Ту-124 в Питере '63

R

RA44471

Новичок
Джентельмены, если у кого-то есть какая-то информация по ентому проишествию или ссылки на оную - плз поделитесь.
 
Реклама
e320

e320

Старожил
RA44471,

Лёша, вот что есть в базе

Date: 21 AUG 1963
Time: 12:15
Type: Tupolev 124
Operator: Aeroflot / Moscow
Registration: CCCP-45021
Msn / C/n: 2350701
Year built: 1962
Crew: 0 fatalities / 7 on board
Passengers: 0 fatalities / 45 on board
Total: 0 fatalities / 52 on board
Airplane damage: Written off
Location: Neva River (Russia)
Phase: Approach
Nature: Domestic Scheduled Passenger
Departure airport: Tallinn-Ulemiste Airport (TLL)
Destination airport: Moskva
Narrative:
The Tupolev took off from Tallinn at 08:55 and it appeared the undercarriage didn't retract. The flight diverted to Leningrad (because of fog at Tallinn) at low altitude. At 11:00 the aircraft started to circle the city at 1650 feet. The eighth and last was started at 12:10 when, at 13 miles from the airport, the no. 1 engine quit. The remaining engine quit shortly thereafter and a ditch was carried out in the 300 metres wide River Neva. All passengers remained on aboard as the floating aircraft was towed ashore.
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
В газете "Алфавит" была хорошая статья.

Мне, правда, кажется (см.текст статьи), что от Большеохтинского (у которого действительно высокие металлические фермы) до Финляндского Нева, мягко говоря, не прямая. Там резкий поворот налево, градусов на 110. И если идти с Большой охты то Финляндский железнодорожный ДО Литейного. И Исакий под крылом при заходе с юговостока ну никак проплывать не может.

Думаю, Большеохтинский надо заменить на Троицкий. Тогда самолёт шел на пулково со стороны Черной речки действительно через центр, но довернул чуть влево и сел на реку на радость обитателям гостиницы "Ленинградская"...

Другой вариант: от Большой охты на юг вдоль Невы. Тогда ни Литейного, ни Финляндского, ни Исакия не наблюдается. Кто знает, где же он таки сел?
________________________________________________________

15 октября 1963г. с аэропорта Таллин стартовал рейсовый Ту-124 и отправился в Москву. Однако, на взлете самолет потерял незашплинтованный болт одного из звеньев передней стойки шасси. Прибор показывал, что переднее шасси не до конца ушло в гондолу. Все попытки выпустить и убрать его ни к чему не привели. Стойку заклинило. Как и положено по инструкции, командир экипажа 27-летний Владимир Мостовой немедленно доложил о случившемся диспетчеру.

"Земля" приказала лететь не в Москву, а в Ленинград. Экипаж сменил курс и продолжал раз за разом упорные попытки справиться с поломкой, но безуспешно. Потом экспертиза выявит неисправность узла, который связывает стойку шасси с механизмом подъема. Но уже в тот момент было ясно: при посадке с наполовину убранным шасси самолет наверняка клюнет носом, а затем, возможно, перевернетсяю

Чтобы облегчить нагрузку на эту стойку при посадке,ленинградский диспетчер приказал летчикам "походить" по кругу,вырабатывая топливо. В Ленинграде готовились принять аварийный борт на грунтовую полосу. По тревоге были подняты пожарные расчеты, к месту посадки стягивались машины "скорой помощи" и спецтехника.

Экипаж вышел на аэропорт Пулково и по команде с земли принялся огибать город по большой дуге: один круг, второй, третий… Надо было израсходовать максимум горючего, чтобы садиться уже на последних каплях. Тогда при возможном ударе удастся избежать пожара. Каждые четверть часа самолет показывался над летным полем и вновь уходил.

На восьмом круге один из двух двигателей внезапно чихнул и умолк. Судя по показаниям датчика, горючего в баках еще оставалось достаточно. Но из-за отказа двигателя диспетчерская служба дала экипажу разрешение на экстренный проход по прямой, через город, чтобы как можно быстрей оказаться над посадочной полосой аэропорта Пулково.

Самолет находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450м остановился и второй двигатель. Так обнаружилась вторая неисправность – ошибочные показания приборов, фиксирующих наличие топлива. Мостовой оторвал взгляд от панели приборов: внизу проплывали купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства, Зимний дворец…

Часы показывали 12.30 пополудни. Самолет быстро терял высоту. И командир корабля мгновенно принял единственно возможное в тех условиях решение: попытаться сесть на Неву.

Над Литейным мостом пронеслись в 90 метрах от воды, над высокими металлическими фермами Большеохтинского – в 40… К счастью, мост Александра Невского еще не был построен. Но впереди был еще один – Финляндский, железнодорожный. Однако, удалось сесть на чистую воду, даже не задев плывущий рядом буксир. Ни один пассажир не получил даже царапины.

