славные. Но экипаж оказался всё-таки дивным. Не только нашли мне место, но и переговоры по камере оказались успешными. Исспросили разрешения командира. Тот оказался тоже авиационным фотографом и вопрос утрясли. ;) Заодно и познакомились. К слову, в течение полёта стюардессы собирали малых детей и устраивали им экскурсию - наверх, в бизнес-класс и в кабину. Дети были в восторге. Родители, кстати, тоже.

В процессе полёта было немного вкусного - прошли над Хитроу и над западным побережьем Уэльса (см. ниже), в остальном облака и дивный заход на SXM - не с юга, как пkанировалось сначала, а севера - вокруг острова. (см. выше). И вот наконец посадка - мы над раем ;)

http://www.airliners.net/photo/KLM---Royal/Boeing-747-406/1521929/L/

B744-KLM-PH-BFA-Wales.jpg


B744-KLM-PH-BFA-LHR.jpg
 
Последнее редактирование:
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Добро пожаловать в Сен-Мартен



Так вот - всё таки он есть. Не то, что бы идя по дороге к Махо бич я испытал тоже самое, когда увидел Биг Бен (много лет назад, впервые оказавшись в Британии я испытал любоптыное чувство - изучая в школе географию и культуру Англии, я стал воспринимать Лондон и его знаковые места в одном ряду с медвежонком Паддингтоном и Карлсоном - т.е. это стало одной из детских заграничных сказок; и тут сказака ожила... :)). Вобщем моря эмоций не было. Зато там было Карибское море. И потом оказаться в столь знакомом по чужим взглядам месте самому, вживую - всегда интересно. Проще говоря - оказавшись на пляже я был доволен, как слон. Даже при учёте того, что самолёты долго не появлялись, а потом оказались Цессной-208 и DHC-6. Был вечер - всё крупное за день уже улетело.

Не беда - когда есть море под рукой - занятие найдётся ;) А если рядом ещё и знаменитый, но не дорогой Sunset Bar (на двух фото он, на третьем - вид от него) - и подавно :D

SXM-z-Maho-sunset.jpg


SXM-z-Maho-sunset-2.jpg


SXM-z-Maho-sunset-3.jpg
 
Последнее редактирование:
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
День второй - близкое знакомство

Подъём в 4 утра по местному времени подарил нам память о Родине (точнее её часовом поясе) и симпатичный восход. Изучив живописные окрестности гостиницы (о ней позднее) и приобретя в магазине дневой запас влаги и спиртосодержащих жидкостей мы решили не быть оригинальными (на Сен-Мартене вообще не просто быть оригинальным) и отправились в Сансет. Народу совсем не было и мы без труда и за 10 долларов смогли организовать небольшой и удобный корпункт. А заодно спасли пляжный зонтик, утянутый на дно давешним ветром.

(Важно! Ещё одна ошибка была совершена в процессе размены в Европе мелких еврокупюр. На Сен-Мартене евро принимают, но основная валюта там - доллар. Есть местные гульдены, но я их самих не видел, а ценник - только в продуктовом магазине - мелким шрифтом под долларовой ценой.)

SXM-z-Maho-corpunkt.jpg


SXM-z-sunset-zont.jpg
 
Последнее редактирование:
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Надобно отдельно сказать про Sunset Bar и местную специфику. Бар очень славный и оборудован специально для авиационного народа. Вокруг бара расположена стойка, удобная для наблюдений и туда можно легко положить камеру. Стойка оборудована динамиками и можно слушать переговоры земли и экипажей. Если слушать лень или трудно - посетителей информируют о дневном расписании с помощью ритуальной сёрфингистской доски - каждое утро (не очень правда раннее - такое, что бывает кто-то уже и прилетел), белая барышня, заведующая магазином сувениров, наносит расписание (только большие самолёты) мелом.

В баре есть пожилой бармен, чёрный, как и все остальные работники, познавший жизнь и с лёгким грустным пренебрежением глядящий чуть мимо своих клиентов: "Хауа ю, миста? Вота дью лайк ту дринк?" Он знает, что его место уникально, он без эмоций примет ваши восторженные отзывы, но сказать ему это надо - ему будет приятно и он станет относиться к вам иначе. ;) Остальной персонал различен. Молодые люди большей частью с ленцой и могут легко забыть про вас. Не стоит им напоминать об этом - это навеет на них многовековую грусть побеждённого рабства. Лучше общаться с девушками и не забывать про чаевые. Тогда и заказ быстро принесут, и фонарик романтический поставят.

