Тайны Ульяновского музея истории гражданской авиации

Стипан

Стипан

Старожил
Внимание! Данные на моем сайте, касаемо Ульяновского музея считать временно неверными. Активно собирается информация об экспонатах музея.

Известно, что Приволжскому УГА в 1983 году было поручено передать Ту-124 в Ульяновск. На что они ответили отказом, по причине того, что два имеющих Ту-124 в Казане (мог ошибится) находится в нелетном состоянии и подготавливаются к сдаче на металлалом.

Но уже в 1984 году велись переговоры о передаче и перегоне Ту-124 из Новосибирска.

В 1984 году Украинское УГА отказало передачи в музей Як-40, не мотивируя отказ.

Также известно, что в 1984 году в Ульяновске не было Ту-114 и прорабатывалась доставка Ту-114 76485 из Кривого Рога. Так что в мае 1983 года не было последнего полета Ту-114.

Ми-1 поступил из Комсомольска-на-Амуре в 1984 году, а не вместе с М-15.

В СТ упоминается, что один из Ту-110, должен был хранится в Ульяновске. Я выяснил о ком велась речь. Это Ту-110 СССР-Л5600 из Киева. Его не успели передать и пустили на лом. Статья из газеты Воздушный транспорт 17 декабря 1983 года.

Также упоминалось об восстановление АК-1, Р-5, СБ, Ш-2, АНТ-4, ПО-2
и про планы АНТ-7 и АНТ-9.

АК-1 в Троицке
Р-5 в Риге
АНТ-4 Выборг
ПО-2 Егорьевск
Ш-2 Егроьевск
СБ - вроде как ШВЛП, пока остановился по годам, где активно перевозили неа ИЛ-76.

Вечером продолжу об экспонатах дальше. Нужно проанализировать статьи.
 
Реклама
Стипан

Стипан

Старожил
Про экспонаты продолжение

С июля 1983 года по июнь 1984 год прибыли Ил-14, Ил-18, М-15, Ил-62.
Первым пришел 24 августа М-15.

В 1984 году также пришли: По-2 восстановленный из Егорьевского училища, Як-12 из Чебоксар. Ми-1 из Комсомольска-на Амуре.

Также пришли после июня 1984 года: Ан-24 (УГАЦ), Ту-134 (Центр ГА СЭВ(Ул. ШВЛП)), Ту-144 (МАП) 1 июня 1984 года.

В 1984 году планировали передать Ил-76 из Тюменского УГА. (Парадокс нынешний экспонат музея находяшийся вне музея тоже оттуда родом, но прибыл в ШВЛП в 1982 году и трудился до 1989 года). Почему музей не получил Ил-76 остается пока загадкой.

А теперь самое интересное:
В июне 1984 года велось восстановление следующих самолетов
АНТ-4 в Выборге (восстановили и передали в музей)
АК-1 в Троицком училище (вероятнее всего делали реплику, т.к. оригинал оставили в Пекине из-за аварии в 1925 году, врятли он сохранился)
Р-5 в Рижском училище (может и не реплику делали)
ХАИ-1 в Киевском институте (наверное реплика)
Ш-2 в Егорьевском училище (восстановили до летного состояния и продали в частные руки и еще во времена СССР)

Также было упомянута, что ждут своих умельцев самолеты К-5, МБР-2, АНТ-7, ПС-9, АНТ-6.

Я пока нашел информацию об двух АНТ-6, которых нашли и подготавливали к реставрации. Один был Г-2 другой ТБ-3. Известна их полная история до находки. Один видно (ТБ-3) пошел в Монино, второй потеряли во время реставраций.

Что касается АНТ-9, то скорее всего хотели делать реплику. Хотя кто знает :).

Также в музее имеется СБ, в гражданской модификации, найденный под Магаданом. С 1984 года его активно перевозили в Ульяновск. Хотели восстанавливать видно за счет ШВЛП. Но к сожалению в смутное время разворавали на бывшем АНТК им Устинова (ныне Авиастар), видно передавли аж ему восстановление. Лежит сейчас обломками в запаснике музея в ангаре.