Команда буксира уже спешила на помощь. Кое-как пришвартовавшись к авиалайнеру, речники принимали на борт пассажиров и экипаж. Жертв не было. Самолет затонул примерно через полтора часа, а еще через два дня был поднят и высушен.

Затем он был отправлен как учебное пособие в одно из технических училищ ГА.

ИСТОЧНИКИ

Ю.Туйск. Газета "Алфавит" №15 (125), 4 ноября 2001г.
 
A

Aziatovich

Изобретатель велосипедов
Чудовище озера Лох-Несс
Из архивов КПСС.
:D
 
A

Или это и есть грунтовая полоса в Пулково? :D
 
C

C-5k

Местный
Ту-134 был тренажером по покиданию приводнившегося самолёта. Пару лет, как говорят, пугал случайных прохожих на этом водохранилище.

А командиру Ту-124 было 27 лет? Мой респект!
 
A

Бурундук, походу самолет заходил как раз со стороны Черной речки, а про шпиль Адмиралтейства, купол Исакия и Петерропавловку - просто для красного словца, скорее всего.
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
Если он шёл с Черной речки, то он мог пролететь ЛИБО над Литейным и сесть перед Финляндским, ЛИБО над Большеохтинским и сесть на юго-востоке города. Но никак не над обоими. Скорее первый вариант.
 
Реклама
Экзот

Экзот

Элефантерия
А мост на снимке трудно опознать? У меня не получилось. :(
 
A

Нашёл снимок. Это большеохтинский мост. ИМХО
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Чтобы не искать по ссылкам (не допетрил).

Тут ясно - откуда-куда снимали? Он не долетел до этого моста или перелетел?
 
Е

ЕхБортоператор

Местный
Солнце - слева спереди, значит вид на южную половину города. Если сел выше моста (ближе к Ладоге), то его сильным невским течением несет вниз и центр города - справа. Если ниже моста, и течение - вправо, то, чтобы удержаться против течения, он должен быть за что-то зачален.
 
Капитан Гагабу

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
Забыли сказать, товарищи, про плот, что он при швартовке разнес одно из окон в самолете, и поэтому пришлось поторапливаться с эвакуацией.
А про приборы я чтил когда-то, что там как-то там все было настроено, что при пустом баке датчик показывал наличие в этом самом баке целой тонны топлива.
А еще я читал в "Труде", что "зрители восхищенно наблюдали, как самолет глиссирует по Неве". Уж не знаю, как они, а я бы при виде глиссирующего по Неве самолета, к оному не приспособленного, глядел бы не столько восхищенно ,сколько поначалу удивленно :lol: ...
Кто-то из летчиков рассказывал потом в интервью, что кресла в самолете были сырыми долгие годы, - "сядешь на них, потом встанешь, - задница мокрая..." :D
Вроде как действительно самолет потом, - после всплытия :D , - отправили в какое-то летное училище... как тренажер, что ли.
А в целом, делитесь информацией, коли что еще знаете... за облаками вам зачтется... :wink:
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Натан Захарий
Забыли сказать, товарищи, про плот, что он при швартовке разнес одно из окон в самолете
Это не так то просто - удар должен быть достаточно резким - врядли плот и самолёт сближались с такой скоростью.

А про приборы я чтил когда-то, что там как-то там все было настроено, что при пустом баке датчик показывал наличие в этом самом баке целой тонны топлива.
Тонна топлива - это 10% полной заправки Ту-124го - так топливомер врать не может. Уверен - вся эта байка про врущий топливомер выдумана журналажниками, ничего сложнее своего автомобиля не видевшие: в отличии от автомобиля, у самолёта такого класса минимум два бака со своими "персональными" датчиками топливомеров, которые, как нетрудно догадаться, одинаково врать не могут - т.е., перещёлкивая задатчик с "Суммы" на "группы", не заметить расхождения между врущим датчиком и "по-другому-врущим" невозможно - топливо из правой половины топливной с-мы, по идее, должно вырабатываться симметрично; если нет - бортмеханик просто обязан разобраться или предупредить. Предположим, что пилоту некогда было заморачиваться с перещёлкиванием задатчика по группам и он следил за остатком топлива по "Сумме" и видел, что, согласно топливомеру, в сумме топлива остаётся одна тонна... Но и тогда он просто не имел права оставлять всего тонну - для Ту-124го это - пол-часа полёта. А ведь нужно ещё было долететь до Пулково, выполнить заход (а вдруг с первого раза не получится?).

Вроде как действительно самолет потом, - после всплытия :D , - отправили в какое-то летное училище... как тренажер, что ли.
Скорее, в техническое.
 
Реклама
S

Strannik

Старожил
Жалко, нет в свободном доступе передачи "Как это было" 1999 года по этому событию.