Бар по местным меркам недорогой. Подают гамбургеры - на практике на булочке принесут то, что закажешь - стейк-бургер - обычный стейк лежащий на одной половинке, салат на другой. Цены от 6 до 12 долларов за поесть (за 12 вкуснее ;)), бутылочка пива 0.275 стоит 3 доллара, безалкоголная замороженная пинаколада - 7.

Пить в баре надо Кариб. Т.е. пить там можно всё что угодно, но кариб стоит попробовать. Местное (карибское) пиво с лаймом.

SXM-z-sunset-day.jpg


SXM-z-sunset-3.jpg


SXM-z-sunset-girl.jpg


SXM-z-sunset-carib.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Само название - Sunset (Заход солнца, для невладеющих) вполне оправдано. Дивные виды открываются оттуда:

SXM-z-sunset-1.jpg


SXM-z-sunset-2.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Сказать, что все самолёты в SXM садятся низко - было бы приувеличением. Касания совсем уж к торцу случаются не часто. Поэтому для того, что бы снять интересный кадр нужны удача и покрутиться с углами и ракурсами. Но и у высоко проходящих самолётов бывают интересные моменты - например отражение моря и берега на брюшке:

http://www.airliners.net/photo/American-Airlines/Boeing-757-223/1525136/L/

Не скажу, что я сильно преуспел с результатами в первый день. Скорее приноравливался и ставил эксперименты (вообще, попав в курортную атмосферу я как-то расслабился и пришёл к выводу, что "процесс есть жизнь, результат есть смерть":D). Впрочем, в этом повествовании я постараюсь не слишком утомлять вас, дорогие читатели, просто самолётами. Их можно посмотреть на Анете и ДФ. ;) Так - немного зарисовок первого дня:

SXM-A340-AF-F-GLZL-appr-close-2904.jpg


SXM-A320-jetBlue-N658JB-landing-0405.jpg


SXM-B757-USair-N923UW-appr-2904.jpg


SXM-B737-Delta-N301DQ-landing-2904.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Надо заметить, что интересное можно снять не только при посадках - случаются интересные виды на рулении на старт - места у забора и камней достаточно:

(Продолжение следует)

SXM-z-C208-AirCaraibes-F-OIJO-couple.jpg
 
Jetstream

Jetstream

Местный
Фантастика. Это просто фантастика. Это и моё ТО САМОЕ МЕСТО, куда рано или поздно надо обязательно попасть. Огромное спасибо за фото и рассказ.
 
M-NAVI

M-NAVI

Старожил
Fyodor, спасибо,за рассказ и фото! Это круто, побывать в таком легендарном месте! Голубая мечта! Поздравляю!!!:pivo:
 
Реклама
Д

Дионисий

Старожил
Федор, йошкин кот, завидую от всей души! ;)
 
Tonny

Tonny

БолТ Нэргуй!!
У меня в 2002 году тоже была дилемма куда поехать на Сен Мартен или в другое, как оказалось не менее, а может даже и более стоящее место для человека, интересующегося авиацией. В итоге выбор пал на второе... ;)
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Продолжаем разговор.

Ещё одним "козырным" местом без сомнения является общий балкон 5-го этажа 3-го корпуса гостиницы (тот, что на фотографиях левее главного здания). Оттуда открывается полная панорама посадки, подход можно наблюдать загодня. Днём там немного жарковато, но есть небольшой навес у входа и на 4м этаже стоит айс-машина, что существенно. В принципе снимать можно из собственных балконов начиная с 4-го этажа (я жил на 3-м), но это существенно дороже и самолёты вылетают из-за угла несколько неожиданно - без рации будет трудновато.

На крыше можно удобно расположить фотолабораторию. Набранный ниже лёд не позволяет необходимым для процесса реактивам быстро нагреваться.