Также с 1984 года строили планы на Ан-10, Ли-2, АНТ-14, ПС-9, ПС-35, ПС-89, К-5, Сталь-2.

Думаю все перечисленное, кроме Ан-10 и Ли-2 должны были репликами.

Ранее описанные 2 Ту-124 действительно относились к а/п Казань и в конце 1983 года подготавливались на утилизацию. Передавать в музей отказано.

Подробно написана история поиска Ту-104 в ветке про последний полет Ту-104. Поиски велись с 1983 года.

Продолжение следует:
(как в сказке, чем дальше - тем страшнее)
 
Стипан

Стипан

Старожил
Немного прояснилась ситуация со Сталь-2. Все таки не реплика. Остатки самолета находились на острове Вайгач. Местоположение и состояние знали работника аэропорта Амдерма. Судя по всему они его и нашли.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Выяснил судьбу АНТ-7. Киевский институт инженеров ГА, должен был восстангавивать АНТ-7, но финансирование растянулось. Так что АНТ-7 в Киеве, это ни что иное, как один из многочисленных потерянный экспонат Ульяновского музея.

http://www.aviaport.ru/digest/2003/06/18/54245.html

Всего экспедицией газеты "Воздушный транспорт" было найдено 200 самолетов. 54 из них подготавливались к эвакуации для реставрации в музеи. И это только по данным на 1984 год.
 
Последнее редактирование:
Стипан

Стипан

Старожил
Немного подробностей про АК-1

В 1983 году МГА дало задание Троицкому авиационному техническому училищу воссоздать в натуральную велечину АК-1, для Ульяновского музея истории ГА. Реплику создавали на АТБ училища в течении 2 лет. Его создавали авиатехники В. Соколов, В. Булгаков, курсанты И. Гурков, А. Джантлесов, Е. Курбатов, С. Василенко, А. Солнцев, В. Борисов, Р. Мустафин. При восстановлении были сделанны заново чертежи и расчеты на прочность. В первой половине 1986 года самолет (реплика) был изготовлен. 19 апреля 1986 года училище рапортовало о выполении ответственного задания. Самолет планировали транспортировать в Ульяновск.
Дальнейшея судьба АК-1 мне пока неизвестна. Доставили ли его в Ульяновск или нет? Пока неизвестно. На данный момент АК-1 не наблюдается в музее. Большая вероятность того, что его нет. Куда он делся неизвестно.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Также для Ульяновского музея планировали восстановить Ка-18.

В 1986 году, после доставки и передачи АНТ-4, Выборгское училище рапортовало о восстановление Ка-18 для Ульяновского музея.

Вероятнее всего на данный момент в Выборге хранились остатки Ка-18, которые ранее использовались в качестве учебного пособия. Дальнейшая судьба этого восстановления неизвестна, как и вероятный Ка-18 для этих целей.
 
Стипан

Стипан

Старожил
По-2 СССР-1988

Недавно гуглил интернет и всплыла статья 2006 года о новом экземпляре Ульяновского музея. Описывали По-2. Его восстановили и начали выставлять в экспозиции музея с 2006 года. Причем в самой статье было написано следующее. Что самолет был найден энтузиастами в 90е годы и восстановлен. Позже был передан киностудии Мосфильм для съемок кинокомедии про войну. В итоге самолет был возвращен в поврежденном виде и его пришлось восстанавливать заново. Данные факты взяты со статьи со слов тогдашнего директора музея Олега Куликова (ранее был директором одной из школ). Либо он ошибался, либо корреспонденты спросили, потом забыли даты, потом все придумали. оригинал статьи

Опять ложь и провокация. Данный По-2 был восстановлен в Егорьевском училище и поступил в музей в 1984 году. Причем был отвратительно собран. На этот факт возмущались рестараторы из Егорьевска. Что с трудом восстановленный ими экспонат, небрежно хранится. Самое интересное - регистрация По-2. Она имеет обозначение СССР-1988. Очень сильно смахивает на год. Но в музее он был уже в 1984 году. Почему 1988, а не 1984 мне пока неясно. У меня есть два предположения:
1) Регистрация была СССР-1984 (по году восстановления) и после реставрации из-за съемок фильма была нанесена с ошибкой.
2) Регистрацию нанесли уже в самом музее, возможно при открытии. Как раз по году открытия. Открывался он как раз в те времена.

