По сообщению VladZ
Меня тоже затронуло сообщение Владимира Григорьевича (VladZ), тем более в нём чувствовались неравнодушие, желание справедливости, какой-то душевный крик. Можно с ним во многим согласиться, но кое с чем я согласиться не могу…
Конечно, технический состав в нашем общении остается как-то в стороне, о чём я где-то писал. Но здесь только объективная истина, а не какое-то общесубъективное пренебрежение техническим составом. Поэтому, чтобы показать, что это не так, я сознательно привёл в Списке (стр.301) и фамилии тех офицеров-техников, которые служили в амдерминском полку. Также выделил и представителей техсостава, которые здесь общаются и которых я смог идентифицировать как техников. Сейчас добавил фамилии, подсказанные СВФ.
Но надо признать и то, что у лётного состава и у технического были как бы разные жизни, разные в те годы, как правило, круги общения. Разные были и места работы: у одних в классе для подготовки к полётам, дежурное звено, у других аэродром, ТЭЧ. И встречались только на утреннем построении, на подведении итогов, иногда на полётах. Нравится ли кому-то это или не нравится, но, надо согласиться, что это так. Доказывать данное утверждение не стану ввиду его очевидности. Вот поэтому за давностью лётчики помнят фамилии техников гораздо хуже, нежели своих товарищей по лётному цеху. Как, впрочем, и техники помнят лучше фамилии своих товарищей, с кем им приходилось на стоянках в жару и в холод обслуживать, готовить самолеты к полетам. Конечно, техники помнят и многих лётчиков, которые были для них командирами и начальниками. Это тоже объективно. Так что здесь преимущество за ними.
Далее… Владимир Григорьевич писал: «Что ж вы так грубы с теми, кто был первым на Ту-128? Да и суть-то не в этом… Разве важно сейчас и здесь кто чем командовал и кто сколько и на чем налетал?».
Мне кажется, не было грубого отношения в адрес тех, кто был первым на Ту-128. Эти люди всегда нами почитались и почитаются.
А вот то, что сейчас неважно, «кто чем командовал и кто сколько и на чём налетал», я и соглашусь, и возражу. Вспоминались здесь и Мельников Сергей Игоревич, и Кузьмин Павел Иванович, и Николаев Александр Петрович, и Евглевский Электрон Миронович, и Ростимберский, и Костенич, и Лихтман Карл Григорьевич, и другие. Вспоминались вместе с их должностями на разных этапах их службы.
Соглашусь, что сейчас неважно, кто чем командовал, сейчас все равны, но как же не упомянуть о должности, когда вспоминаешь своих командира полка, командира эскадрильи, эти две основные фигуры в авиации, когда вспоминаешь других начальников. Как я могу что-то сказать о семском командире эскадрилье Крушине Николае Николаевиче, требовательном и справедливом начальнике, не назвав его должность? Как я могу что-то сказать о семском командире полка Костенко Евгении Ивановиче, тоже не назвав его должность? Да и как я могу что-то сказать о том же Лихтмане Карле Григорьевиче, не назвав его должность начальника авиации семской дивизии, в которой я его только и знал? Нет, тут без должности не обойтись. Иначе рассказ получится обесцветченным.
Кстати, вспомнился случай, как я по поручению командира полка Костенко Е.И. отвозил в штаб дивизии, Лихтману К.Г., какой-то срочный документ. Лихтман тогда уже с год или даже больше не летал, жил один (жена уехала), дочь жила в Москве. Так вот зашёл в его кабинет, а он что-то мне такое интересное выдал (находился под хорошей «мухой», но по нему это было почти незаметно), что сразу было видно, это не ординарный человек. Должен тут уточнить, что то, что он выдал, было выдано и интересно совсем не потому, что он был в таком состоянии. Тогда Карл Григорьевич предложил мне выпить с ним рюмку коньяку, на что я ответил благодарностью и отказом. А он в ответ на мой отказ опять выдал какой-то перл.
Владимир Григорьевич, надо признать, что мало воспоминаний о семипалатинских летчиках, в т.ч. и о тех, кто плечо в плечо с Григорием Макаровичем, твоим отцом, осваивал Ту-128, что для тебя, по-видимому, обидно. Это, действительно, так. Тут надо добавить, что если бы не твои рассказы, то их практически и не было бы. Ну и рассказы тех, кто, хотя не летал в Семске, все-таки опосредственно многое сумели о некоторых семипалатинских летчиках поведать. Здесь надо особо поблагодарить Владимира Николаевича за его недавний рассказ о Викторе Сергеевиче Фищенко и о других, в т.ч. о семипалатинцах, а также и за ряд других воспоминаний, где упоминаются семские летчики.