SXM-B737-Caribbean-9Y-ANU-tochdown-2904.jpg


SXM-z-hotelview.jpg


SXM-F100-DAE-PJ-DAA-appr.jpg


SXM-z-hotel-reactivy.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Поиски тона

Полный осмотр перимтра аэропорта не выявил точек, куда да бы не ступала нога авиационного фотографа. Определить это не сложно - в заборе местами имеются дырки для объектива, заботливо организованные заинтересованными. Тем не менее, ряд не очень известных мест всё же удалось освоить.

Первым был изучен черепаший пляж. Пустынное место вдоль ВПП с обратной, от аэровокзала, стороны. Там, соответственно, есть две позиции - на касания (15 минут хода от Сансета) и отрывы (ещё чуть меньше прямо по пляжу). Место у отрывов снабжено ещё одним маленьким кафе, но совершенно не авиационного профиля.

Сам пляж, согласно имеющимся табличкам, служит для откладывания черепахами яиц. Таблички так же просят не мусорить и животинок не беспокоить. К сожалению, мы не увидели ни черепах, ни их будущего потомства. Но может быть иногда они там действительно есть. Ещё одна особенность пляжа - плоское дно, нет такого крутого ухода на глубину как на Махо.

SXM-B757-AA-N669AA-landed-3004.jpg


SXM-BN-2A-TAA-VP-AAA-takeoff.jpg


SXM-z-turtle-sign.jpg


SXM-z-turtle-beach.jpg


SXM-view.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Далее состоялся поход к стоянкам бизнес-джетов (за одним старым знакомым ;)) и к отрывам, но по вечернему солнцу.

Отрывы снимаются прямо от дороги в город, имеется масса дырок. Из минусов - если самолёт не битком - отрывается раньше точки. АФ уходят полные:

http://www.airliners.net/photo/Air-France/Airbus-A340-313X/1525135/L/

Ну а дальше пошёл я запечатлеть хорошо знакомый В767, хозяин которого вряд ли присутствовал на острове, т.к. должен был смотреть матч Челси -Барселона. Там дырочек нет, поэтому пришлось немного повозиться:

SXM-B767-P4-MES.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Напротив стоянки бизнес-джетов находится ещё одна стоянка. Любопытное обстоятельство - за день, до того, как снимок был сделан их там было 6 или 7. Рядом правда расположен Avis - видимо это что-то объясняет. Хотя номеров нет... ;)

SXM-z-RR.jpg
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Идти к точкам за аэровокзал лучше через само здание. Во-первых оно прохладное, во вторых - большое. В-третьих - само по себе тоже привлекательно для съёмки.

http://www.airliners.net/photo/-/-/1526121/L/

Для страны (точнее сразу двух) с населением меньше 100.000 - аэропорт очень большой (что и понятно - туристы). И при этом удобный. Хотя не знаю, как там в высокий сезон - сейчас народу почти не было.
 
Fyodor

Fyodor

Летающий фотограф
Но в целом, следует признать - фотожизнь сосредоточена вокруг Махо. А так как Сен-Мартен - если не увлекаться авиацией - не самое привлекательное место для активного и познавательного туризма (об этом позже) - то эффективная карта острова выглядит как-то так :D
Красный - быстрый путь, синий - содержательный. Зелёный - вверх два этажа.

SXM-z-B744-KLM-PH-BFA-map.jpg
 
@ntuan

@ntuan

Старожил
Фёдор, я скажу вам это, от чистого сердца, ощущение буд-то читал хорошую книгу, правда, не мог оторваться, всё так хорошо сказанно и внятно и пояснительно! Красивые снимки дополняют всю картину и те слова, которые в принципе были сказанны так, что аж дух захватывает, спасибо за это, спасибо, я получил ощущение присутствия на Сан Мартене! СПАСИБО! Еси что-то ещё есть, можно тоже выложить, ну очень интересно, и расказы тоже. Как всегда красиво во всех смыслах этого слова! Браво!:pivo:
 
Реклама
Kwispel

Kwispel

Летучий галландец
Fyodor, сегодня с утра проснулся с мыслью "когда ж Федор выложит фото с СМ" :) Серьезно. Иду к компутеру и вижу - лежит! Классно!