Думаю со временем разобраться в этих вопросах....

Интересует следующее. Какая комедия про Войну снятая на Мосфильме предположительно в 90е-начало 2000х могла использовать в качестве реквизита Ульяновский По-2. Знатоки кино подскажите пожалуйста!!!

Продолжение следует. Следующий на повестке дня ТБ-3. Да как неудивительно он тоже БЫЛ в музее. И даже было найдено их три, но это уже другая история, которую расскажу чуть позже....
 
Последнее редактирование:
Стипан

Стипан

Старожил
Р-5 в Риге.

Ранее упоминал, что в Риге восстанавливался Р-5. Немного подробностей про его судьбу после реставрации. Данный Р-5 в 1983-1984 годах был доставлен в РКИИГА с целью для восстановления для музея гражданской авиации. Процесс восстановления даже был показан по телевиденью. С восстановление было много проблем. Но его практически восстановили. Позже развалился СССР (далее все по интернет легендам) и самолет Р-5 поделили между собой 3 совладельца. Один стал владельцем двигателя и винта, второй завладел фюзеляжем и крыльями, что досталось третьему неизвестну. Владельцы между собой не контактируют. Самолет судя по всему восстанавливать не желают. И по слухам каждый из владельцев хочет за свою часть Р-5 получить свой прихватизированный миллион.
Позже найду информацию про сам этот Р-5 и напишу еще подробнее как и где его нашли...
Эх два экземпляра Ульяновского музея сгинули в Риге. Про второй знаменитый экземпляр думаю многие знают. Это Ан-10.

П.С. Про ТБ-3 подробно все опишу позже на днях. В качестве анонса сообщу, что будет описан его последний полет, находка и эвакуация.
 
Стипан

Стипан

Старожил
ТБ-3

Настоящее:

Замечен впервые был в 1970 году во время геодезических работ командиром Ми-4 Глушко и борт-механиком Г. Фесюн. Самолет находился на склоне сопки у реки Кавы, между Охотском и Магаданом. В 1980 году найден во второй раз командиром Ми-4 Николаем Балдиным из Охотска. В 1982 году Н. Балдин вернулся к вертолету и определил его марку, как ТБ-3. С 1984 года начал открыто подниматься вопрос об восстановлении. Во время эвакуации СБ для Ульяновского музея был замечен ТБ-3 его сотрудниками, и было принято решение о восстановление ТБ-3 для Ульяновского музея. В 1986 году эвакуирован в Магадан с помощью вертолета. В декабре 1986 года отправлен спецрейсом в Ульяновск в музей гражданской авиации спецрейсом. Что с ним стало в Ульяновске пока неизвестно. Воссатновлен он не был. Я никогда не слышал о нем в музее...Большая вероятность того, что в музее нет остатков самолета ТБ-3. Видно растворился в 90е...

Прошлое:

Эксплуатировался самолет вероятнее всего в ВВС РККА. Самолет совершал первый беспосадочный рейс по маршруту Магадан-Хабаровск в 1941 году. Рейс был для наладки и поддержания усвтойчивой связи с отдаленными регионами. На подлете к Охотскому перевалу стояла низкая облачность. При обходе облачности земля оказалась ближе, чем ожидали, а нисходящий поток бросил самолет на сопку. Самолет загорелся из-за столкновения. Сгорел частично фюзеляж. При столкновении самолет был разломан. Крылья и хвост оказались по одну сторону сопки, кабина по другую. Весь экипаж спасся. Командир сильно обгорел. Самолет восстановлению естественно не подлежал.

А теперь про экипаж самолета и его судьбу:
Командир экипажа - Николай Клоченко, стал одним из первых "миллионеров" Аэрофлота, воевал, летал на Берлин
Второй пилот - Николпй Шарков, до пенсии трудился на Севере
Борт-механик - Дмитрий Фуфаев, в конце 20х годов участвовал в перелетах Москва-Токио-Москва, Москва-Хабаровск-Нью-Йорк. Позже командовал авиаотрядом Дальстроя в Магадане.
Борт-механик - Георгий Попов, до пенсии трудился на Севере
Радист - Казимир Петрович Козловский, опознал самолет и описал его историю, участвовал в эвакуации самолета в Магадан.

