О какой схеме идёт речь?
О схеме прибытия или схеме захода?
О схеме полетов для конкретной ВПП, указывается по метеоканалу в ATIS.
Проще говоря, за полчаса до посадки и минут за десять до начала снижения, экипаж принимает, слушает, метеоинформацию по УКВ связи, какая же сейчас фактическая погода на аэродроме назначения, куда экипаж и намерен приземлиться.
Вы про ATIS (АТИС) можете почитать в Википедии, потом в документах ФАВТ и ИКАО.
О схеме прибытия или схеме захода?
Не правильная терминология.
Есть схемы подхода (STAR), есть схемы выхода (SID), есть схемы полета по кругу для каждой ВПП.
Вот Вы идете на запасной. Вам диспетчеры помогают и сообщают актуальные METARы запасного аэродрома.
За полчаса примерно прослушиваете информацию АТИС. Просто на частоте УКВ послушали и записали на листочке или в памяти головы.
По согласованию с диспетчерами вы приступили к снижению по маршруту на запасной аэродром. Так и следуете, с маршрута, до точек,обозначенных в сборниках АНИ. Там указаны координаты точек в зоне подхода, примерно за 80 км до аэродрома.
Вы снижаетесь и следуете на эти точки, их может быть несколько, а может быть одна.
Но в итоге, вы прибываете на схему аэродрома. Для конкретной рабочей ВПП, которая указана была в информации АТИС, которую вы прослушали.
Информация АТИС обновляется обычно каждые полчаса.
На высоте перехода вы переводите высотомеры на давление конкретного порога ВПП, там на этой ВПП вы и должны сесть.
Докладываете диспетчеру, он проверяет и подтверждает и дает указание переходить на частоту смежного диспетчера, круга, тауэр, то есть диспетчера именно схемы аэродрома
Схемы указаны в сборниках АНИ.
В зависимости от стороны подхода, вы можете войти на схему аэродрома для рабочей ВПП к третьему, четвертому развороту или с прямой.
Есть и другие варианты, но опять же по стандартным схемам.
Надеюсь, вы что-то поняли, что я сказал. Но за пару часов я не могу преподать всё самолетовождение в районе аэродрома.
Если вы интересуетесь как пилот-любитель, советую почитать книгу деда-штурмана, М.А.Черный, "Самолетовождение" .
А еще продолжим беседу здесь. Люблю читать лекции. Самому было интересно на первом курсе, а как самолеты летают? Астронавигацией пользуются или нет? Оказалось, в ГА обычно пользуются радионавигацией. И карты были 20-километровки. А для малой авиации карты были 5-километровки и крупнее.
Забавная тема, сам расскажу, заодно и вспомню