П.С. Очень жаль, что умудрились потерять где-то такой многотонный самолет. А ведь он самолет всем самолетам!!!
 
Стипан

Стипан

Старожил
АК-1 из Троицка

Восстановленный самолет был доставлен в Ульяновск. Находится в одном из ангаров АТБ на а/д Ульяновск-Центральный в разобранном законсервированном виде. В музее не выставляется из-за отсутсвия ангара для экспозиции. (все таки деревянный самолет) Все-таки был передан в музей и сохранен в надлежащем виде бережно!!! Я рад сильно. К сожаление ввиду закрытой территории его местоположения, на него взглянуть невозможно.

Ш-2 из Егорьевска.

Восстановленный самолет не был доставлен в музей. Еще в 1986 году был отдан в частные руки из Егорьевского училища. Сейчас находится в чьих-то частных руках.

Уважаемые форумчане помогите узнать, в чьих частных руках находится Ш-2. Видел его фото в каком-то ангаре, живется ему неплохо...

П.С. Из самого музея не пропал не один экземпляр самолета. Обломки СБ (ПС-40) бережно хранятся в одном из ангаров. АНТ-6 хоть и был доставлен в Ульяновск, но судя по всему не был передан в музей. Поиски его продолжаются. Единственно был утилизирован один Ту-134, но вместо него был получен Ту-134 в более хорошем состоянии. А вот много экземпляров музей потерял ввиду того, что либо вовремя не отдали, либо отдавать не хотели.

Продолжение следует...
 
Реклама
Стипан

Стипан

Старожил
Продолжение истории с ТБ-3. Отдан он был на восстановление на АНТК им. Устинова в Ульяновске (ныне ЗАО Авиастар-СП). Даже было начался восстанавливаться. Но до 1989 года был разрезан и вывезен на свалку.

Источники:
1. Статья в газете "Известия" История на свалку от 24 августа 1989 года.
2. Книга Е. Коноплев "На край земли за самолетом", где собственно и прочитал эту статью в приложение, по-мимо восспоминаний автора.

Вот такой вот грустный конец у этой истории. А я так надеялся найти остатки на АТБ а/д Ульяновск-Центральный. :( :(
 
Стипан

Стипан

Старожил
И теперь самое интересное ТБ-3 в Ульяновске был с горы Чильтальд на Кольском полуострове, а не с Магадана. Так что прошлое его другое и скорее всего неизвестно.
 
Моргун

Моргун

Местный
Посмотрел сегодня 'Авиаторы' по НТВ, сюжет про Ми-10К, тот рассказ Карапетяна, где он в составе экипажа вывозил Боинг. Но ведь никто, кроме самих участников, не знает, как из горного хребта Сальные тундры (гора Чильтальд) был вывезен ТБ-3. оговорюсь сразу, что я лично в этой операции участия не принимал и повествую по памяти да ещё и с чужих слов. Так что не взыщите если чуть-чуть, не умышленно, привру. Не в моих правилах пересказывать чужие рассказы (своих хватает), но уж больно интересный случай, очень может быть, что единственный в мире.
Я уже рассказывал, что перешел в Мурманский ОАО из Вологодского ОАО, и для полноценной работы мне не хватало нескольких допусков, которые в Вологде не востребованы. В том числе мне нужен был допуск для полетов в горах, который даётся в два этапа: сначала на площадки подобранные до высоты 900м, а затем выше. Давал мне этот допуск КЛО Сигов В.Н., а чтобы сочитать полезное с интересным, он решил показать место падения ТБ-3 во время ВОВ не так далеко от Финской границы. Вот мы обнаружили самолет, подобрали площадку, доложили диспетчеру о посадке и времени стоянки, примостились (кто летал в горах, знает о чём я гутарю), выключились. Пошли обследовать. Самолет лежал на спине в очень даже приличном состоянии. Плоскости и фюзеляж целые, только резина на колёсах шасси отсутствовала (может жгли костры, а может лопари-саамы использовали в своих целях). Внутри плоскостей находились топливные баки бочкообразной формы, между ними можно было ходить к двигателям. Часть передней кабины (штурманской) была разрушена, в связи с тем, что самолет приземлился в перевёрнутом положении, по склону горы были аккуратненько разбросаны детали вертикального оперения (киля). Радиостанция, педали управления, приборы, были в относительно нормальном состоянии, в кабине летчика лежали фрагменты унтов.
После окончания тренировки я высказал мнение, что было бы не плохо, кому ни будь из заинтересованных лиц это всё рассказать. Владимир Николаевич написал в газету 'Воздушный транспорт', приехал корреспондент, его провезли на место, все показали, он очень много сделел фотоснимков и напечатал огромную статью (это 86-87 год). Затем прибыли представители Ульяновского музея Гражданской авиации, с соответствующими бумагами и разрешениями, создали группу эвакуации, в которую вошли представители авиапредприятия (в основном АТБ), организовали там лагерь и приступили к разборке. Отстыковали одну плоскость, с неё сняли двигатели и баки (для максимального облегчения). К подножью горы прибыл КрАЗ с трейлером. Вывозку запланировали вертолетом Ка-32Т, экипаж: КВС Сигов В.Н., справа пилот-инспектор МГА Дундуков Ю.Б., старший б/м ЛО Карманов Е.Н. Сначала перенесли вниз по одному двигателю, затем в сетке баки и разную мелочь. А вот затем - плоскость (крыло). Вертикально подняли без проблем, пошли в разгон, и тут она (эта плоскость) вспомнила свою юность и начала занимать горизонтальное положение рядом с вертолетом, инспектор приказал сбросить груз (кнопки сброса у КВС), но Сигов хладнокровно и очень постепенно уменьшил поступательную скорость, заставил плоскость вернуться в вертикальное положение, подобрал оптимальную (очень не большую) скорость, и донес этот бесценный экземпляр к трейлеру. Другую плоскость от двигателей не освобождали. Перевезли всё найденное в Мурмаши, на аэродром ДОСААФ, там запаковали в железнодорожные контейнеры и увезли в Ульяновск. Больше об этом самолете я ничего не слышал:
 
Стипан

Стипан

Старожил
Моргун, спасибо большое за такое большое дополнение.
Перевезли его в Ульяновск в декабре 1986 года? И перевозили же в Ульяновск самолетом?
 
Стипан

Стипан

Старожил
Прошлое данного ТБ-3 практически мне пока ничего не известно. Кроме рассуждения о том, что это было в 1939-1940 году и номер прибора ОПБ-2 (ГОМЗ) №2230 1937 г.в. И это был ТБ-3 100%, не гражданская модификация Г-2. Номер прибора кстати очень сильно смахивавет на систему заводской нумерации АНТ-6. Может и что всплывет еще про этот ТБ-3.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Ниже прилагаю список самолетов эксплуатировавшихся в гражданской авиации. Данный список был рабочим, на основе которого создавался план-поступления экспонатов в музей.

______________
АК-1
Юнкерс F-13
Г-1 (АНТ-4)
По-2 (У-2)
К-5 (К1-К4)
П-5 (Р-5, ПР-5)
ПС-7 (Р-6, АНТ-7)
ПС-9 (АНТ-9)
МП-1 (МБР-2)
Ш-2
Г-2 (АНТ-6)
Сталь-2 (Сталь-3)
ПС-40 (АНТ-40)
Ли-2 (ПС-84)
МП-7 (ГСТ-2, Каталина)
Ил-20 (Ил-28)
_________________
Морава, Л-29, Л-410, М-15
Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-22
Ка-15, Ка-18, Ка-26
Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ми-26
Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-76
Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154
Як-12, Як-40, Як-42.
_________________________

Данный список указан в книге Е. Коноплева "На край земли за самолетом"
Более интересны сами планы-графики, где каждому УГА, было приписано найти и передать данный самолет. Их я к сожалению не видел, но очеь хотелось. Некоторые планы-моменты при создании музея я описывал здесь (в этой теме).

Если бы все получилось, музей возможно имел такой список эксопнатов.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Ли-2

При формировании экспозиции Ульяновского музея было обследовано 7 штук на постаментах и аэродромах. На одном из них были даже совершенны рулежки на а/д Тушино. Позже совместно с Е. Коноплевым и Е. Прочко обнаружено, что в ВВС Китая эксплуатируется 2 полка Ли-2. Позже Ю.П. Дарымов, на основе этих данных, составил письмо в Китай с просьбой передать в музей истории гражданской авиации один из Ли-2, а взамен передать Ан-26. Китай согласился даже подарить Ли-2, от обмена отказавшись. Спустя год в Ульяновск презимлился Ли-2 с опозновательными знаками Китая. Руководство Китая подарило Ли-2, с просьбой оставить опознавательные знаки Китая.

Источники : Евгений Коноплев : "На край земли за самолетом"

Что было дальше пока неизвестно, но в музее нет Ли-2. Куда делся неизвестно. Буду узнавать.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Анализ списка старых самолетов:

АК-1, произведена реплика в Троицком училище. В 1986 году был заканчен. Передан в музей. В настоящее время в запасниках музея в разобранном виде.
Юнкерс F-13, пока не находил данные об этом самолете. Был ли он найден или планировалась постройка реплики. Неизвестно.
Г-1 (АНТ-4), восстановлен в Выборге и доставлен в музей в 1986 году.
По-2 (У-2), построен в Егорьевске и передан в музей в 1984 году. Построен в 1983 году. Изначально имел регистрацию СССР-1983, по году постройки. В 2006 году по непонятным причинам нанесена регистрация СССР-1988 при реставрации. Причем было заявлено, как о новом экспонате.
К-5 Пока неизвестно о планах на этот самолет.
П-5 (Р-5) Восстанавливали в Риге до летного состояния. Сейчас по слухам находится в собственности у трех человек. Данные из интернет-легенд.
ПС-7 (АНТ-7) Восстанавливался в Киеве. Сейчас в музее в Жулянах.
ПС-9 (АНТ-9) Вероятнее всего планировали, как реплику. Ведь последний АНТ-9 был сбит бендеровцами на Украине, во время ВОВ.
МП-1 (МБР-2)
Пока еще не знаю. Но в Сафоново были доставлены обломки двух МБР-2 ВВС РККА, из которых сделали одну. Врятли одна из этих планировалась для Ульяновска. Пока думаю неизвестно.
Ш-2 Восстановлен в Егорьевске и продан зарубеж. В интеренете ходит много фото с Ш-2 с регистрацией СССР-Е1986, вот это и есть он.
Г-2 (АНТ-6) Доставлен с Кольского полуострава в 1986 году в Ульяновск. Передан на восстановление в АНТК им. Устинова, разрезан и выброшен на свалку до 1989 года.
Сталь-2 Были упоминания про обломке на острове Вайгач, но данные оказались ошибочными.
ПС-40 (АНТ-40) Доставлен с Магадана в Ульяновск для реставрации, но не был восстановлен. В настоящее время в запаснике музея обломки.
Ли-2 Поступил из ВВС Китая, куда делся пока неизвестно.
МП-7 (ГСТ-2, Каталина) Пока неизвестно ничего.
Ил-20 (Ил-28) Один из Ил-20 был действительно в Ульяновске в качестве учебного пособия, но видимо не до жил до музея. Позже появился в музее Ил-28 ВВС СССР. Видимо пришел из УлПИ (УлГТУ), где использовался в качестве учебного пособия на военной кафедре.

Вот собственно и все. Хотя в газете ВТ, я находил упоминания о планах на АНТ-14, ПС-89. Также находил упоминание об ХАИ-1 в Киеве, что скорее всего ошибка.

Продолжение следует.

П.С. Все до конца не подтвержедно и данные записи этой темы, как 100% правдивые пока не воспринимайте. Когда все соберу по всем экспонатам, тут же сообщу.
 
Реклама
Стипан

Стипан

Старожил
Немного не в тему. Но фанатам памятникам и музеев будет интересно. 2 октября 2010 года в музее был передвинут Ту-134. Установили его паралельно Ту-154.

П.С. Тайны музея никак не разгадываются пока.